search
main
0

1,7 миллиарда будут выделены из резервного фонда на дополнительную адресную поддержку москвичей

​Правительство Москвы на очередном заседании рассмотрело и приняло антикризисный план для устойчивого развития экономики города, стабилизации социального обеспечения граждан.

Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:Все последнее время мы активно проводили консультации с Правительством Российской Федерации, с министерствами, ведомствами, активно участвовали в формировании антикризисного плана Правительства России, с московским бизнес-сообществом, общественными организациями, отдельными предприятиями, руководителями крупнейших госкорпораций. Наш сегодняшний проект антикризисного плана включает такие ключевые направления, как социальная поддержка граждан, обеспечение всего того спектра льгот, который сегодня действует в городе. Мы, безусловно, будем его поддерживать и обеспечивать. Кроме того, предполагается выделить из резервного фонда 1,7 миллиарда рублей на дополнительную адресную поддержку граждан, мы, безусловно, должны обеспечить граждан льготными лекарствами, работу медицинских и социальных учреждений. План предполагает поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, предприятий реального сектора и торговли, а также направлений импортозамещения. Первое – приоритетными отраслями промышленности в области импортозамещения будут те отрасли, которые дают продукцию, наиболее потребляемую в больших объемах городом. Второе – использование потенциала наших промышленных предприятий, которые готовы сами производить эту продукцию. Третье – влияние госзаказчика на те или иные отрасли, это, к примеру, производство лекарств, где основные заказчики государственные и муниципальные учреждения. В перечень должны войти такие отрасли, как микроэлектроника, нанотехнология и другие инновационные направления. Кроме того, мы заключили многолетние контракты на производство вагонов для метро. Это крупнейший машиностроительный контракт в России, который предусматривает практически стопроцентное изготовление всех комплектующих на российских предприятиях. Важнейшее направление – поддержка строительного сектора, одного из крупнейших среди мировых мегаполисов, который насчитывает более триллиона рублей ежегодных инвестиций в экономику города. Нам необходимо предпринять все меры, для того чтобы этот бизнес поддержать, чтобы объем инвестиций не уменьшался или по крайней мере был достаточно стабильным. Речь идет и о поддержке ипотечного кредитования, и о рассрочке по арендным платежам за землю для вновь начинаемых строительных объектов, и об ускорении, удешевлении процедур технологического присоединения, регистрации недвижимости, уменьшении административных барьеров и ускорении выдачи разрешений на строительство. Немаловажны для москвичей стабильные цены на продовольствие. Конечно, здесь нет абсолютных рецептов, но тем не менее мы должны совместно с контролирующими органами мониторить цены в наших продовольственных магазинах и содействовать поставкам продовольствия на московский рынок, создавая добросовестную конкуренцию в этом направлении, таким образом влияя на цены продовольствия. Мы не должны забывать, что цены на сырье в области продовольствия значительно увеличились, в том числе и на зерно, мы должны оказывать производителям пищевой промышленности содействие, для того чтобы эти цены были приемлемыми. Еще одно, на мой взгляд, важное направление – это оптимизация бюджетных расходов. В первую очередь речь идет о сокращении управленческих издержек, сокращении бюрократического аппарата, отказе от закупок товаров и услуг, которые не первоочередные. С другой стороны, мы должны максимально сохранить и социальные расходы, и инвестиционные расходы для поддержания социальной и экономической стабильности в городе. Я должен сказать, что наш план оперативный и открытый для любых предложений. Этот план не подменяет нашей государственной программы, в том числе программы развития и развития инфраструктуры. Мы будем их продолжать, они стержневые для развития города, в том числе и программы в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, эти программы утверждены и будут неукоснительно исполняться. Да, может быть, от каких-то мероприятий, которые не первоочередные, придется отказаться, но они не будут ключевым образом влиять на показатели развития города. Для бизнеса очень важно, чтобы в Москве продолжали строиться инфраструктуры – и технологическая, и транспортная, без этого невозможны никакие новые инвестиции. Максим РЕШЕТНИКОВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития: План по обеспечению устойчивого развития экономики, социальной сферы и социальной стабильности города ни в коей мере не отменяет и не заменяет систему городских программ, а лишь расставляет акценты в реализации отдельных мероприятий на текущем этапе. План – это более 70 конкретных мероприятий, которые отнесены к двум разделам – первоочередные мероприятия и системные мероприятия, связанные с развитием экономики и социальной сферы. На долю первоочередных приходится 85 процентов всех мероприятий в общей структуре плана. Ключевой блок этих мероприятий – поддержка москвичей в вопросах социальной стабильности. Это обеспечение лекарственными средствами, введение дополнительных мер адресной поддержки и реализация программы мероприятий по переподготовке кадров. Мы должны быть, с одной стороны, готовы к тому, что понадобятся новые квалификации в связи с реализацией программы импортозамещения, а с другой стороны, безусловно, к тому, что появится и спрос на такие программы. Правительство Российской Федерации включило в федеральный план пункт, связанный с проработкой механизма так называемых офсетных контрактов. Это долгосрочные государственные контракты, которые предполагают обязательства по развитию производства продуктов, которые ранее были импортированы. Мы прорабатываем законодательные предложения, но и сотрудничаем с компаниями, которые крайне заинтересованы и готовы создавать производство на территории города. Это и лекарственное обеспечение, и изделия медицинского назначения, и другие направления. Здесь действительно очень большие возможности существуют. Предполагается очень тесная работа с федеральными ведомствами в части привлечения финансирования под проекты, приоритетные для города, связанные с контрактами жизненного цикла, моделью пассажирских перевозок, привлечением средств в энергетику, и другие приоритеты, которые городом обозначены там, где мы будем эти программы реализовывать в любом случае, где действительно необходимо финансирование по приемлемым ставкам. По обеспечению продовольственной безопасности – важна работа со всеми поставщиками продовольственной продукции на московский рынок. Задача – минимизировать влияние факторов, связанных с ростом цен, это возможно сделать только на условиях развития конкуренции, логистических цепочек, здесь очень важны инициативы по агропромышленным кластерам, которые уже реализованы в городе и должны быть реализованы. У нас есть решение о закрытии с 1 января 2015 года всех сельскохозяйственных рынков, которые расположены вне капитальных объектов, но мы понимаем, что не все организаторы смогли оперативно перестроиться и выполнить это требование, а москвичи к рынкам привыкли. Поэтому по обращению бизнеса и москвичей в плане есть пункт о том, что этот срок переносится еще на год, есть поручение мэра Москвы максимально проработать с собственниками этих сельхозрынков тему перехода их уже на постоянную работу. Важный момент – эффективность бюджетных расходов, то, чем мы занимались последние три года. Мы можем сделать многое в плане контроля закупок, экономии, но та ситуация, которая сложилась на товарных рынках, ставит новые задачи. В первую очередь это задача, поставленная перед госзаказчиками, это работа с подрядчиками, чтобы они, пользуясь этой ситуацией, не пытались сорвать поставки в адрес наших бюджетных учреждений или завысить цены. Здесь нам очень важно просто вести точечную ежедневную работу, многие органы власти в эту работу включились. Отдельный вопрос предусмотрен по дополнительным мерам развития внутреннего и въездного туризма, в некотором смысле это тоже программа импортозамещения, поскольку нам есть что предложить и самим москвичам, и остальным россиянам, и жителям других стран. Очень много сделано, надо просто продать, в хорошем смысле, те возможности, которые Москва дает. Несмотря на сжатые сроки, отведенные на подготовку плана, мы максимально использовали это время для взаимодействия с бизнесом. В результате к нам поступило более 100 предложений от различного рода общественных организаций, объединений бизнеса, от отдельных предпринимателей, от крупных компаний. Восемь из каждых десяти предложений были учтены, нашли отражение в плане. Одновременно с этим в плане из 72 пунктов 23 пункта предполагают напрямую корреляцию с федеральным планом, то есть в 30 процентах мероприятий нам надо очень тесно взаимодействовать с коллегами на федеральном уровне. Благодаря такой активной работе сейчас эти связи налажены, просто всем ведомствам надо по своей вертикали очень внимательно отрабатывать. План не догма, есть поручение мэра Москвы регулярно его пересматривать и обновлять, отчитываться о ходе исполнения. Поэтому даже если какие-то предложения не вошли, это не значит, что обсуждение закончилось, – будем и дальше смотреть.В целом план, хотя мы его между собой называем антикризисным, в реальности, наверное, антикризисный наполовину. Может быть, даже на меньшую половину, а на оставшуюся половину это план того, как использовать возможности, которые нам предоставляет кризис, для обновления нашей экономической базы, для создания новых производств, для развития предпринимательства, в общем, для того чтобы экономика и социальная сфера города стали сильнее и из всех этих пертурбаций вышли еще более эффективными. Ярослав КУЗЬМИНОВ, депутат Московской городской Думы, ректор Высшей школы экономики:Научно-экспертный коллектив Высшей школы экономики принял самое активное участие в обсуждении и формировании плана. Основная часть наших предложений была отражена в этом проекте. Москва может больше других регионов пострадать от кризиса, потому что у нас значительно больший вес социальных групп, ориентированных на внешние рынки или потребление которых включает валютный компонент. Вместе с тем у Москвы значительно больше ресурсов для противостояния кризису, чем у других регионов, – и финансовых, и кадровых, и инфраструктурных. В плане хорошо проработаны вопросы использования инфраструктуры, а именно оптимизация платежей с учетом того, что мы не можем обнулить плату за землю и арендные платежи, что делают регионы. Это было бы нерационально и в долгосрочной перспективе подорвало экономику города. Хорошие инструменты предложены по стабилизации финансового положения предпринимательского комплекса города. Основным драйвером экономического роста в 2000-е и до последнего момента был рост потребления. Соответственно большая доля экономики города сформирована элитной торговлей, ресторанами, но вклад этих отраслей в доходы города не так велик. Бояться опустевших помещений в центре не следует, гораздо опаснее падение доходов и покупательной способности в целом. Это приведет к тому, что привычного для нас роста налоговой базы через НДФЛ – мы действительно привыкли к нему в последние годы – не будет, к этому надо привыкать. Ключевая проблема – надо ограничивать расходы города или ориентироваться на то, что мы сможем в силу особого положения Москвы в системе российских регионов, и возможности экономики Москвы заместить эти доходы. Мы считаем, что шансы на то, что сможем заместить эти доходы, очень большие. Москва имеет высокий потенциал локализации импортозамещения различных отраслей как в разработке высоких технологий, так, например, в мелкоузловой сборке автомобилей или автомобильной электронике. Вместе с тем импортозамещение не должно применяться вслепую. Можно выделить три возможных уровня: импортозамещение для собственно московского рынка, для российского рынка и возможность расширения экспорта на основе резко снизившихся издержек. Каждая отрасль должна пройти своеобразный аудит, оценку возможностей по этим трем уровням. При этом надо ориентироваться на федеральные инструменты поддержки промышленности. Они сегодня заявлены, но не наполнены конкретными проектами. В правительстве неоднократно звучало, что хороших проектов просто нет, они не могут их отобрать. Уверен, что можно доказать обратное. Нам надо работать вместе с московскими банками над инвестиционными проектами среднего уровня. Я думаю, что это ключевая задача на микроэкономическом уровне управления. Высокий интеллектуальный потенциал, большая концентрация опытно-конструкторских мощностей – это шанс для международных компаний сегодня вернуться в Москву с инжиниринговыми центрами, потому что в два раза упала цена труда. Это очень серьезный фактор, нам надо заново провести переговоры с теми компаниями, которые в свое время были в Москве, которые вывели свои центры в Казахстан, в другие регионы. Вполне возможно, что мы сможем вернуть те или иные центры даже массовых разработок. Туризм и связанные отрасли – туристы выгодны тогда, когда в городе еще что-то покупают, а не только живут и ходят на экскурсии. Нужна поддержка дизайн-бюро не только в