Лариса ПЕСТРУХИНА, учитель русского языка и литературы, Воронеж:
– Макаренко в свое время работал с трудными детьми, многие из них даже совершили криминальные проступки, а педагог смог вернуть их в нормальную жизнь. Думаю, его воспитательные методы применимы и сегодня. Например, воспитание в коллективе учит ребенка взаимодействию с окружающими людьми, прививает желание не только получать: «Мне, мне, мне!», но и отдавать, делиться результатами своего труда. Кстати, трудовое воспитание также является одним из главных принципов методики. Ребенок должен уметь трудиться, видеть пользу от собственного труда и получать соответствующее вознаграждение. Еще один момент, о котором обязательно надо говорить, – это самоуправление в детском коллективе. Этому Макаренко тоже уделял большое внимание, и это правильно, потому что через самоуправление воспитывается ответственность за принятые решения. Каждый ребенок должен попробовать себя в роли руководителя в своем детском коллективе, это очень полезно.
Валентина РОМАНОВА, учитель, Великий Новгород:
– Я читала, что методику Макаренко применяют в Японии для формирования коллективов и корпоративного мышления в фирмах, компаниях. Но у японцев другой менталитет, а русские люди довольно независимы, для сплочения в коллектив им необходима сильная идея. У современных детей нет такой идеи, общей цели в школе. У каждого из них есть только индивидуальные задачи – отметки, сдача ОГЭ и ЕГЭ, поступление в вуз или колледж. Необязательным стал общественно полезный труд учащихся. Сведено к минимуму трудовое обучение в школе, которое Макаренко считал основой воспитания. Так, на уроках труда, по крайней мере, в школах нашего города, больше не учат шить на швейных машинках, готовить еду на плитах, как было в моем детстве в 1980‑х.
Мария О., мама троих детей, Карелия:
– Идеи Макаренко мне близки. Всегда хочется, чтобы дети росли в коллективе, не боялись трудностей, умели подставить плечо другу, любили трудиться. К моему огромному сожалению, ни в одном классном коллективе собственных школьников-подростков я не видела ни системы воспитания, ни обращения учителей к наследию классиков отечественной педагогики. Учитель, увы, не живет с коллективом единой жизнью, он является исполнителем некоего госзаказа – вчера маршировали, сегодня готовимся к ВПР, завтра иную разнарядку исполняем. А молодые педагоги, кажется, Макаренко и не читали вовсе! Без личного знакомства с произведениями Антона Семеновича можно ли быть поклонником его подходов? По конспекту или методичке подобное нельзя внедрить и применить, этим нужно жить, проходить этапы становления и взросления с классным коллективом. Есть ли у сегодняшнего учителя время на это, если в целом современная школа живет от акции до акции? А Макаренко, конечно, хорошо бы знать, читать и по возможности применять его идеи в работе с детьми. Удастся ли идеи великого педагога реанимировать – не знаю.
Комментарии