search
main
0

140 лет ученья, творчества, побед

И ворота в совершенно иное измерение

9 декабря исполняется 140 лет со дня основания учебного заведения, известного в разное время как «пансион Варенек», гимназия фон Дервиз, школа №12, школа №325, центр образования №1480. Ныне один из корпусов школы №354 имени Д.М.Карбышева. Нити истории сплетаются в школьном музее и оставляют неизгладимый след в душах все новых и новых поколений учеников и учителей.

Школьный музей был создан в канун 850‑летия Москвы, в 1997 году, по инициативе директора (с 1988 по 2014 г.) заслуженного учителя РФ Елены Ивановны Ивановой, а первым руководителем музея стала бывшая директор школы (с 1972 по 1980 г.) Ирина Марковна Лаховская.

На данный момент музей объединяет в себе как страницы истории школы, Басманного района и города, так и элементы истории отечественного образования в целом. Но вначале немного истории.

Учебное заведение было учреждено в 1881 году Верой Николаевной фон Дервиз, вдовой мецената и железнодорожного магната Павла Григорьевича фон Дервиза. В 1881 году их семью постигло горе – любимая дочь Варвара умерла в возрасте 16 лет от костного туберкулеза, вызванного ранее полученной травмой после падения с лошади во время прогулки. Известия о смерти дочери не переносит глава семейства Павел Григорьевич и умирает от сердечного приступа.

Потрясенная горем, Вера Николаевна решает продолжить дело своего супруга в области меценатства и благотворительности. Одним из таких дел была организация учебного заведения для 16 девочек-сирот по имени Варвара в маленьком особняке на Старой Басманной улице, дом 13 (не сохранился, ныне по этому адресу расположен жилой дом). Просуществовав несколько лет, учебное заведение преобразовалось в женскую гимназию с пансионом и нуждалось в расширении, для этого был выкуплен особняк в Гороховском переулке, дом 10. Благодаря работе архитекторов В.В.Шервуда и А.А.Никифорова были реализованы некоторые преобразования (перепланировка, строительство пристроек), и здание приобрело нынешний облик.

Именно из-за того что учебное заведение изначально располагалось в другом месте, музей носит название «Школа на Старой Басманной», хотя более привычное и расхожее, но неофициальное наименование – музей школы в Гороховском.

На данный момент музей представляет собой платформу для обучения и воспитания. Одна из линий – это культурное самоопределение и воспитание традицией. Этому способствуют как самодеятельность, связанная с традиционными школьными активностями, так и само наполнение музейных фондов.

В фондах музея собраны не только подлинные экспонаты, имеющие непосредственное отношение к самой школе и ее окрестностям, ее ученикам, учителям и выпускникам, но и те экспонаты, которые наиболее широко могут осветить вопросы истории образования, показать развитие натуральных и изобразительных наглядных пособий, учебной литературы и средств обучения на протяжении полутораста лет.

Возвращаясь к музейным материалам об учителях и выпускниках, можно отметить, что такие экспонаты имеют наиболее сильный воспитательный потенциал. Исследование биографий наиболее заметных персоналий, связанных с нашей школой, поиск новых экспонатов о них позволяют сформировать у учащихся чувство ценности жизни, человеческих отношений, значимости себя и своей деятельности в жизни школы, района, города, страны или целого мира. Наиболее яркие ученики и выпускники – М.И.Цветаева, Р.В.Зеленая, Н.Н. и Ю.Н.Озеровы, В.Н.Попова, Л.С.Понтрягин, А.М.Добровольский, Г.Д.Брускин, Ф.И.Раззаков, И.В.Волк.

Обучающий потенциал имеют экспонаты, которые можно использовать в деятельности и сейчас. Например, собранные и сымитированные счетные устройства разных лет используются для мастер-классов и на уроках при изучении истории вычислительной техники. Абак типа «счет костьми», использовавшийся в Новгороде в XII веке (по описанию историка математики Р.А.Симонова), показывает учащимся необычные приемы умножения чисел на 4, 6, 9 и непривычные операции с числами типа «переворачивание».

Русские счеты подталкивают учащихся к поиску оптимальных способов вычислений, особенно при перемножении многозначных чисел, что повышает скорость выполнения арифметических действий при решении различных учебных задач. Логарифмическая линейка – для детей постарше – показывает, как можно совершать вычисления «страшных» тригонометрических функций и логарифмов. Арифмометр «Феликс» демонстрирует, как можно автоматизировать арифметические вычисления, не используя электричества. И так далее…

Собрание учебной и методической литературы, наглядные пособия и различные средства обучения дают хорошую основу для проведения выездных семинаров и проведения дальнейших научных исследований будущих учителей математики – студентов Института цифрового образования Московского городского педагогического университета.

На протяжении последних лет музейные материалы оцифровываются, наполняя электронное хранилище, которое в обозримом будущем станет основой музея в Сети.

Как никогда, сейчас актуален вопрос виртуализации. И особенно музеев. Виртуализация позволяет иначе организовать музейное пространство, изменить его структуру. Очень важно понимать, что это также позволит эффективнее использовать фонды музея как для простого ознакомления интересующихся людей, так и для более серьезных научных исследований.

Возможно, что виртуализация музея откроет ворота в совершенно иное измерение, где появится связь с реальными и потенциальными посетителями, минимизируется дефицит реального пространства, оптимизируется хранение музейного фонда, ускорится процесс обмена опытом, появится возможность организовывать просветительскую деятельность и посещать музей (хоть и виртуально) любому желающему: ученику, учителю, родителю, выпускнику и любому постороннему человеку.

Конечно, виртуализация музея в рамках школы – процесс небыстрый, но начало этому пути положено. Не отставать от современных тенденций в развитии общества не малозначимый фактор. Использование информационно-коммуникационных технологий ныне уже не является чем-то новым и неординарным. Но ново применение этих технологий именно в школьном музее, что для нас в последние годы и является ключевым направлением деятельности.

Важно быть в ритме города, но не менее важно чувствовать ритмы прошлого. Ощущение этого пульса, резонанс идей и движение вперед – основа развития города!

Александр ЖУРАВЛЕВ, учитель информатики школы №354 имени Д.М.Карбышева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте