search
main
0

Создатели Вселенной,

или Как зажечь свет в детских сердцах

Наталья АЛЯМКИНА, учитель года-2019 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, учит детей с помощью пластилина. Тепло рук позволяет пластилину стать мягким и податливым, а ребенку – носителем душевной теплоты, творцом, создателем целого мира, Вселенной.

Жизни без школы Наталья Алямкина не представляла. Ее мама была учителем, и в доме всегда были гости – ее ученики. Вся семья дружно работала на них – клеила, лепила, вырезала, чтобы на уроках не было скучно. Так что путь в педагогику был предопределен.

– Моя мама – мой первый учитель, – рассказывает Наталья Анатольевна. – Требовательная, умная, бесконечно влюбленная в свою профессию. Именно мама научила меня восхищаться учительским трудом. Это она влюбила меня в профессию учителя начальных классов. Ее сложность в любви к миру, детям. Вот уже 25 лет они являются объектами моего служения, смыслом моей жизни. Каждый день я захожу в класс, где меня ждут ученики, и каждый раз я это делаю по-разному. Ее престижность в том, что я зажигаю свет в детских сердцах, делюсь тем удивлением, которое вызывает во мне окружающий мир, помогаю смотреть на мир другими глазами – глазами умного и доброго исследователя, зову к добру, задаю цель и помогаю идти к ней. Наконец, просто убеждаю, что наш мир строится на принципах духовности и интеллекта.

Ее первый 1‑й класс случился в жарком городе на берегу знаменитого незамерзающего озера Иссык-Куль. Сорок четыре ребенка сразу, сорок четыре пары глаз, глядящие с надеждой, восторгом и… непониманием. Русский язык многие знали плохо, но это компенсировалось жаждой знаний и доверием к учителю.

– Самым трудным для меня стал вопрос на моем первом Последнем звонке: как пережить это расставание? – вспоминает Наталья Анатольевна. – Как отпустить эти руки, доверчиво вложенные в мои ладони четыре года назад? Я научила детей читать и писать, исследовать и анализировать. Но достаточно ли я вложила в них добра, тепла и любви, умения дарить радость окружающим людям? Любовь к своему дому, к своей стране, осознание своей уникальности – вот те нравственные ценности, которые я формировала у своих ребят все эти долгие-быстрые четыре года.

Разве могла она обмануть детские надежды, когда через десять лет мужа перевели на другой конец земли – в холодный, снежный Пыть-Ях? Два года, пока не выпустила своих четвероклашек, ездила к нему в гости. Школа №5, куда она устроилась в 1998 году, оказалась необычной – педагоги с энтузиазмом вводили элементы системы развивающего обучения. Наталья Анатольевна стала работать с младшими школьниками и одновременно учиться этому новому для себя делу.

– Быть учителем-эльконинцем в начальной школе – это очень увлекательно, потому что принципы развивающего обучения делают каждо­дневную жизнь учителя и учеников очень разнообразной, интересной и доверительной, – считает Наталья Алямкина. – Дети на уроках спорят, обсуждают, доказывают, работают в парах, группах или самостоятельно. Взрослеют на глазах, начинают учиться осознанно, с интересом. Чем больше работаю, тем больше самой интересно овладевать новым. Если кто-то из молодых коллег сейчас задумывается о том, какую программу выбрать, то я бы посоветовала ознакомиться с системой Эльконина – Давыдова. Ведь именно идеи этой системы легли в основу новых стандартов образования в младшей школе. Особенно если вы не авторитарный человек, готовы впитывать новое и не боитесь учиться. А учиться есть чему и есть у кого!

Дети в Пыть-Яхе оказались еще более… разными. В ее классе сошлись маленькие представители восьми национальностей, каждый со своим менталитетом, среди них те, кто владел несколькими языками, и те, кто не владел русским. Всех их надо было как-то сплотить, соединить, подружить, раскрепостить. И Наталья Анатольевна взяла в руки пластилин, который всегда любила.

– Я считаю, чем сложнее задача, тем проще ее решение, – объясняет она. – Лепка дает удивительную возможность моделировать мир, в котором человеку взрослеть и развиваться всю жизнь. Лев Выготский утверждал, что, развивая моторную сферу младшего школьника, мы создаем условия для его успешного обучения, а Василий Сухомлинский подчеркивал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Исследования физиолога Мариониллы Кольцовой доказали, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. К сожалению, современные дети медленно, но верно уходят от всего, что можно делать руками.

Формирование метапредметных результатов младших школьников через развитие графомоторных навыков – одна из основных задач деятельности Натальи Алямкиной, учителя начальных классов средней школы №5 города Пыть-Ях. Проанализировав, она выделила наиболее эффективные способы и техники лепки – объемную, плоскую, модульную, фактурную, которые использует в зависимости от цели и этапов урока, особенностей детей. Лепят ученики Алямкиной на любых уроках. На уроках математики изготавливают объемные и плоские фигуры, чтобы с их помощью не только объяснить разницу между конусом и треугольником, квадратом и кубом, но и смоделировать новые геометрические тела – эллипсоид, полусферу. Такая работа учит их находить характерные признаки в предметах, сравнивать, группировать, делать правильные выводы, обобщать. Модульная лепка напоминает конструирование из деталей: пластилин используется в качестве узлов соединения, то есть вершин, а роль сторон играют, например, трубочки для коктейля. На уроках обучения грамоте наиболее результативной оказалась фактурная лепка. Ученики мастерят буквы, буквосочетания, слова, ключевые понятия и тут же их запоминают. Эти изделия применяются и на уроках математики: дети измеряют их длину, составляют таблицу величин, чтобы придумать увлекательные примеры и задачи.

– Пластилиновое моделирование очень эффективно и при организации исследовательской деятельности, – рассказывает Наталья Анатольевна. – Эксперимент – неотъемлемая часть уроков окружающего мира, а пластилин является наиболее удобным средством для его проведения. Моделируя рельеф местности, создавая условия для его изменения, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, пытаются сформулировать новые для них понятия.

Особенно интересна детям тема «Возникновение гор». Создавая слои земных пород из пластилина, они могут легко продемонстрировать их столкновение, так что процесс образования горных пород усвоили легко. Заодно научились формулировать проблему и цели, строить гипотезы и планировать ход эксперимента, проводить исследования и представлять их результаты. По словам Натальи Анатольевны, с помощью пластилина можно проиллюстрировать любой процесс. Например, при изучении темы «Циклические процессы» она предложила детям слепить время. Результаты поразили. Одни слепили часы, другие – времена года, третьи – день и ночь. Самым неожиданным стало то, что один из учеников изобразил себя на числовой прямой, на ленте времени, как он назвал. Из этих отдельных элементов и сложилось емкое понятие «циклический процесс».

Объекты исследования на уроках литературного чтения – настроение и характер героев. Их ребята отображали при создании пластилиновых кукол и масок, что в итоге привело к созданию пластилинового театра и даже кино: мультфильм «Колобок» дети сняли на смартфоны. Проигрывая книжные сюжеты с помощью пластилиновых героев, школьники обогащают словарный запас, развивают творческие качества, проявляют доброту, милосердие и взаимовыручку.

– Погружение в проектную и исследовательскую деятельность, обучение в условиях экспериментирования позволяют развивать мышление младших школьников, их коммуникативные и регулятивные навыки, – объясняет Наталья Анатольевна. – Немаловажно, что и при создании моделей, и в ходе исследования дети учатся работать сообща – в группах, подгруппах, парах, задавать «правильные» вопросы, слушать и слышать других, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников, творчески подходить к решению проблемных ситуаций.

То, что лепка – эффективный инструмент развития исследовательских и проектных навыков, доказывает диагностика формирования метапредметных результатов. Обнаружились и другие эффекты. Примерно 45 процентов детей в начале первого класса не владели русским языком на уровне, достаточном для обучения. Но уже в начале третьей четверти второго класса техника чтения у половины из них стала выше нормы. Кроме этого, ученики Алямкиной – активные участники муниципальной экологической конференции, где представляют первые результаты исследовательской и проектной деятельности. Уходя в пятый класс, ее «выпускники» не теряют интереса к учебе: становятся победителями и призерами муниципальных конференций и олимпиад, конкурсов и смотров. Совместная работа в процессе исследований, создания мини-проектов сплотила их, сделала целеустремленными, способными преодолевать трудности. Сегодня и педагоги основной школы стали активно использовать пластилиновую лепку на уроках в 5‑8‑х классах, хотя это, конечно, требует большой подготовки учителя.

Как-то бывший одноклассник зло спросил Наталью Алямкину: «Что, жизнь не удалась, до сих пор работаешь простым учителем начальных классов?» И она задумалась: разве можно назвать профессию человека, который взращивает в душах чуткость и искренность, благодарность и внимание, простой и непрестижной? Как говорят ее выпускники, она учитель, к которому хочется возвращаться, чтобы поделиться своими тревогами и волнениями, удачами и неудачами. Потому что дети запоминают только тех педагогов, которые ярко отпечатались в душе – позитивно или негативно. Со временем негативные образы стираются, и их место занимают светлые воспоминания о креативном учителе, который дарил любовь, вселяя надежду и уверенность. Они учатся вместе. Дети – писать крючки, учитель – задавать вопросы себе, Интернету, коллегам. Они не боятся показаться друг другу неумелыми, незнающими, совершающими ошибки. Ведь главное – они вместе: поддерживают, подбадривают, вселяют друг в друга уверенность, что могут все.

– Именно это помогает сохранить человечность в человеке. Именно это не сможет сделать искусственный интеллект. Именно это делаю я – учитель, – уверена Наталья Алямкина. – Я много думала: в мире новых технических возможностей, когда любую информацию можно найти в информационном пространстве, нужна ли моя помощь новому поколению Z? Ответ пришел неожиданно. В рассказе Майка Гелприна «Устаревшая модель, одна штука» лучшим роботом оказалась та модель, которая умела переживать, сочувствовать, сострадать. «Со» – это вместе. Это сооружать, созидать, осторожно прикасаясь к руке ребенка, ловко нажимающего на телефонные кнопки, но с трудом скатывающего шар из пластилина.

Еще недавно дети с особыми возможностями вызывали настороженное отношение к себе. Но она лепит вместе со всеми, ходит на экскурсии, делает проекты. И пусть особенная Ирма не умеет красиво читать со сцены, зато она научила одноклассников вязать колпачки для гномов. Именно так, создавая ситуацию успеха, когда каждый чувствует свою значимость, делая то, что любит и может, Наталья Алямкина складывает пазл под названием «классный коллектив». Да, все дети разные, но ее задача – достучаться до каждого сердечка и раскрыть уникальность каждого ребенка. И если она это сможет, понятие «разность» станет для всех нормой.

Наталья ЯКОВЛЕВА, ХМАО – Югра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте