Слова из стихотворения Степана Щипачева я не случайно вынес в заголовок. Старшее поколение еще прекрасно помнит, как проходил прием в пионеры, и на торжественной линейке в школе, а кому повезло чуть больше, то и у памятников Ленину или героям войны, юным ленинцам повязывали красные галстуки. Но повязывание галстука и дача торжественного обещания были лишь ритуалом, а сам прием должен был проходить во время сбора отряда или дружины. Именно там пионеры решали вопрос о приеме новичков в свои ряды.
Итак, простой школьник стал пионером, вступил в ряды детской организации. Что дальше? Вернее, сейчас надо поставить сам вопрос иначе: что должно измениться в жизни ребенка после вступления его в детскую общественную организацию? Ведь пионерия и была этой самой организацией. Я вот совершенно не согласен с утверждением, мол, главная задача пионера – хорошо учиться.
На мой взгляд, чтобы хорошо учиться, совершенно не обязательно быть членом детской общественной организации. Для этого достаточно быть просто прилежным учеником. Но в детскую организацию ребенок вступает не для того, чтобы его заставляли еще лучше учиться. Он идет туда для участия в какой-то интересной ему деятельности, для неформального общения со сверстниками и взрослыми.
Это мы, взрослые, рассуждаем о его социализации и воспитании, а ребенок думает о том, что ему будет интересно. Наличие красивой формы, будь то пионерский галстук или значок Российского движения школьников, не сделает жизнь ребенка интереснее. Это сделают его вожатый и друзья.
В современных условиях вопрос вовлечения детей в РДШ встал достаточно остро. Дети должны стремиться туда попасть, причем добровольно. А это возможно только при одном условии – ребенок должен увидеть, что в организации ему будет интересно.
В существующих до появления РДШ организациях, большинство из них является субъектами Международного союза «СПО-ФДО» – правопреемника Всесоюзной пионерской организации, деятельность основывалась на преемственности пионерских традиций, решениях X Всесоюзного слета пионеров в «Артеке». Была сохранена структура организации, начиная от школьных, внешкольных и до городских, районных и региональных. И вожатые в основном знали, чем занять детей, чтобы им было интересно.
Но в большом количестве регионов городские, районные и региональные организации отсутствовали, хотя на школьном уровне детские общественные объединения и организации все же существовали. Часто вожатые не имели опыта работы с детскими общественными организациями, да и вожатых как таковых часто не было.
С появлением РДШ возникла необходимость создания структуры, в основе которой должна быть школьная первичная организация. Именно в ней ребенок вовлечен в ту самую деятельность, с помощью которой мы, взрослые, его воспитываем и социализируем.
Олег КАМАКИН, заместитель директора Центра детского творчества, учитель обществознания школы №3, Ноябрьск, ЯНАО
Комментарии