Не для галочки
Алгоритм классного часа
Организация любого воспитательного воздействия начинается с постановки цели. В основе гуманистической системы воспитания заложены морально-этические ценности: правда, доброта, красота. При постановке цели мы в первую очередь опираемся на них. Мы можем рассматривать как цель целостную личность ребенка. Но только в том случае, когда мы видим в нем и цель и ценность – неповторимую личность.
Условно разделим воспитательное воздействие на три этапа: подготовительный, этап проведения и итоговый.
Подготовительный этап
Он начинается с постановки вопросов: какое дело провести? на пользу кому? где и с кем провести?
На данном этапе можно провести диагностику, чтобы выяснить отношение ребят к выбранному вопросу.
Выбор средств и форм также осуществляется на подготовительном этапе. Выбор средств зависит от поставленных целей. Например: мы хотим добиться гуманизации психологического климата в классе. Мы можем выбрать средство – волшебный стул.
Средством может быть: любое жизненное явление, предмет, ситуация, поступок и т.д. Только ребенок не может быть средством. Использование технических средств позволяет расширить границы воспитательных средств.
Выбор форм зависит от средств и обусловлен возрастными и психологическими особенностями.
Т.к. основные мотивы этого возраста: общение со сверстниками, стремление занять у них удовлетворяющее положение, поиск признания ценности своей личности, общение с педагогами на личностном уровне, то мы предлагаем следующие формы: познавательная игра, ролевая игра, откровенный разговор, диспут, урок-тест.
При организации деятельности возможно применение как индивидуальной, так и коллективной деятельности, а также деятельности в микрогруппах. Необходимо чередование этих форм. Более предпочтительна коллективная деятельность, где функции распределяются в соответствии с индивидуальными наклонностями детей, где каждый имеет право участвовать, высказать свою проблему, проверить свое мнение. Это способствует развитию индивидуальных качеств личности. Нельзя, однако, постоянно выбирать коллективную форму. Так как часть детей в силу своих особенностей может занять пассивную позицию.
Учитель на этом этапе не диктует и не навязывает, а размышляет с ребятами, нацеливает их.
Этап проведения
В традиционной педагогике в качестве технологий выступали меры педагогического воздействия, направленные на убеждение, подчинение, наказание.
Сейчас мы определяем понятие технологии несколько по-иному, как систему последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение прогнозируемой цели в системе воспитания.
Исходя из этого, необходимыми элементами технологии воспитательного воздействия можно считать:
а) создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодоверия;
б) драматизация идеи – постановка воспитанника в ситуацию выбора в ходе разворачивающихся перед ним ситуаций;
в) создание ситуации успеха – особого состояния удовлетворенности итогом физического или психологического напряжения исполнителя дела: успех деятельности должен обязательно переживаться ее субъектом, а не только зрителями. Это происходит, когда ребенок, например, сумел преодолеть застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение;
г) перевод социальной ситуации развития ребенка в педагогическую (отношение ребенка с действительностью, в которое введен педагогический корректив);
д) оценка ситуации с позиции достойной и недостойной жизни. Например: персоналии великих мы рассматриваем не столько для подражания, сколько для того, чтобы показать, что достойная жизнь реальна, возможна.
На этом этапе учитель учит восприятию предметов, вещей, фактов, людей, поступков, возбуждает в детях уверенность в своих силах. Не контролирует, а стимулирует, не руководит, а участвует с ними.
Итоговый этап
Для ребенка этот этап будет рефлексивным, когда он самоанализирует: определяет свое отношение к происшедшему и пытается прогнозировать свое будущее состояние, свои будущие поступки. Все это является материалом для анализа учителю.
Обязательным элементом воспитательного воздействия должно быть поощрение. Оно может присутствовать на всех 3 этапах и выступать как словесное поощрение, так и в других формах: в форме значков, медалей, в форме благодарственных открыток родителям или же альбома с фотографиями лучших дел класса по итогам года.
Вера ЧЕМОДУРОВА,
заместитель директора по воспитательной работе муниципальной средней школы # 14
Старый Оскол
Комментарии