области одежды, поддержка сувенирного производства и торговли и развитие культуры для туристов, адаптация московских музеев и театров, например, под английский или китайский язык, потому что много китайских туристов. Нужно посмотреть на качество ресторанов среднего ценового уровня для туристов, именно они сегодня массово закрываются, и мне кажется, что имеет смысл их поддержать. Территориальный аспект – нужно применить конкретные модели экономического использования конкретных территорий. Есть три типа экономических зон. Это существующее промышленное кольцо в районе МКЖД – оно в общем характеризуется потенциальной дороговизной земли, совершенно не факт, что мы должны продолжать там, на основных частях этих зон, именно промышленную деятельность. Это отдаленные районы, в том числе за пределами МКАД, совершенно особо стоит территория Новомосковского округа – Новая Москва за Троицком. Эта зона уникальна тем, что допускает развитие предприятий, ориентирующихся на цену труда российской провинции, а не Москвы, и на дешевую землю. Там целесообразно развивать сборочное производство, вынести туда таможенные терминалы, которые сейчас часто перегружают город, транспортное и складское хозяйство. Нужна инвентаризация промышленных зон для обоснования мониторинга реализации экономической политики. Нужно определение единых объектов управления, так называемых кластеров, которые могут быть как промышленными, так и сервисными, которые должны иметь два свойства: должны быть ориентированы на ту цену труда, которая есть в городе, а не на привозной труд, кроме новомосковского кластера, иметь высокий потенциал роста хотя бы на одном из трех типов рынка. Необходимо включение ведущих научных и образовательных организаций Москвы в процесс инновационного развития, например, создание на их основе технологических и бизнес-парков, а также поддержка стартапов, команд молодых ученых и выпускников вузов. Наконец, мы предлагаем в этой сфере формирование сетей компетенций или центров компетенций, которые структурировали бы профессиональные сообщества для повышения качества профессиональной работы, качества производства и сервисов. Сейчас работа по профессиональным компетенциям заявлена Президентом РФ, сформирован президентский совет, но реальных центров обучения компетенциям и сертификации компетенций практически нет. Москва могла бы выступить пионером в реализации поручения Президента РФ в этой области. Социальная сфера города выходит за рамки, обеспечивающие социальную стабильность, она одна из ключевых. Учитывая, что в Москву приезжают получать образование, лечиться жители всей страны, а также из других государств, надо выделить и поддержать те участки, где медицина и образование могут генерировать для города налоговые доходы, пусть даже в первые годы это будут десятки, а не сотни миллионов рублей. С высокой вероятностью можно прогнозировать вымывание белых воротничков низкой квалификации. Это могут быть сотни тысяч человек в течение ближайших двух лет, нам нужно предложить переквалификацию с учетом социальных ограничений этой группы работников. Для этого нужны серьезные социологические исследования, на какого рода работу они в принципе будут готовы переориентироваться. Сейчас серьезно обсуждается отток мигрантов. Известно, что у нас больше миллиона мигрантов уехало за половину 2014 года. В какой степени это опасно для Москвы? По нашему мнению, Москва с меньшей вероятностью, чем другие регионы, потеряет мигрантов по чисто экономическим причинам: мы платим больше, чем в регионах, но нужен тщательный анализ конкретных профессиональных рынков труда, где привлекают мигрантов: это торговля, ЖКХ, строительство, логистическое хозяйство и транспорт. Там, где будут риски массового освобождения рабочих мест, необходимо предпринимать соответствующие действия. Нужно ускорить также реструктуризацию московских вузов и колледжей, прекратив выпуск людей с дипломом, но без востребованных квалификаций, это потенциально опасно даже с социально-политической точки зрения. Надо ускорить создание программ прикладного бакалавриата, ориентированных на те квалификации, на которые есть платежеспособный спрос в городе. Надо перестать надеяться на федеральные органы, Москве нужно самостоятельно выстраивать связь вузов с предприятиями – носителями технологий. Это не столько проблема денег, сколько вопрос организационной активности власти Москвы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте