search
main
0

150 миллионов долларов для подготовки хорошего специалиста? Не так уж много!

Отечественная система среднего профессионального образования на старте: до перехода с федерального на региональный уровень остается чуть больше трех месяцев. На вопросы о том, какие проблемы и риски ожидают учреждения системы СПО, отвечает Петр Анисимов, заместитель начальника Управления образования Федерального агентства по образованию.

– Петр Федорович, сегодня много говорят о модернизации среднего профессионального образования. Какие задачи, на ваш взгляд, должны быть сверхактуальными для решения в новом учебном году?

– Прежде всего это повышение качества подготовки кадров в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников СПО на рынке труда, достижение соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда и объемами подготовки специалистов среднего звена по различным специальностям. Кроме того – оптимизация системы управления СПО в регионально-отраслевом аспекте, совершенствование масштабов и структуры подготовки специалистов в контексте многоуровневой системы профобразования.

– Как известно, сегодня Москва пытается решить многие из перечисленных вами проблем. Как вы относитесь к процессу реструктуризации по-московски, когда учреждения НПО и СПО сливаются в колледжи?

– Москва не скрывает, что не ей принадлежит роль первопроходца, такой опыт есть в Тюмени, Смоленске, Хабаровске и в других регионах. Причем процессы идут разные: где-то сливаются учреждения профобразования разных уровней, где-то объединяются техникумы. Видимо, это процесс объективный, но пока в массовом порядке такого объединения пока нет.

– Вас не пугает, что, например, три ПТУ, объединившись, образуют среднее профессиональное учреждение, ведь НПО и СПО суть две разные ступени образования?

– Не пугает, потому что они должны будут при лицензировании, аттестации и аккредитации доказать возможности нового учебного заведения на проведение заявленной деятельности. Если все пройдет по закону, то никаких сомнений не будет.

– Не произойдет ли снижение уровня образования в системе СПО при передаче учреждений на региональный уровень?

– Думаю, этого не произойдет. Я недавно был в Санкт-Петербурге, которому передаются 6 ссузов, и уже понятно, что город постарается все их сохранить. В феврале нынешнего года правительство Санкт-Петербурга рассмотрело и утвердило программу развития среднего профессионального образования. Валентина Матвиенко очень внимательно отнеслась ко всем проблемам, и теперь в городе реализуется план оптимизации сети учреждений, выхода на работодателей, на экономику города, оказание поддержки из бюджета Питера. Кстати, там интеграционные процессы идут и по горизонтали, и по вертикали.

– А в чем причина интеграции – в назревших изменениях в содержании обучения, желании сэкономить бюджетные средства, новых подходах к управлению?

– Причин много. Первая, конечно, в целесообразности реструктуризации: не секрет, что многие ведомства имели и имеют по сию пору учреждения СПО, выживают учреждения за счет подготовки специалистов по одним и тем же специальностям, ходовым на рынке образовательных услуг. Сейчас рассматривается вопрос о передаче всех ссузов под крышу Минобрнауки РФ. Есть рабочая группа по такой реструктуризации, ее возглавляют Мау и Шохин.

– Такой перевод ссузов в Минобрнауки РФ, на ваш взгляд, можно рассматривать как положительный или возникнут новые проблемы?

– На первый взгляд можно оценивать его положительно, но необходимо учитывать отраслевой характер деятельности всех ссузов. Кроме того, этот процесс требует соблюдения всех международных конвенций и соглашений, которые наша страна подписала. Поэтому, когда речь зашла об учреждениях транспорта, культуры, спорта, медицины, возникло много неясностей и проблем, рабочая группа даже взяла тайм-аут для обдумывания и анализирования ситуации. Хотя многое в ней логично: например, все строительные вузы в ведении Минобрнауки РФ, почему бы туда не перевести и строительные ссузы. Ко всему прочему, никаких отраслевых влияний на деятельность учреждений СПО сегодня почти не существует, все они практически находятся на «голом» бюджете. Если решение комиссии будет принято в пользу перевода, нам понадобится создать такие отношения с реальной сферой производства, чтобы не потерять все положительное, накопленное. Мы будем думать, как выстраивать такие комплексы.

– Часто бывает так, что учреждения профобразования предлагают нечто новое, инновационное, но оно объявляется незаконным, поскольку нет соответствующей нормативно-правовой базы. Есть ли сегодня база для создания таких комплексов?

– В принципе процесс модернизации профобразования предполагает как одну из главных задач совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы СПО. Но хочу отметить, не все можно отразить в законах, это по большей части технология. У нас и сегодня есть договоры о работе с такими крупными объединениями работодателей, как, например, Международный союз металлургов, но теперь мы должны выстраивать эти отношения в системном порядке, фиксировать профильные, отраслевые направления деятельности и отрабатывать экономические системы. Возможно, это поможет решить и еще одну задачу модернизации – улучшить ресурсное обеспечение учреждений СПО, развить многоканальное финансирование.

– А как тут определить прогноз потребности в специалистах?

– Это очень сложное дело, точного прогноза потребности пока нет ни по одной отрасли. Крупные отрасли еще как-то насыщают свой кадровый состав за счет старых ресурсов рынка труда, но они уменьшаются. Найти специалистов, способных работать на новейшей технике и по новейшим технологиям, становится все труднее. Поэтому крупные корпорации начинают обращаться в учреждения СПО и НПО. Например, «Транснефть», которая должна прокладывать трубопровод к Находке, кадров для этого не имеет и собирается открыть их подготовку на базе одного из томских техникумов, инвестируя в его базу 150 миллионов долларов. В результате будет создан крупный региональный центр образования с программами НПО, СПО, переподготовки и повышения квалификации кадров. Надеюсь, что при этом будет решена еще одна задача модернизации – совершенствование кадрового обеспечения среднего профобразования.

– Иногда создается впечатление, что все смешалось в системе профобразования: НПО готовит по программам СПО, СПО – по программам НПО и ВПО, ВПО норовит завести у себя программы НПО, а НПО замахивается на программы ВПО. Идет ли речь о создании интегрированных программ профобразования?

– Идет. По 15-20 профессиям такие программы уже есть, над ними работают Институт развития СПО и ИРПО. Уже есть порядка 20 программ СПО, интегрированных с программами ВПО. Тем более что у нас есть большой опыт интеграции педагогических ссузов и вузов. Процесс «смыкания» различных уровней профобразования идет через интеграцию содержания образования, формируется единый содержательный образовательный округ. Например, в Мордовии есть университетский образовательный округ, объединяющий более 100 субъектов – образовательных и научных учреждений, производственных, общественных и социальных организаций. А есть управленческая форма соединения в Великом Новгороде, где в составе университета есть 6 колледжей. В Орловской области – сетевая распределенность: Мценск, Ливны и другие города, где есть техникумы, ПТУ, филиалы. Когда произойдет передача учреждений на региональный уровень, будут созданы настоящие региональные учебные округа, региональные образовательные комплексы, куда войдут и школы, и детские сады, и учреждения всех уровней профобразования. Мы считаем, что техникумы должны предоставлять свою базу для организации профильного обучения (у нас есть три экспериментальные площадки – в Санкт-Петербурге, в Москве, в Смоленске). Ну разве сможет школа, в которой будет технический профиль, создать достойную базу, условия для обучения? А рядом есть техникум, который, может быть, даже больше школы заинтересован в профильности, в сотрудничестве со школой, потому что оттуда к нему пойдут учиться молодые люди. Они могут организовать профильные классы и платить школьным преподавателям, которые будут в них работать.

– Нет ли у вас ощущения, что перевод ссузов на региональный уровень может привести к резкому уменьшению их числа, что система в результате этого вообще может рухнуть?

– Есть тревога. Не из-за того, что в регионах не понимают ценности СПО, а из-за того, что пока еще не отработана система межбюджетных отношений.

– Дать деньги обещают, но непонятно – их дадут только в 2005 году или будут давать ежегодно. Кроме того, никто не знает, будут ли эти выделенные деньги «окрашены» в знак того, что они предназначены для учреждений СПО, или пойдут в общем потоке средств, выделяемых федеральным бюджетом бюджетам субъектов РФ. В некоторых регионах финансисты хотят отдать деньги на содержание учреждений профобразования в районы. Получается, что школы в России переведены с муниципального уровня на региональный, а учреждения профобразования переводят с федерального на муниципальный.

– Тут ситуация сложней. Мы думали, что учреждения профобразования будут переведены вместе с субвенциями, но, оказывается, передача будет сопровождаться передачей части налогооблагаемой базы, перераспределением налоговых поступлений. С одной стороны, это нормально – нечего гонять деньги туда-сюда. Но, с другой стороны, допустим, сегодня передают 100 миллионов рублей, завтра инфляция уменьшит эту сумму, но ничего исправить уже не удастся, потому что налогооблагаемая база фиксированная. Кроме того, региону нужно собрать налоги, когда налоги соберут, губернатору придется думать о том, как и на что тратить эти «неокрашенные» деньги. Мы предлагали поддерживать систему профобразования через субвенции, но Минфин РФ наши предложения не поддержал, считая, что налогов регионам оставлено много и денег хватит даже на развитие системы профобразования. Понятно, что теперь надо отрабатывать экономический механизм деятельности профобразования в условиях межбюджетных отношений и разделения полномочий. Я думаю, что, может быть, на региональном уровне удастся легче выстроить и прогнозы потребности в кадрах, и соотношения между рынком и образованием.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте