Страсти по стандартам, похоже, не утихают. Телепрограммы, радиопередачи, газетные и интернет-статьи и даже разговоры на кухне все о том же, наболевшем – что будет с нашей школой. Страну лихорадит. Ведь так или иначе с образованием связаны все. Дело «о стандартах» дошло до правительственного уровня – премьер Владимир Путин порекомендовал Минобрнауки «не торопиться и самым широким образом обсудить новые ФГОС с экспертным сообществом и общественностью». Надо сказать, что за последние две недели «круглые столы» с участием разработчиков новых ФГОС по старшей школе прошли практически во всех ведущих СМИ, финальным аккордом жаркого февральского этапа обсуждения нашумевших стандартов стал «круглый стол» в международном агентстве РИА «Новости».
Открыл его заместитель Минобрнауки России Максим Дулинов:
– Мы планируем доработанный пока что по замечаниям экспертов проект стандартов по старшей школе 15 февраля вывесить на сайте Минобрнауки для широкого общественного обсуждения. По мнению заместителя министра, такой бурный общественный резонанс поможет разработчикам подготовить документ, который будет признан всеми. Нет четко обозначенных сроков, когда министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко должен подписать приказ об утверждении этих стандартов, – заверил Максим Викторович.
– Новый стандарт для старшей школы действительно инновационный, – заявила директор Департамента общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко, – так что неудивительно, что вокруг него развернулась такая дискуссия. Единственное, что нам всем необходимо при этом учитывать, что обсуждение должно перейти в конструктивное русло. Разработчики предложили нам принципиально новое построение образовательного процесса, а учителя-предметники теперь должны сказать, каким содержанием его наполнять.
Не забыли организаторы пригласить на «круглый стол» и главного виновника разгоревшейся дискуссии, автора открытого письма, учителя русского языка и литературы 57-й столичной школы Сергея Волкова.
– Всего за несколько дней мы получили более 23 тысяч подписей, причем писали самые разные люди – инженеры, священники, таксисты, академики РАО, учителя самых разных предметов, а не только русского языка и литературы. О каком же предметном лобби можно тогда говорить. Все они в один голос заявляли: мы не хотим, чтобы снизилась образовательная планка у наших детей. Дело не в том, что мне и моим коллегам нужен заработок, страшит другое, то, что образовательная траектория может пройти мимо таких важных предметов, как история, литература, русский… Сейчас нам говорят, что мы не так поняли разработчиков, но тогда пишите стандарты так, чтобы они были понятны всем, а не зашифрованным канцелярским языком. …Уже с первого сентября 2011 года наши первоклашки будут учиться по новому стандарту. Хотелось бы знать, в чем это проявится – будут ли новые школы, новые учителя или просто у детей появятся другие учебники и новые экзамены?
– Я выступал автором альтернативного проекта стандартов, – включился в разговор Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика», член Общественного совета при Минобрнауки России, но у меня нет чувства удовлетворенности, что новые ФГОС вызвали столь ожесточенную дискуссию. По моему мнению, острота военных действий направлена по несущественным направлениям и отвлекает от главного.
Ключевые же моменты – как будет построена итоговая аттестация и какие финансовые обязательства по обеспечению нового стандарта возьмет на себя государство и учредители. Пока же Минфин против того, чтобы официально зафиксировать какие-то конкретные деньги, которые дадут возможность реализовать новые ФГОС. Обязательства государства в стандарте должны быть, на мой взгляд, прописаны более четко.
– Стандарт – это прежде всего договор о программах развития школы и о том, каким должен выйти из нее ученик, чтобы быть успешным в жизни. Сегодня на смену школе дрессуры приходит школа мышления, – убежден директор Федерального института развития образования, доктор психологических наук Александр Асмолов. Предложенный стандарт резко меняет жизнь школы. – Один из возможных его рисков – риск профилизации. Ни в коем случае нельзя загонять детей в узкоколейку. Мы должны переходить к школе вариативного выбора.
Своя позиция у научного руководителя Института развития образования Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики Исаака Фрумина, убежденного в том, что нам всем, в том числе и академикам, не хватает читательской грамотности.
– Вся эта дискуссия показывает, что понимания текста нет даже у наших докторов наук, не то что у школьников. Тест проекта нового стандарта просто неправильно понят. Будет и Достоевский, и Толстой, и математика, – успокоил господин Фрумин собравшихся. Просто содержание образования эволюционизирует, и нам необходимо отказаться от модели разового обновления стандарта, – считает Фрумин.
Что касается предложенного для обсуждения стандарта для старшей школы, то мне импонирует заложенная в нем идеология выбора, индивидуализации образования с сохранением им базового культурного ядра, заявил Исаак Фрумин.
– Дискуссия нас одновременно радует и настораживает, – признался член-корреспондент РАО, главный редактор издательства «Просвещение» Виктор Дронов, – впервые проблемы образования обсуждаются так широко. Сейчас мы учитываем все высказанные замечания и вносим исправления, однако, на мой взгляд, имеет место предметное лобби, мешающее прогрессивным сдвигам и вариативности образования. Я понимаю, что сейчас идет битва не только за содержание, за конкретные предметы, но и за часы для учителей. Виктор Дронов успокоил, что в учебный план войдут 9-10 обязательных предметов из 5 обязательных образовательных областей. И еще курсы по выбору. Формулировка «обязательные» для всех предметы – ОБЖ, физкультура, «Россия в мире» и индивидуальный проект, по мнению Дронова, должна быть заменена на формулировку «общие для всех обучающихся». Эти предметы ???не??? будут делиться на три уровня -интегративный, базовый и профильный.
Новые ФГОС, по мнению, члена общественной палаты, вице-президента ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России Любови Духаниной, закрепляют право ребенка на индивидуальное образовательное пространство. Кроме того, Любовь Николаевна убеждена, что новые стандарты помогут уменьшить родительские расходы на подготовку детей к поступлению в вузы благодаря тому, что они уже в школе смогут изучать необходимый им в дальнейшем предмет на углубленном уровне.
… Дискуссия о новом стандарте для старшей школы обозначила многие болевые точки образования. И показала, что наше общество все-таки не так равнодушно, как казалось ранее. Наверное, в пылу сражения важно не наломать дров и действительно прислушиваться друг к другу, пытаясь находить рациональное зерно у противоборствующих сторон. Самый главный позитив новых ФГОС старшей школы – вариативность и свобода выбора, о которой мы все так мечтали. Но, приобретая ее, мы должны реально осознавать, а что же мы теряем…
Фото Ольги Максимович
Комментарии