search
main
0

Юридическая консультация

Органы Пенсионного фонда и даже суды далеко не всегда одинаково трактуют нормы права, связанные с досрочным назначением пенсии педагогам. В том числе это касается практики включения времени работы старшей пионервожатой в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью. В Общероссийский Профсоюз образования поступают многочисленные обращения по этому вопросу. Что же необходимо знать работникам образования, которые хотят отстаивать свои права?

Галина РОЖКО

Порядок исчисления стажа, требуемого для досрочного назначения страховой пенсии (ранее пенсии за выслугу лет), согласно пенсионному законодательству Российской Федерации поручено определять Правительству Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление №665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400‑ФЗ применяются ранее действовавшие постановления правительства.

При этом введены ограничения по срокам их применения для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место в деятельности гражданина.

В частности, в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 постановления №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее – постановление №1397) применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, но в том порядке, который предусмотрен данным постановлением.

Согласно подпункту «е» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет, утвержденного постановлением №1397, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (то есть работы, предусмотренной специальным перечнем), засчитывается любая педагогическая работа в школах, к которой относится также и работа в должности старшей пионервожатой.

При этом пунктом 4 указанного положения установлено, что время данной работы может быть включено в стаж по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (то есть 16 лет и 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением №1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Существование неединообразной судебной и правоприменительной практики по указанному вопросу связано с неточностью определения срока применения постановления Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 №1397.

Так, в постановлении Правительства Российской Федерации №665, к сожалению, перечислены не все нормативные правовые акты, которые должны учитываться при назначении досрочных пенсий соответствующим категориям работников согласно Федеральному закону №400‑ФЗ (ч. 2 и 3 ст. 30).

В частности, не указано постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» от 22.09.1993 №953. Данное постановление, которым был определен Перечень утративших силу нормативных правовых актов СССР, было введено в действие с 1 октября 1993 года.

Из этого следует, что при определении периодов работы педагогических работников до указанной даты следовало применять все ранее действовавшие пенсионные нормативные правовые акты.

Например, на основании постановления №953 до 1 октября 1993 года для включения в специальный стаж подпадала работа в должности старшего пионервожатого и некоторых других работников, включенных в перечень, утвержденный постановлением СМ СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 №1397.

Однако постановлением №665, смысл которого заключается в недопущении ошибочного применения (неприменения) ранее действовавшего пенсионного законодательства, старых списков и правил подсчета стажа, установлены ограничивающие сроки их применения. Тем самым допущено ухудшение условий назначения досрочных пенсий соответствующим категориям работников, то есть ограничены сроки применения льгот при исчислении стажа.

Так, подпунктом «м» пункта 1 постановления №665 установлено, что постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 применяется для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Из этого следует, что постановлением №665 не было учтено постановление Правительства РФ от 22.09.1993 №953, которым на этом этапе определялся Перечень утративших силу нормативных правовых актов СССР (в том числе постановления от 17 декабря 1959 года №1397), а также срок введения его в действие с 1 октября 1993 года.

Таким образом, для включения в стаж для назначения педагогическим работникам досрочно страховой пенсии на условиях, предусмотренных постановлением от 17 декабря 1959 года №1397, следовало применять периоды до 1 октября 1993 года, а не до 1 января 1992 года, как предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации №665.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено ГПК РФ.

В этой связи полагаем, что в случае защиты своих прав и законных интересов в судебном порядке заявителю в обоснование своих исковых требований следует на этапе обращения в суд первой инстанции приводить соответствующие доводы в полной мере с целью изучения материалов дела судом по существу.

В случае если граждан (заявитель) является членом Общероссийского Профсоюза образования, он имеет право обратиться за защитой и представительством своих интересов в региональную (межрегиональную) организацию профсоюза соответствующего субъекта Российской Федерации.

Зачастую социальными партнерами в научном сообществе обсуждается возможность законодательных изменений по поставленному вопросу. Полагаем, что правовые аспекты порядка назначения досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью работников сферы образования в настоящее время урегулированы законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем правоприменительная и судебная практика свидетельствует о том, что правоприменитель не всегда в полной мере добросовестно относится к изучению и проработке указанных выше вопросов.

Галина РОЖКО, заведующая правовым отделом – главный правовой инспектор труда Центрального совета профсоюза, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета;

Вера ПОНКРАТОВА, эксперт отдела по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте