“И снится чудный сон Татьяне…”
Уже давно отзвучали сентиментальные школьные вальсы, завяли последние праздничные букеты, сняты разноцветные плакаты “Поздравляем с Днем знаний”. Повседневная рутина властно заявила свои права над мыслями и поступками школьного учителя. Он безропотно приносит на алтарь педагогики не только рабочее, но и свое личное, домашнее, семейное время. Не правда ли, знакомая картина: ночь, тишина, желтый круг лампы над горой тетрадей и тиканье будильника, бесстрастно отсчитывающего минуты до нового рабочего дня. На модном слове “олигарх” (тема сочинения “Мечты о будущем”) голова учителя склоняется на ребячьи каракули… “И снится чудный сон Татьяне…”
И что же снится молодой учительнице в конце первой четверти? (Сон старших коллег не в пример крепче). Вполне возможно, что ЕЙ видится ОН – огромный, заставляющий забыть обо всем на свете… ОН – вовсе не мужчина в расцвете сил, нежный и заботливый. ОН – это учебный год. Как ни печально, но частенько мысли молодых учительниц даже во сне крутятся вокруг дня знаний, растянувшегося от сентября до мая. Да что там говорить о снах, если наяву слова “школа”, “класс”, “программа” не сходят с языка молодых специалистов даже на отдыхе?!
Психологи говорят о таком явлении, как об одном из показателей навязчивой идеи. Но ничего удивительного в нем нет, поскольку школа представляет собой не просто место работы. Это феномен, который преображает тела и души попавших в сферу его влияния людей. Немудрено, что в среде педагогов развиваются такие способности, как телепатия и ясновидение. “Сверхсилы” демонстрируются и наяву, и во сне.
Примером вещего сна может служить хорошо известное всем учителям видение о растущей горе тетрадей, которую обязательно надо проверить. И что же? Либо лицезреешь страшную гору, проснувшись, либо она ждет тебя на рабочем месте. Это ли не ясновидение?!
Теперь о кошмарах. Они занимают несравненно большее место в снах молодой учительницы, чем, например, розовые грезы. О каких поэтических сновидениях можно говорить, когда накануне тебе по очереди сделали замечание два завуча и один дежурный учитель за то, что во время перемены “дети носились по коридору”. А где же еще бегать ученикам? В классах? Кроме того, непонятна логика начальства, которое за нарушение дисциплины учениками делает выговор педагогу. Очевидно, от последнего требуются громкий голос и суровый вид. Но что делать, когда голос сел, а суровый вид никак не удается “поставить”? Вот и снятся по ночам орущие дети и суровый завуч, пеняющий за шум в коридоре.
Несколько слов об администрации. Да, эта категория относится к разряду наиболее кошмарных. Снов, я имею в виду. И дело здесь не только в том, хорошее или плохое начальство в школе, хотя и это, конечно, немаловажно. Завуч или директор есть олицетворение учебного процесса и связанных с ним трудностей. Они ассоциируются с образом абстрактной власти над преподавателем и потому во сне внушают панический ужас. Поэтому не надо удивляться, когда в узком коридоре на вас, подобно тарану, надвигается завуч, а скрыться некуда. Это всего лишь сон. Правда, он может оказаться вещим, если на следующий день запланирован педсовет или совещание.
Но не реже, чем администрация, снятся ученики. Из любопытства я провела среди коллег мини-опрос. Результаты были впечатляющими. Более половины из опрошенных мною недавних выпускниц педвузов признались, что им периодически снятся оболтусы, изводящие их на уроках. При этом почти все заявили, что отвели душу, раздавая в сновидении подзатыльники и оплеухи маленьким мучителям. Просыпались они со смутным чувством сожаления, что нельзя проделать это на самом деле.
…Недавно лучшая подруга пожаловалась, что ей приснился молодой человек, ждущий за порогом школы, к которому ей никак не удавалось выбраться – на пути возникали то ученики, то директор, то завалы из тетрадей… Вконец отчаявшись, девушка кинулась к окну и была подхвачена снаружи любимым. Не нужно быть психоаналитиком, чтобы разгадать истинный смысл этого сновидения.
Впрочем, возвращаясь в мир реальности, замечаешь, что жизнь все-таки не так страшна, как ее отражение в кривом зеркале подсознания. И потому – да здравствуют учителя, которые живут и работают, несмотря на все кошмары!
Татьяна АРБУЗОВА,
молодой специалист
Комментарии