search
main
0

12-й класс

Курсы молодого учителя

Занятие 12

Оценка воспитанности

ейчас модно говорить о развивающем обучении, может быть, поэтому надо убедиться в неправомерности, однобокости этого термина. На самом деле обучение всегда было, есть и будет одновременно и развивающим, и воспитывающим. Еще в Древнем Китае уделяли государственное внимание ритуалам и воспитанию, Афины и Спарта не могли бы существовать долго, если бы не занимались обучением и воспитанием будущих воинов. Платон писал о непрочности государства, которое не занимается воспитанием подрастающего поколения. Бисмарк говорил, что победа Пруссии готовилась прусскими учителями. И если сейчас в нашем обществе воспитательная работа отдана на слом, то это выглядит, мягко говоря, наивно.

Молодому учителю, да и не только молодому, трудно разобраться в терминологической неразберихе, которая существует в описании проблем образования. Насчитывается несколько десятков определений понятия “воспитание”, зато понятие “разум” игнорируется учебниками педагогики; постоянно смешивается то, что относится к развитию, воспитанию и обучению. Еще недавно по всем вопросам обращались к произведениям К.Маркса, к классикам педагогики, сейчас стали обращаться к общечеловеческим ценностям; говорили о программно-целевом подходе, а сейчас лишили педагогику четко осознанной цели; во главу угла ставили идейно-политическое воспитание, потом запретили заниматься в школе политикой, а еще позже пришли к забастовкам.

Пытаясь разобраться во всем этом сумбуре, молодой учитель делает попытку обратиться к Марксу. Он выделял три разновидности воспитания: физическое, умственное и политехническое! Но физическое и умственное – это скорее развитие, чем воспитание, а политехническим можно назвать обучение, но не развитие и не воспитание. А куда девалась нравственность? Молодой учитель начинает понимать, что здесь что-то не то: не говорится ни о доброте, ни о слезе ребенка, ни о христианских запретах, принятых в католической Европе, зато идея социализма, социальной справедливости со временем превращается в море крови, в сто миллионов жертв, в систему ГУЛАГа.

Тогда предпринимается следующая попытка разобраться в терминологии – по книгам советских педагогов. Здесь молодой учитель находит шесть разновидностей воспитания: идейно-политическое, физическое и умственное, эстетическое, трудовое и даже нравственное. Но не очень понятно, почему идейно-политическое воспитание отделилось от нравственного, не очень понятно, где же проходит граница между развитием и воспитанием…

Третья попытка молодого учителя проходит через обращение к народной педагогике, к фольклорным произведениям. И тут он обнаруживает, что надо воспитывать доброту, добронравие, доброхотство, надо чтить отца и мать своих, надо соблюдать выстраданные народами запреты “не навреди, не убей, не укради, не прелюбодействуй”, что эти запреты древнее христианской религии; что надо добывать хлеб свой в поте лица своего, что надо воспитывать трудолюбие, что бездельники да лентяи ни у одного народа не ценились; что жить надо не столько для себя, сколько для людей, для народа…

Неизбежно сделает молодой учитель и четвертую попытку разобраться в проблемах развития и воспитания – через средства массовой информации, через телевизионные передачи.

Говорят, что школа вне политики. Это неправда. Социально воспитывающие программы, будь то религиозные или партийные, телевизионные или “бульварно-независимые”, сродни компьютерным вирусам: они способны размножаться. Какое будущее они несут?

Школа должна научить своих выпускников сравнительному анализу социально воспитывающих программ – партийных и религиозных, “бульварно-независимых” и телевизионных. “Добр ли Жириновский?” – спрашивают дети. “Откуда у Горбачева деньги? Проходят ли министры проверку на нравственность? Прав ли Говорухин? Трудолюбив ли Гайдар? Чем отличается “Выбор России” от либерал-демократов? Какая религия лучше – буддизм или иудаизм? Православие или язычество? Как звали славянского Бога – Сварог, Перун, Хорс?” Учитель может не отвечать на эти вопросы, если не знает ответы, но он должен дать четкие критерии для оценки людей и социально воспитывающих программ: дети должны знать, на чем уже не раз обжигалось человечество.

Цель педагогики – формирование человека разумного, умеющего принимать правильные решения. Разум – это единство трех начал: мышления, нравственности и системы знаний. Мышление – конечный продукт развития психики; нравственность – конечный продукт воспитания; система знаний – конечный продукт обучения. Следовательно, существует единство трех процессов: развития, воспитания и обучения; и нельзя пренебрегать каким-либо из них.

Учебная деятельность протекает циклично с периодами в год, четверть, неделю, день, урок. Каждый цикл, большой или малый, эффективен, когда имеет четыре этапа: вначале осуществляются мотивация и стимулирование, затем передача и усвоение информации, затем деятельность, а в завершение – ее творческое совершенствование.

На каждом этапе доминируют и усиленно развиваются свои психические процессы: эмоции, речь, воля, мышление. Но надо контролировать, чтобы их развитие не приобрело антисоциальной окраски, не пошло в негативную сторону: эмоции должны быть эмоциями добра, а не зла; речь должна способствовать культуре общения; воля должна быть направлена на созидание, а не на разрушение; мышление не должно способствовать усилению эгоизма, оно должно иметь альтруистическую направленность. Вот почему в народной педагогике воспитание – это прежде всего воспитание доброты, культуры общения, трудолюбия, нравственности и соответственно запрет зла, грубости, тунеядства, эгоизма. По своей сути воспитание – это передача опыта социальных запретов от старшего поколения к младшему. И не надо стесняться слова “запрет”: нельзя двухлетнему играть спичками, нельзя водителю ехать на красный свет светофора, так же точно нельзя нарушать и социальные законы.

В воспитательной работе молодого учителя самый острый, пожалуй, вопрос, как оценивать воспитанность школьников – по каким признакам и используя какие критерии. Экспериментальная площадка “Преемственность” рекомендует использовать для такой оценки следующую систему критериев:

Эту таблицу можно использовать для оценки и самооценки воспитанности учащихся. Можно предложить ее ученикам для оценки воспитанности политиков и эстрадных артистов.

Задание

1. Проведите оценку учащихся своего класса по признакам воспитанности. Какой уровень преобладает в оценках доброты, культуры общения, трудолюбия и нравственности?

2. Выделите для каждого из учеников класса его первоочередные задачи по самовоспитанию. Проведите индивидуальные беседы.

Учитель и стиль работы педагогического коллектива

Занятие 13

ногое в школе зависит от личности учителя. Многое, но не все. Можно иметь хороших исполнителей, но неслаженный оркестр и вместо симфонии получить какофонию. На второй ступени школы учительский труд становится коллективным, в одном классе работает добрый десяток учителей. И даже очень талантливые Лебедь, Рак и Щука не смогут сдвинуть педагогический воз с места; и тем меньше шансов у них достичь успеха, чем больше амбиций: здесь решающее значение имеет обьединение усилий, стиль работы коллектива.

Стиль работы не может быть единым для условий разных школ и даже разных классов. Школами разработано огромное число концепций, в соответствии с ними возникло многообразие стилей работы – чаще малопродуктивных, не соответствующих реальным условиям. Возникла необходимость разобраться в малой эффективности концептуального формирования стилей. Ее основную причину можно видеть в однобокости решаемых коллективом задач. В некоторых школах преобладает направленность на эмоциональное развитие детей, соответственно активно используются элементы вальдорфской методики, усиливаются преподавание музыки и хореографии, изобразительного искусства; в других школах усилено внимание развитию речи: используются рекомендации В.А.Сухомлинского, вводятся уроки риторики, поэзии и театрального искусства; третьи школы, не афишируя свое направление громко, считая его традиционным, занимаются по существу формированием и укреплением волевых качеств детей: самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей, целеустремленности; четвертые концентрируют внимание на развитии мышления, но делают это не слишком умело. Считается, что такое многообразие концепций и стилей работы школ – это хорошо. На самом деле результативность работы школ не растет, а в большинстве ситуаций даже падает, поэтому закрадывается сомнение, что все эти пути ложные, что имеет место искусственная ограниченность в содержании и выборе стиля работы школ – своеобразная концептуальная зашоренность. Можно убедиться, что это действительно так, если исходить из понятия цикла учебной деятельности. Его можно представить состоящим из четырех последовательных этапов: мотивации, освоения информации, алгоритмической и творческой деятельности. На каждом этапе доминируют и усиленно развиваются определенные качества психики: эмоции, речь, воля, мышление. Что будет, если одни из них развивать усиленно, а другими пренебречь? Ответ очевиден: циклы учебной деятельности будут реализовываться неполноценно.

Стиль работы должен учитывать многообразие условий (класс на класс не похож), взаимосвязей различных факторов (не очень эффективно, например, развивать мышление учеников, если у них не развиты волевые качества и общеучебные умения; освоению алгоритмической деятельности может препятствовать неразвитость речи; речь развивается плохо, если дети эмоционально заторможены) и динамику их изменения. Надо успевать реагировать на изменение условий работы, поэтому эффективный стиль работы предполагает наличие обратной связи, непременно опирается на диагностику, но это тема для особого рассмотрения. В рамках наших занятий ограничимся лишь указанием, что стиль работы педколлектива должен прежде всего соответствовать достигнутому уровню результатов работы.

Если результаты обучения в школе очень низкие (среди пятиклассников менее 15 процентов хорошистов), то не надо стремиться к произвольному творчеству и экспериментам: школа работает в сложных условиях, необходимо повысить технологичность педагогического процесса, а уровень развития детей обязывает соблюдать максимальную осторожность в выборе технологий, чтобы не допустить перегрузки. Необходимо использование наглядности и игровых элементов для усиления положительных эмоций; с этой же целью полезно заимствовать элементы вальдорфской методики, максимально использовать механизм психологического заражения. Для раскрепощения детей можно использовать хоровое пение и чтение стихов. В первый класс поступает сейчас много детей с ослабленной памятью, с малым словарным запасом; нужны специальные упражнения для тренировки зрительной и ассоциативной памяти, для расширения словарного запаса – и здесь может быть полезной технология Е.Ю.Коростелевой. В средних классах малый словарный запас скорее всего является следствием плохого осознания терминов – здесь можно рекомендовать составление учениками толковых словариков. В очень слабых классах дети, как правило, медленно пишут. На это почти никто не обращает внимания, хотя еще со времен Квинтилиана известно, что медленно пишущие ученики медленно выполняют упражнения – и мозг их становится все более ленивым. Для увеличения скорости письма уже в третьих классах следует перейти к более мелкому написанию строчных букв – высотой 2,5 мм; влияет на скорость письма и цвет пасты: при бледной пасте быстро утомляется зрение, и скорость письма снижается в среднем на 15 процентов, поэтому до шестого класса включительно следует рекомендовать пасты темных тонов. Чтобы дети лучше читали, в начальных классах нужны ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения.

Когда результаты работы школы приблизятся к среднемассовым (среди пятиклассников 15-30 процентов хорошистов), то появится смысл усилить работу по совершенствованию общеучебных умений не только в начальных, но и в 5-6-х классах; надо шире использовать технологии, позволяющие улучшить чтение, письмо, вычисления, обеспечить сохранение умений. Надо стремиться, чтобы не менее 50 процентов пятиклассников осмысленно читали со скоростью 120 слов в минуту, аккуратно писали со скоростью 60 букв в минуту, перемножали двузначные числа со скоростью 30 цифр в минуту. Для того чтобы выйти на такой уровень, нужны ежеурочные короткие упражнения, и каждый учитель должен внести посильный вклад в общее дело. Хорошо будет, если уже при планировании урока будет предусмотрен этап работы над общеучебными умениями длительностью 3-5 минут. В первой четверти каждого учебного года требуется восстановление умений, утраченных за лето: за время летних каникул чтение ухудшается у 50-60 процентов пятиклассников, быстрота письма падает у 60-70 процентов, а скорость вычислений – у 70-80 процентов детей. Поэтому при переходе в пятый класс надо использовать специальные тетради с летними заданиями. Их выполнение требует не более 10 минут ежедневно и позволяет сохранить общеучебные умения почти у всех пятиклассников. Особое внимание надо обратить на обучение пересказу коротких текстов во 2-3-х классах. На уроках можно использовать работу в микрогруппах по 2-4 человека, жужжащий пересказ для увеличения частоты упражнений, самарский вариант обучения пересказу. Последний включает в себя шесть последовательных упражнений: чтение короткого отрывка текста в течение 1-2 минут, ответы на вопросы, запись на доске 5 ключевых слов, образцовый пересказ текста хорошим учеником, жужжащий пересказ в парах, пересказ текста слабым учеником.

Если результаты работы школы уже выше среднемассовых, но еще ниже среднегимназических (среди пятиклассников 30-40 процентов хорошистов), то надо, продолжая работу над совершенствованием общеучебных умений, усилить обучение пересказу текстов учебников – сначала логичному, а затем лаконичному. Обычно рост числа хорошистов ограничивается успехами по русскому языку и математике; полезным может быть применение игровых словариков для повышения грамотности письма, карточек технологичного тренажа для совершенствования вычислительных умений. Возникает проблема сохранения хорошистов, поэтому становится обязательной такая работа в микрогруппах, когда хорошист становится в положение наставника, тренера для 2-3 более слабых учеников. Это делает его знания более прочными, а мышление – более гибким. Возможно использование зон повышенного внимания, когда по каждому учебному предмету выделяется 2-5 учеников, имеющих твердую тройку и желающих освоить предмет на более высоком уровне; для них увеличивается частота упражнений и частота контроля знаний.

И только когда школа вышла на уровень выше среднегимназического, когда уже трудно найти соседние школы, у которых можно было бы перенять опыт, только тогда школа имеет моральное право на свободный поиск и экспериментальное творчество. Но к этому учителя должны себя подготовить: полезно освоить диагностику преемственности и диагностику классного коллектива, изучить спецкурс “Основы педагогических исследований”, освоить сбор информации и статистическую ее обработку, разработку гипотез и дедуцирование из них следствий, различные способы организации и проведения преобразующего эксперимента, оценку достоверности выводов.

Если молодой учитель работает в нескольких параллельных классах, то скорее всего они будут разными по силе: в школах до сих пор бытует нездоровая мода организации разноуровневых классов, хотя все понимают, что ее следствием является утеря педагогических традиций, все возрастающее количество классов компенсирующего обучения и рост числа подростковых правонарушений. Если все классы разноуровневые, то вряд ли в школе существует единый стиль работы. Тогда надо приспосабливаться к особенностям каждого классного коллектива, использовать диагностику. На последнем нашем занятии мы рассмотрим простейшие диагностические задачи.

Задание

Выберите, совершенствованию какого учебного умения (чтение, вычисления, освоение орфограмм, пересказ и т.д.) вы будете уделять 3-5 минут на каждом уроке. Подготовьте соответствующие дидактические материалы. Пронаблюдайте результативность работы в течение 1-2 недель.

Всеволод ЗАЙЦЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте