search
main
0

115 лет спустя

Знаменитая москвичка вновь на родине

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка, приуроченная к 150‑летию со дня рождения Марии Якунчиковой-Вебер (1870‑1902). Это вторая выставка работ художницы в Москве за 115 лет. Предыдущая была лишь в 1905 году. Она была посмертная.

На юбилейной выставке художницы в Третьяковской галерее кураторы Ольга Атрощенко и Елена Теркель объединили произведения в тематические блоки и выстроили экспозицию в соответствии с эволюцией ее творческого пути. Ее наследие оказалось представлено наиболее полно: более 60 живописных работ, около 10 произведений декоративно-прикладного искусства, а также более 60 акварельных этюдов и пастелей. Отдельное внимание уделено уникальным произведениям в технике выжигания, книжной графике и цветным офортам.
Мария Якунчикова родилась 19 (31) января 1870 года в состоятельной купеческой семье, связанной родственными узами с Мамонтовыми и Третьяковыми. Это одна из самых талантливых и в то же время драматических фигур в искусстве конца XIX столетия, эпохи Серебряного века.

Якунчикова стала одной из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование. Сначала она училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем продолжила обучение в Париже – в академии Жюлиана, потом в мастерской Делатра, где в совершенстве освоила технику цветного офорта.

В разные годы жизнь художницы протекала в усадьбах, принадлежавших ее родителям, – Введенском, Мореве, Черемушках, а также в тех местах, где предпочитали отдыхать ее старшие братья и сестры, – Жуковке, Любимовке, Наре, Борке. Большую роль в творческом развитии Якунчиковой сыграла дружба с семьей Поленовых. В зимнее время художница регулярно посещала рисовальные вечера, которые с 1884 года устраивал на московской квартире Василий Поленов. С 1889 года Якунчикова по состоянию здоровья в зимнее время жила во Франции, на лето приезжая в любимую Россию.

Мария с равным успехом создавала картины, акварели, эскизы для вышивок-аппликаций, игрушек и керамических изделий, а также живописные панно в оригинальной технике, разработанной ею на основе приемов выжигания по дереву. В таких работах вместо рисунка использовался выжженный по дереву глубокий и гибкий контур, который затем покрывался красочным слоем.

В ее искусстве осссрганично соединяются элементы импрессионизма и модерна, символизма и зарождающегося экспрессионизма. Якунчикова-Вебер в то же время была в постоянном поиске национальных формы и стиля.
Она выставлялась в России и Европе, ее произведения воспроизводили в крупных художественных изданиях, а созданный ею по заказу Сергея Дягилева эскиз обложки в виде лебедя украсил несколько номеров журнала «Мир искусства».

В экспозиции новой выставки семь тематических блоков, основанных на разносторонних творческих устремлениях художницы. Отдельный раздел экспозиции посвящен стеклянным пластинам с негативами и позитивами, изготовленными мужем Якунчиковой Львом Вебером. Ему же принадлежит авторство знаменитой фотографии художницы у колонны в подмосковной усадьбе Введенское. Кроме того, зрители смогут увидеть уникальные фотографии из фотоархива художницы и ее мужа.

Выставка открыта по 24 января 2021 года включительно. В Инженерном корпусе Третьяковки открыта и другая интересная выставка, которую можно посетить по единому билету вместе с выставкой Якунчиковой-Вебер, – ретроспектива скульптора Сарры Лебедевой (1892‑1967). А там и основная экспозиция знаменитой галереи рядом.

Дмитрий ПАРНОВ, материалы и фото предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте