search
main
0

167 путевок к славе. Не экономьте на престиже

25 часов экранного времени – цифра солидная даже для большого фестиваля. А для киносмотра студенческого, считайте учебного, так и вовсе из ряда вон выходящая. Чтобы придать этой сцене еще большую образность, представьте, что в течение 25 часов вы читаете школьные выпускные сочинения. Или курсовые работы, что, конечно, будет точнее. Сразу оговоримся: читаете совершенно добровольно, никто вас к этому не принуждает. Просто вам любопытно, насколько ребята а) грамотны, б) перспективны, в) талантливы и, наконец, г) что их сегодня вообще волнует. Представили? Тогда считайте, что в конце апреля вы тоже побывали в Петербурге на V Открытом кинофестивале студентов киновузов и киношкол «Начало».

Отборочная комиссия провела у экрана около двух месяцев: из 324 присланных на конкурс фильмов выписала «путевку в жизнь» половине – 167 картинам из 20 стран. Тут и традиционные Скандинавия, Западная и Восточная Европа, США, страны СНГ и даже совсем далекие гости – и по расстояниям, и по менталитету, и по взглядам на искусство – мексиканцы, кубинцы, чилийцы. Россию представляли аж 15 киновузов. Кроме именитых московских и питерских, еще и пермская и норильская киношколы, два новосибирских университета. Как и всякое масштабное событие, фестиваль изрядно потрепал организаторам нервы: то российское консульство в Тбилиси отказалось выдавать визы грузинским конкурсантам, то латиноамериканцы прислали фильмы в такой экзотической кодировке, что вся наша техника забастовала, отказавшись крутить такое кино. В конце концов, конечно, буря улеглась, и все встало на свои места: и грузины приехали, а Ираклий Кочламазашвили, третьекурсник Университета театра и кино им. Шота Руставели, даже получил в итоге приз за лучший сценарий к собственному фильму «Капли», да и латиноамериканцев в беде не бросили. Но кинорежиссер и генеральный директор фестиваля Евгений Татарский накануне церемонии открытия все равно сомневался, решится ли он на будущий год возглавить очередную VI студенческую киновстречу. Спишем эти настроения на естественную усталость и закон жанра, но то, что такой фестиваль (лучше без технических накладок, чем с ними) необходим – очевидно. Это ведь своеобразная выездная школа, где можно посмотреть, чем и как дышат сверстники, что-то принять к сведению, от чего-то впоследствии воздержаться, увидев собственные ошибки в чужих работах, побывать на семинарах больших мастеров. Учебы «в собственном соку» не бывает, чем больше общаешься, тем умнее становишься. Доказано…

– Я уже много лет преподаю во ВГИКе, выпустил несколько мастерских в Петербургском университете кино и телевидения. Поэтому конкурсные работы буду оценивать не столько как режиссер, сколько как педагог, – пообещал председатель жюри игровых, анимационных и экспериментальных фильмов Игорь Масленников. – В студенческих работах важно увидеть потенциальные возможности автора. Ведь с «детьми» часто как бывает – море таланта, но мало профессиональной грамотности. Или наоборот – перед нами прекрасный ремесленник, но уже сейчас понятно, что он вряд ли когда-нибудь взлетит. Студенческий конкурс – это не соревнование взрослого искусства, судьи тут должны быть особенно деликатны. Молодые работы нельзя оценивать наотмашь.

Кстати, в жюри на этот раз пригласили и молодого режиссера Артема Антонова. Два года назад он сам был здешним конкурсантом, получил Гран-при за короткометражку «Столичный скорый» и отправился победным маршем по самым престижным международным фестивалям. А его дебютная полнометражная картина «Полумгла» только подтвердила, что в свое время жюри «Начала» сделало правильный выбор.

Так что же интересует молодых художников, которые, если все сложится, уже завтра придут в большое кино? Вне зависимости от места «прописки» – будь то Гватемала или Дания – одно и то же: любовь, смерть, проблема наркотиков, война, одиночество. Особенно наркотики, война и одиночество. Как говорится, у кого что болит…

Евгения Давыдова, пятикурсница Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, получила спецприз жюри за совсем коротенький, всего лишь минутный ролик «Нет». Неплохо было бы нон-стопом крутить его во всех школах и ночных клубах – никому бы не повредило. Молодой и очень приятный с виду человек рассуждает, будто сам с собой: «Вот все говорят о проблемах с наркотиками. А у меня с ними нет никаких проблем. Правда, есть одно маленькое «но»: и меня самого уже тоже нет»…

Лучшим игровым фильмом назвали израильскую картину «Ранчо» Охада Домба. Давид и его взрослый уже сын живут в далеком приграничном поселении. Война и политика вынуждают их эвакуироваться, оставить свой старый дом, могилу жены и матери. Давид – старый волк, жизнь научила его уступать. А сын его не понимает, почему должен уходить с родной земли, люди в камуфляже ему не указ. Никогда не были и теперь уже никогда не будут. И тот же мотив, что и в минутном ролике про наркотики: потому что и его уже на этом свете больше не будет… Израиль прислал в Петербург очень сильную подборку картин. Жюри это отметило, присудив двум иерусалимским киношколам спецпризы за лучшие программы игровых фильмов. Судя по всему, пройдет не так много времени, и на европейском кинорынке появится еще один новый сильный игрок.

Если посмотреть без антракта 6-7 конкурсных лент – вперемежку и наших, и зарубежных – очевидный вывод напрашивается сам собой. Западные студенты очень профессиональны и технически крепки. Видно, что руки у них не дрожат ни в прямом, ни в переносном смысле: они владеют камерой и светом, а не камера и свет владеют ими. Зато у наших ребят море фантазии. Их работы оригинальны и неожиданны, хоть и сняты, считайте, на пустом месте и из ничего. По словам Андрея Герасимова, ректора Высших курсов сценаристов и режиссеров, такая колоссальная разница между российскими и западными работами вполне объяснима: «За границей кинообразование считается таким же важным и нужным, как и всякое другое обучение. Государство не скупится на него, не жалеет средств, понимая, что деньги эти вернутся будущим престижем, международным именем и славой не только для отдельно взятого режиссера, но для всей страны. Наши же студенты вынуждены сегодня за все учебные съемки платить сами. А это огромные деньги, и где их брать – непонятно. Вот и приходится выезжать на голом энтузиазме!»

«Марганцовка», картина третьекурсника Петербургского университета кино и телевидения Леонида Пляскина, никаких призов не заработала. Зато сорвала шквал аплодисментов. И не только потому, что в зале собрались, видимо, все знакомые и друзья автора, но и оттого, что уж больно тема животрепещущая: молодой человек и армия. Юноша идет делать предложение любимой, но прямо у ее подъезда попадает в «теплые» милицейские объятия. На всякий случай врезав парню по зубам, стражи порядка отвозят его прямиком в военкомат, где новобранца уже ждет «миляга»-прапорщик. Такой если ночью приснится, на утро рискуешь уже и не проснуться… Девушка, так и не дождавшись ни жениха, ни предложения, отправляется в больницу на аборт, а «узник», дабы вырваться из заточения, решается проглотить капсулу с марганцовкой. Язва желудка и даже смерть – ничто по сравнению с перспективой провести два года в обществе таких вот «миляг»-прапорщиков.

– Считайте, что это почти документальное кино, – объясняет Леонид Пляскин. – Однажды я провел несколько дней на сборном пункте, там-то мне и предложили проглотить хлебный мякиш с марганцовкой – очень популярный способ заработать «белый билет». Слава богу, я отказался, а вскоре с моими документами разобрались и меня отпустили. Тогда-то я и решил снять фильм о том, что такое армейская машина, как равнодушно, не разбираясь, во все времена ломала она человеческие судьбы. Только не подумайте, что это фильм о трусе-дезертире, которому просто неохота служить. Ему неохота служить в ТАКОЙ армии. Не тешу себя надеждой, что мою работу увидят те, в чьих силах что-то изменить. Но вдруг?

Санкт-Петербург

Призы фестиваля «Начало»

Гран-при «Perpetuum mobile» – фильм «Собака», режиссер Матиас ХЬЮЗЕР, Швейцария

Лучший режиссер – Мартин МОРТЕНСЕН, фильм «Черная дыра», Дания

Лучший оператор – Александр ОНОПРИЕНКО, фильм «Воскресение», Украина

Лучший сценарист – Ираклий КОЧЛАМАЗИШВИЛИ, фильм «Капли», Грузия

Лучший игровой фильм – «Ранчо», режиссер Охад ДОМБ, Израиль

Лучший анимационный фильм – «Животное», режиссер Евгения ГОЛУБЕВА, Россия

Лучший экспериментальный фильм – «Эстафета», режиссер Мортен ЙОРГЕНСЕН, Дания

Лучший игровой фильм продолжительностью до пяти минут – «Клаустрофобия», режиссер и автор сценария Чавдар ЧЕРНЕВ, Болгария

Лучший документальный фильм – «Альберт – старший брат», режиссер, Андреас КОЕФОЕД, Дания

Лучший фильм на социальную тему – «Агрессия», режиссер Олеся ЩУКИНА, Россия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте