search
main
0

Класс, но не для вас

Родители детей-аутистов жалуются на сложности при зачислении ребенка в ресурсный класс

На фоне ежедневных сводок о пандемии коронавируса есть и хорошая новость: в России нет пандемии аутизма. По крайней мере, устами психиатров об этом было сказано на пресс-конференции в ТАСС.

По словам ведущего научного сотрудника Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М.Бехтерева, профессора кафедры психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного университета Владимира Пашковского, статистика по аутизму свидетельствует о том, что в 2019 году в России было диагностировано более 36 тысяч человек с таким диагнозом. Это 25 человек на 100 тысяч населения.

Если вести речь о детях-аутистах, то здесь цифры «пляшут» от страны к стране. Например, по статистике ВОЗ, каждый 136‑й ребенок страдает РАС. В США подсчитали, что каждый 54‑й американский ребенок – аутист. По данным российских статистов, в нашей стране с РАС рождается каждый 900‑й ребенок.

Хотя, если судить по конкретному региону, скажем по Санкт-Петербургу, то понятно, что число таких детей постепенно увеличивается. Если в 2014 году их было 300, то сегодня порядка 600.

Медики связывают увеличение числа детей с аутизмом с изменением диагностических подходов и расширением диагностики, по их мнению, иногда даже неоправданной. Например, в некоторых странах любое нарушение социальной коммуникации начали трактовать как симптом аутизма.

В любом случае эти 600 петербургских детей с РАС имеют право на образование, однако здесь система образования и родители особых детей пока не нашли общего языка. Не так давно в адрес представителей органов исполнительной власти Петербурга была направлена петиция, которую на сегодня подписали уже более 75 тысяч человек и в которой родители детей с РАС рассказывают, как тяжело устроить ребенка в ресурсный класс, что приходится бороться буквально за каждое место и что часто ни районный отдел образования, ни школа не оказывают поддержку и содействие в вопросах устройства детей-аутистов в образовательную организацию.

На пресс-конференции объяснять, как обстоят дела с точки зрения исполнительной власти, пришлось начальнику отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Анне Грубской. Она сообщила, что в Петербурге уделяется большое внимание обучению детей с РАС. Еще с 1990‑х годов с этой категорией детей работает школа №755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района.

Кроме того, уже более семи лет в Санкт-Петербурге существует программа по созданию ресурсных классов (РК) в обычных школах. Первопроходцем в развитии инклюзивного образования для детей с аутизмом стала школа №232 Адмиралтейского района.

По словам Анны Грубской, на сегодня действуют 15 ресурсных классов в 11 районах города. В них обучаются 52 ребенка. Вопрос открытия РК постоянно прорабатывается с администрациями районов и обсуждается с родителями на собеседованиях в феврале и марте. По итогам таких собеседований есть представление, как действовать в ближайшие 3 года.

Уже определено, что к 1 сентября 2021 года 7 новых ресурсных классов будут открыты в 7 районах города. Через год они появятся еще в 4 районах. А к 2023 году ресурсных классов будет уже не менее 27. Как заметила Анна Грубская, важно, чтобы родители обращались в соответствующие инстанции за год-два до предполагаемого зачисления детей в первый класс.

Тогда у района и школы будет достаточно времени, чтобы создать материальную базу и подготовить специалистов для работы ресурсного класса. Ведь для появления такого класса в школе необходимо решить ряд задач: создать комфортное образовательное пространство в школе, организовать повышение квалификации учителей и, что особенно важно, провести определенную работу с нормативно развивающимися детьми и их родителями. Кстати, сейчас в подавляющем большинстве школам удается решить вопрос корректного отношения нормативных детей с детьми с РАС.

Перспективным направлением в обучении детей с аутизмом в петербургской системе образования также считают образовательное сопровождение с дошкольного возраста. Пилотным в реализации этого проекта стал Фрунзенский район. Здесь уже есть успешный опыт взаимодействия детского сада и школы. И сейчас ведется работа над тем, чтобы такая преемственность в работе образовательных организаций была обеспечена в каждом районе города. Дети с РАС в этом случае попадают на контроль еще в раннем возрасте, когда ходят в группы комбинированного вида и развиваются вместе с другими сверстниками.

Об успешности работы ресурсных классов можно будет говорить по окончании детьми учебной программы. Первых выпусков еще не было, однако положительная динамика уже наблюдается. Например, некоторые дети через полгода-год обучения в РК могут спокойно войти в кабинет и присутствовать на уроках. Педагог, видя эту динамику, строит ребенку индивидуальный образовательный маршрут.

Как пояснила Анна Грубская, дефицита учителей, способных работать с особыми детьми, в Петербурге нет. Все РК и коррекционные школы укомплектованы специалистами, в том числе дефектологами, психологами, логопедами и т. д. По мере того открытие новых РК, педагоги будут проходить специальное обучение. Если есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии с описанием сопровождения, то у ребенка с РАС обязательно появится тьютор, которого школа обязана предоставить бесплатно.

По словам Анны Грубской, если родители ребенка-аутиста столкнулись с непониманием со стороны начальника районного отдела образования или директора школы, то им следует обратиться в городской Комитет по образованию. Здесь каждый вопрос будут оперативно рассматривать и искать приемлемое решение.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

 

Справка

Исследователи определили, что аутизм – это нарушение функционирования лобных долей головного мозга, которые отвечают за познавательный процесс. У малыша из-за этого снижен или отсутствует интерес к окружению, к людям. Данная особенность вызывает страх любых перемен, агрессию и непонимание чужих чувств и эмоций. Нарушения приводят и к тому, что ребенок не осознает возможностей речи, общения и многих других процессов.

Правда, существует и еще одна форма аутизма, при которой у больного на фоне общего отставания невероятно развит какой-либо талант, проявляющийся без специального обучения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте