search
main
0

100 гульденов Эразма Роттердамского. Учителя и просветители на денежных купюрах

Любая денежная купюра может многое поведать о стране, ее выпустившей. Например, по нашим рублям можно изучать географию России, по американским долларам – бывших президентов США, по евро – входящие в еврозону страны, по гривнам – выдающихся людей Украины. Мир денег многолик и разнообразен. Давно в прошлом те времена, когда право быть изображенным на денежных купюрах принадлежало исключительно первым лицам государства. На денежных купюрах многих стран монархов уже в середине прошлого столетия начали теснить полководцы, ученые, изобретатели, путешественники, писатели и представители других значимых для человечества профессий. Многие государства поместили на своих банкнотах и портреты деятелей науки, врачей, учителей.

1. Античный мир

Современные науки своими корнями уходят вглубь веков. Первые контуры современных наук возникли в Древней Гре­ции. Разделение труда в недрах рабовладельческого общества, демократическая форма правления способство­вали познанию окружающего мира, зарождению основ наук. Греки в античные времена избегали всего того, что делает жизнь формальной, неподвижной, менее интеллектуальной. Они стремились не допускать тиранов к власти, сторонились жестокой государственной власти, единой религии, наслажда­ясь новыми мыслями, предметами, искали новые способы вы­ражения чувств, мыслей. Они утверждали себя в спорах на общих собраниях, в соревнованиях на Олимпийских играх. Их открытое мышление, независимость духа, свобода от тягот материального производства позволила им развить уникаль­ный талант, создать целую культуру. Достижения античности не утрачены, они живы в науке, политике, искусстве.

Познание и власть – вот страсти, которые опреде­ляли поведение людей. Античный мир оставил нам впечатляющие образы и примеры неограниченной власти в лице императоров. Жажда знаний, идущая от Аристотеля, оставила глубокий след в истории человечества, и этот факел знаний донесли до нас яркие представители разных времен и народов. Знания древним грекам были нужны не только для того, чтобы постигнуть природу, сделать ценные вещи, добыть зо­лото и руду. Знания греков – это  орудие изменения духовного мира человека, средство самосовершенствования, расширения границ видения. Благодаря знаниям человек возвышается. Познакомимся и мы с яркими представителями античной науки, которые стояли у истоков современной школы.

Банкнота 10000 драхм, Греция. Аристотель (384 до н. э. – 322 до н.э.). Ученик и друг Платона, воспитатель юного Александра Македонского, блестящий логик, оратор, широко образованный человек, Аристотель давал оценки любому явлению природы и жизни человека. Спорить с ним решались немногие. Разрозненные научные сведения своего времени Аристотель расположил в стройную систему. В науке превзошел всех своих современников, впитал в себя все знания, созданные предыдущими поколениями. Положил начало почти всем существующим ныне наукам.

Банкнота 500 драхм. Греция. Сократ (ок. 470-399 до н.э.). Сложно сказать: много мы знаем о Сократе или мало? Известно, что он был афинским гражданином, который проводил свое время в диспутах и учил молодежь философии, но не за деньги, как это делали софисты. Достоверно известно, что в 399 году до н.э., когда Сократу было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен за свою педагогическую деятельность. Вот, к  примеру,  какой портрет Сократа дает Ф. Рабле: « Если  бы  вы  обратили  внимание  только  на  наружность  и  стали судить  о  нем  по  внешнему  виду, вы не  дали  бы  за  него  и  ломаного  гроша,  до  того  он  был  некрасив  и  до  чего  смешная  была  у  него  повадка:  нос у  него  был  курносый,  глядел  он  исподлобья,  выражение  лица у  него  было тупое,  нрав  простой,  одежда  грубая,  жил  он  в  бедности, на  женщин ему  не везло, не был он способен ни к какому роду государственной службы, любил посмеяться, не дурак был выпить, любил подтрунить, скрывая за этим божественную мудрость.

Но откройте этот ларец, и вы найдете дивное, бесценное снадобье: живость мысли сверхъестественную, добродетель изумительную, мужество неодолимое, трезвость беспримерную, жизнерадостность неизменную, твердость духа несокрушимую и презрение необычайное ко всему, из-за чего так много хлопочут, суетятся, трудятся, путешествуют и воюют» (Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., Правда, 1981 г., с. 324).

Бесспорно также, что он был хорошо известной личностью в Афинах. Но за пределами этих фактов сведения о Сократе приобретают спорный характер. Двое из учеников Сократа, Ксенофонт и Платон, написали о нем много, но рассказывают о нем  различные вещи.

Банкнота 100 лир. Италия. Неаполь.1909-1921 гг. Платон (428/7 г. до н. э.- 347 г. до н. э.) –  древнегреческий философ, классик философской традиции. Учение Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. Одна из основных тем учения Платона – справедливое (идеальное) государство. Она претерпевала изменения от момента несправедливого осуждения Сократа в Афинах и до конца жизни Платона. Теория идеального государства наиболее полно представлена Платоном в труде «Государство» и развита в «Законах». Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает в афинской школе для своих учеников условия идеального государства. «Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому  раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя», – говорил Платон. В 20 лет Платон встретил Сократа и оставался с ним до самой смерти своего учителя – 8 лет. В 28 лет, после кончины Сократа, Платон вместе с другими учениками великого философа покинул Афины и переехал в Мегары, где жил один из известных учеников Сократа – Эвклид. Он знакомится с Дионисием, тираном Сиракуз, и мечтает воплотить в жизнь свой идеал правителя-философа. Однако очень скоро возникли неприязненные отношения с тираном Дионисием Старшим, зато завязалась дружба с Дионом, племянником тирана. В Дионе Платон надеялся найти достойного ученика и в будущем – философа на троне. Платон оскорбил правителя своими рассуждениями о тиранической власти, сказав, что не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью.

За это Платон был продан в рабство на Эгину, из которого его выкупил и освободил Анникерид, философ мегарской школы. Впоследствии Платон хотел вернуть эти деньги Анникериду, а когда тот отказался их взять, купил на них сад в пригороде Афин, названный в честь местного героя Академа Академией. В этом саду Платон в 387 г. до н.э. основал свою школу, знаменитую платоновскую Академию, которая существовала в Афинах 1000 лет, вплоть до 529 года, пока не была закрыта императором Юстинианом.

Банкнота 100 драхм, Греция. Демокрит (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э) – философ, материалист, главный представитель атомистического учения в Древней Греции. Он создал беско­нечный мир, – Вселенную, не имеющую центра, а состоящую из неделимых материальных частиц – атомов и «пустоты» – вакуума, в котором эти атомы движутся. Демокрит написал около 70 сочинений, которые утеряны, сохранилось только около 300 фрагментов его сочинений. Сын купца, выросший в богатой семье, Демокрит отказался от владения землей, кораблями, взял свою долю деньгами, и истратил их на учебу и путешествия. Из всех современников никто не обошел столько земель, не произвел столько исследований, наблюдений природы и климата, никто не учился у стольких мудрецов. «В Египте усердно изучал геометрию, религию, историю, посетил Эфиопию, Финикию, Вавилон, Персию, где изучал алгебру, астрономию, клинопись». По  возвращении домой ему предъявили обвинение: закон запрещал рас­точительное отношение к отцовскому имуществу, он же ис­тратил свое наследство на учебу и путешествия. Тогда он прочитал свой труд «Большой Мирострой» – лучшее свое сочинение и был оправдан. Судьи  решили, «…что растраченное богатство искупается тем богатством, которое он приобрел для себя и для своих сограждан». Наблюдательный, пытливый, Демокрит всегда находит вокруг себя удивительное и интересное, и поэтому мир его всегда богаче и содержательнее, он внимательно и пристально смотрит вокруг себя, впитывая в себя новые и новые впечатления. Пройдут годы и пресыщенный виденным на склоне лет, если верить легенде, Демокрит прикажет выколоть себе глаза, чтобы они ему не мешали сосредоточиться, не отвлекали от мыслей: «Все увиденное надо обдумать, все услышанное надо понять». Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, но не удалось. Платон в своих сочинениях упоминает почти всех философов, но, ни разу Демокрита, видимо, настолько сильны были аргументы Демокрита, что спорить было бесполезно.

2. Эпоха Возрождения

Античная школа отражена на банкноте 500000 итальянских лир. Фреска «Афинская школа» (1509-1511)  Рафаэля Санти демонстрирует величие философии и науки. Ее основная идея – возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки – принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые. В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Они ведут диалог – спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и  высший разум. Аристотель простирает руку к земле, к окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно. Воин в шлеме – Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников занят разработкой математических проблем. Справа Евклид, склоняясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной, Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар). Словно нищий на ступенях храма – одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий.

Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выделяющимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель. Единство философии – в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки. В своей великой композиции Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).

Эпоха возрождения – это эпоха открытия мира, природы и человека. Человек стал частью природы, центром мироздания, самым совершенным творением природы. Возникла новая культура, изменилась психология поведения людей. Главной темой становится земная жизнь человека, а его отличительной чертой – гуманизм. В эпоху Возрождения возродились гуманистические идеалы античности. В античном мире воспевали человека, его духовную и физическую красоту. Вершина эпохи Возрождения – XV век, век интеллектуального перелома, могучей жизненной силы, мощного бунтарского духа. Великолепный, динамический век, фантастическая эпоха, перед которым меркнет мрачное сред­невековье. Н.Коперник, X.Колумб, Л.да Винчи, А.  Дьюрер – бросили человечеству  интеллектуальную «бомбу». Следующий век, XVI, можно назвать веком Путешествий, у людей этого века страсть к перемене мест. Студенты и подмастерья, художники и астрологи, алхимики и рыцари передвигались по Европе в надежде что-то открыть, понять, увидеть. Неспокойные дороги: пешие избегали вооруженных конных, заводили темпераментные споры, которые нередко кончались потасовками, устраивали турниры – таковы нравы! Странно, но в наш век  мы утратили любопытство к миру, путешествия стали развлечениями, а не открытием мира или исследованием.  В эпоху Возрождения еще немало средневекового: еще пылают костры инквизиции, идут религиозные войны, еще сохранились сумрачные подземелья, замаскированные башни, темницы, публичные казни, пытки, атмосфера, отравляющая чувства и мысли человека.  Век XVI – последний век алхимиков и первый век типографских книг, век Варфоломеевской ночи и великих географических открытий. Век пытливых, вдумчивых, наблюдательных людей. Человек не наблюдал мироздание, а жил в нем. Прошли столетия, но остались мысли Мишеля Монтеня, картины Рафаэля, Леонардо да Винчи, труды Николая Коперника. Возрождение – эпоха интенсивной интеллектуальной деятельности.

Банкнота 100 гульденов Нидерланды Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) –  нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший  просветитель эпохи Возрождения. Основные труды по педагогике: «О первоначальном воспитании детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма», «О благовоспитанности детей». Выступал против всякого насилия. Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя. Он один из первых выступил в защиту ребёнка, в защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребёнок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребёнка – это божественный мир, и к нему нельзя относиться с жестокостью. Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую назвал «пыточной камерой», где ничего не услышишь кроме шума розг и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Протест Эразма против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие. Одним из первых Эразм заговорил о собственно народном образовании, а провозглашение отношения к труду критерием нравственности поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей той эпохи. Воспитание – цель, обучение – средств. Главное в воспитании – правильно поставленное образование. Правильно поставленное образование – классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура. Ребёнку надо дать ранее научное образование. Начинать нужно с трех лет. Обучать сначала языкам, к которым малый ребёнок очень восприимчив. Учить надо, играя, особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, так как от неё зависят все дальнейшие успехи ребёнка обучении.

В процессе обучения ребёнок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку  первый шаг в обучении есть любовь к учителю. Многие педагогические взгляды Эразма были новаторскими для своего времени и сохраняют актуальность  по сей день.

3. Век обновления

XVII век – век небывалого взлета человеческого духа в самых разнообразных областях науки и искусства в Европе. В этом веке жили и творили: Галилей,  Бойль,  Ньютон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гендель, Бах, Мольер, Свифт, Рубенс, Рембрандт, Страдивари, Коменский. В XVII веке основано Королевское общество (1662 г.), Гринвичская астрономическая обсерватория. Век духовного обновления привлекал и будет привлекать пытливую мысль людей всех времен и народов, это был век коренной ломки старых, отживших свой век социально-экономических и политических порядков,  окостеневших духовных,  нравственно-эстетических традиций. Людям этой эпохи пришлось выдержать последний натиск церкви, которая стремилась похоронить идеалы общественного прогресса, дух свободомыслия в казематах инквизиции. В этом веке изобрели телескоп Кеплер и Галилей, вакуумный насос О. Герике, механическую счетную машину Б. Паскаль, паровую машину Э. Самерсет, маятниковые часы X. Гюйгенс. Особое значение имеет наследие титанов: они были новаторами, проложили начало пути для человеческой мысли и действий. Даже кратковременная встреча с каждым из этих титанов поучительна и позволяет прочувствовать пульс эпохи, связь времен. Особое место здесь принадлежит великому педагогу Яну Амосу Коменскому.

Банкнота 200 крон. Чехия. Коменский Ян Амос (1592-1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель.  Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире», его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в XX веке. Теорию всеобщего универсального образования Коменский изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628-30 гг, опубликована в 1849 г.), переведённая на латинский язык  под названием «Великая дидактика» (1633-38 гг.), она стала основной теоретической базой средней ступени образования. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня Коменский дал в сочинении «Пансофическая школа» (1651 год). Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики.

Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность. Коменский живет в одно время со многими известными личностями мировой истории. Среди его современников Шекспир и Сервантес,  Лопе да Вега и Меркатор, Бруно и  Коперник, Декарт и Гоббс, Спиноза и Рембрандт. В его время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы. Вот некоторые выдержки из его работ: «В школах нужно стремиться к тому, чтобы: 1. При посредстве наук и искусств развивались природные дарования. 2. Совершенствовались языки. 3. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями».

Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов: детство – от рождения до 6 лет включительно,  отрочество – от 6 до 12 лет, юность – от 12 до 18 лет, возмужалость – от 18 до 24 лет. Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества  (от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области – академия. Целесообразность данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего,  каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной потребности общества в том или ином виде образования, Коменский сразу ставит оплату образование в зависимость от его «глубины и высоты». Материнская  школа оплачивается семьей, школа родного языка  –  местной общиной, гимназия –  центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец, академия (высшее образование) – государством. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого. Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. Так, в материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых изучает ребенок – естествознание, астрономия, география. Эти знания вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учится самостоятельно ухаживать за собой. «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, – любви к людям». Коменский был новатором в области дидактики, выдвинул много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся и т. д.). Слова Коменского, обращенные к учителям, до сих пор звучат свежо и актуально: «Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удастся изгнать из школ косность…».

С точки зрения Коменского, учительство не столько профессия, сколько призвание. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной. Община же, нанимая учителя, возвращает деньги сторицей в виде знаний собственных детей. Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, матери и отцу. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.

4. Эпоха Просвещения. XVIII ВЕК

Главное направление XVIII века – аналитическое. Век накопления, систематизации, критики. Организовывались новые лаборатории, улучшались конструкции приборов, проверялись ранее полученные результаты, возникали новые теории, обобщения. Период осмысления, создания целостной системы мира, математических методов анализа. Лаплас излагает систему мира, Гольбах – систему природы, Лавуазье и Ломоносов открывают закон сохранения энергии, Ламор объясняет появление бесконечного многообразия видов растений и животных, Дидро – нравственности, обычаев первобытных учреждений, Руссо – зарождение политических учреждений путем общественного договора. Век классической музыки: Бетховена, Моцарта, Глюка, Вебера, Россини, Чимарозы. Век материалистов, просвещения, энциклопедистов. Благородная часть общества поглощена наукой. Эти люди обходительны, изысканны, утонченны, они выработали этикет: манеру особо ходить, говорить, есть, смеяться, кланяться.   В России учились есть вилкой, носить парики, брить бороды, отвыкали сморкаться перстами. Ходили в музеи, на концерты под страхом штрафа. Не хуже портных разбирались в лентах, пуговицах и прочих мелочах. Для изысканного потребителя возникла специальная галантерейная промышленность. Галантный век! Таковы времена, таковы нравы!

Банкнота 200 франков 1981 года. Франция. Шарль Луи Монтескье (1689- 1755 гг.) -выдающийся правовед, философ, просветитель, мыслитель эпохи Просвещения, его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли 18-20 вв. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей. Основные сочинения: «Персидские письма» (1721), «О Духе законов» (1748). «Типичный гасконец», Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость. Уделял много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником дохода. Службу в парламенте сочетал с занятиями наукой.

Он любил столичные салоны за изысканную светскость и ненавидел Версаль за чопорность. В 1728 стал членом Французской Академии, а позднее был избран в Лондонскую и Берлинскую Академии. В 1721 году Монтескье анонимно опубликовал книгу «Персидские письма», которая стала литературной сенсацией. Цензурный запрет лишь способствовал ее популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов. Шумная литературная слава привлекла Монтескье в столицу. Осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований – основные идеи «Духа законов».

Банкнота 10 франков. Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694—1778 гг) – поэт, драматург, романист, критик, историк, философ, социальный реформатор. Все, за что он брался, отмечено блеском, напором, гибкостью и утонченностью, так что он не без основания был признан самым универсальным гением своей эпохи. Вольтер учился у лучших педагогов того времени – иезуитов. Еще в молодости он приобрел репутацию острослова и  настолько преуспел в этом, что его дважды заключали в Бастилию, он был бит публично. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер был вынужден длительное время жить в эмиграции.

Только с 1734 по 1745 годы он провел в комфорте в качестве признанного любовника и постоянного обитателя дома маркизы дю Шатле, умной женщины, обладавшей литературными и научными вкусами, которая разделяла его восторженное отношение к Ньютону и Локку. Все это время он продолжал писать драмы, рассказы, поэмы, исторические труды, философские повести, книги, популяризирующие физику Ньютона. В 1746 году он был избран членом Французской академии. Франсуа Мари Вольтер относится к виднейшим мыслителям французского просвещения. Творчество Вольтера настолько полно отражало основные устремления времени, что весь XVIII век стали отождествлять с Вольтером. «Он был больше, чем человек. Он был веком», – сказал о нём Виктор Гюго. Вольтер оказал огромное влияние на проникновение французского просвещения в Россию в конце XVIII века. Интересно и то, что он был в самой гуще политических процессов в Европе и вёл переписку со многими венценосными особами, тем самым оказывая определённое влияние на политику. Вольтеру стал в некотором роде международным общественным защитником всех, кто подвергался религиозным гонениям. Умер Вольтер… от избытка всеобщего поклонения. В 1778 году его убедили вновь приехать в Париж, там должна была ставиться его пьеса. Он въехал в город как герой-победитель, принимал сотни посетителей; под рев толпы, в которой возбужденные женщины падали в обморок, он был увенчан лавровым венком. Это было слишком много для человека восьмидесяти шести лет. В мае Вольтер умер. Он не дожил до Французской революции несколько лет. Ее издержки, вероятно, напугали бы его, но это была та самая революция, которой в некоторой степени он проторил путь. Вольтер сыграл главную роль в том, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело многих сторонников.

Банкнота 20 швейцарских франков. Песталоцци Иоганн Генрих (1746-1827 гг.) – швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения.  Из  многочисленных  педагогических сочинений мировую известность  получили «Лингард и Гертруда» (1781-87 гг.), «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799 г.), «Лебединая песня» (1826 г.). В 1792 году Песталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики». Теория Песталоцци – это идеи французских просветителей, главным образом Ж. Ж. Руссо, немецких философов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др.

Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности.

Это развитие осуществляется вначале в семье, затем в школе. Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую Песталоцци идею развивающего обучения К.Д. Ушинский назвал великим открытием. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику. Песталоцци выступал за создание такой школы, которая  удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук. Современная знаменитая швейцарская школа создавались под влиянием идей Иоганна Песталоцци. «Образование, — говорил он, — священный процесс, в который должны быть вовлечены голова, душа и руки человека». Стараясь следовать этому завету, в швейцарских школах детям дают всестороннее образование. И это, пожалуй, одна из самых сильных их сторон. Уроки в швейцарских школах проходят не только в классах, но и на природе. Регулярно школьники отправляются в учебные путешествия –  в другой город, страну. На уроках физкультуры катаются на горных лыжах, на коньках, велосипеде, плавают в бассейне, ходят под парусами, забираются в горы. Занятий для души и рук – масса:  рисование, музыка, лепка, шитье, дизайн, театр и т.д. Этикету и умению вести себя в приличном обществе здесь учат хорошо. Еще недавно в самых дорогих швейцарских школах 40-50% всех учеников составляли выходцы из бывшего СССР. Сегодня во всех школах регулярно проводятся тесты на наркотики, запрещено использование кредитных карт и мобильных телефонов. Те колледжи, которые вовремя не выгнали хулиганов и нарушителей порядка, попали в черные списки.

Банкнота 100 драхм. Греция. Кораи́с Адамандиос (1748—1833 гг.) – греческий просветитель, деятель национально-освободительного движения. В 1798-1801 годах написал ряд произведений, в которых разоблачал реакционную роль высшего греческого духовенства, призывал к антитурецкому восстанию при поддержке Франции.

В 1805 начал переиздание греческих классиков («Греческая библиотека»), способствовавшее распространению в Греции национально-патриотических идей. Пропагандировал «очищенный»  компромиссный между древним и новым язык вариант национального языка. Кораис активно поддерживал греческую национально-освободительную революцию 1821- 29 гг., хотя считал её преждевременной. Просветительская деятельность в Европе развивалась в направлении политическо-экономического восстановления и укрепления государственности, борьбы за освобождение человека от церковных догм и за победу разума; а на Балканах задачи просветительства были обусловлены еще и проблемой освобождения от власти захватчиков. В начале XIX века одна половина Балканского полуострова находилась под влиянием Габсбургской монархии, а другая – под властью Османской империи. Положение осложнялось тем, что Балканы были под пристальным вниманием сильных мира сего, и во имя соблюдения интересов балканских народов были начерчены тысячи карт и подписаны сотни договоров. Политико-экономическое положение Балкан осложняла религиозная рознь – христианство против мусульманства. Именно поэтому просветительское движение не стремилось разорвать связь человека с религией, так как вера представляла собой основу для самоидентификации личности. Церковь являлась носителем народных традиций. Просветительские тенденции способствовали введению национального языка в письменную традицию. Этот процесс развивался почти у всех балканских народов одновременно.

Банкнота 50000 левов. Болгария. Кирилл и Мефодий.

Кирилл (815-869 гг.) и Мефодий (815-885 гг.) братья из Салоники – просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства – разработали для записи текстов на славянском языке специальную азбуку – глаголицу. Это азбука, которую используют и сегодня болгары, сербы, македонцы, украинцы, белорусы, русские, а также многочисленные неславянские народы. Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг.

Банкнота 50 крон. Словакия. Банкнота 1993-2005 гг. Святые Кирилл и Мефодий, основатели славянской письменности.

Банкнота 10 левов, Болгария. Пётр Хаджиберович Берон (1799-1871 гг.) – болгарский  просветитель, писатель и педагог. Автор первого болгарского  светского букваря (1824 год) и сочинений  по естественным  наукам. Берон выступал за обучение на родном языке, за светский и реальный характер образования, соответствие учебного материала уровню развития учащихся. Высказывался против телесных наказаний и распространённого в то время во многих странах. На собственные  средства Берон открыл школы во многих городах страны. Ратовал за развитие женского образования. Оказывал материальную помощь болгарам, получающим образование за границей. Завещал своё состояние на развитие болгарского просвещения. Основные работы: «Букварь с различными поучениями» (1824 год), «Чистописание» (1843 год), «Славянская философия» (1855 год), «Небесная физика» (1866-67 гг.), «Физическая химия» (1870 г.).

Банкнота 1000 лир. Италия. Мария Монтесорри (1870-1952 гг.), итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания. Мария Монтессори – одна из самых ярких и противоречивых личностей, каких дала Италия миру за последнее столетие. Среди множества педагогических систем ХХ века особое место занимает школа Монтессори.

Мария родилась 31 августа, в день, когда дети всего мира укладывают учебники в портфели, чтобы назавтра начать новый учебный год. С ранних лет Монтессори проявила интерес к естественным наукам. Родители дали ей несколько необычное для девочки ее круга воспитание, что позволило талантливой и упорной Марии в 12 лет поступить в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе. По окончании школы Монтессори поступила на медицинский факультет Римского университета и в 26 лет стала первой в Италии женщиной-врачом. Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори знакомится с трудами французских психологов Г.Итарда и Э.Сегена и под влиянием их идей разрабатывает собственный метод развития органов чувств у умственно отсталых детей В 1898 у Марии родился сын. Будучи незамужней, она отдала его на воспитание в интернат. Лишь через много лет, когда сын уже стал взрослым, они вновь встретились. В 1899-1901 годах Монтессори работала в ортофренической школе, где всего за три месяца добилась ошеломляющих результатов в работе с умственно отсталыми детьми. В 1904 году возглавила кафедру антропологии в Римском университете и занималась антропологическими исследованиями в области педагогики. Она разработала собственную методику обучения детей письму и чтению, принципиальное новаторство которой заключается в первичности именно письма, а не чтения, как это безоговорочно считалось до тех пор. В нашей стране в 1913 году был создан детский сад, работавший по новому методу. А.В.Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования, но затем о методе Монтессори в России забыли и не вспоминали более шестидесяти лет, до начала 90-х. Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет. Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка. Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка приводит к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.

Банкнота  50 гривен. Украина. Михаил Грушевский (1866 -1934), Дом учителя в Киеве 1913 г. Михаил Грушевский – выдающийся украинский историк, видный политический и государственный деятель, публицист. Родился в семье педагога. Окончил в 1891 году историко-филологический факультет Киевского университета. В 1894 г. переехал во Львов, где занял кафедру украинской истории в Львовском университете. В 1898-1913 гг., возглавляя Научное общество имени Шевченко во Львове, проводил огромную работу по реорганизации общества по образцу европейских академий наук, собиранию фондов, созданию библиотеки и музея.  Гру­шевский создал во Львове школу историков Украины. В 1898 г. во Львове вышел первый том монументального труда Грушев­ского «История Украины-Руси» (в 10 томах), которая продолжала издаваться в 1899-1937 гг. во Львове и Киеве. В 1899 году организовал Галицко-украинскую национал-демократическую партию,  был близок к социал-демократам. С началом Первой мировой войны перебрался в Киев, был арестован и выслан в 1915 году в Симбирск, затем получил разрешение жить в Казани, с 1916 года – в Москве. Был председателем Центральной Рады (июнь 1917 – апрель 1918), сторонником национально-территориальной автономии Украины в составе России. С 1919 году находился в эмиграции. В 1924 году вернулся в СССР. Академик АН СССР (с 1929 года). В 1931 году был арестован по делу «Украинского национального центра», но затем освобожден.

Дом учителя – Педагогический музей. Это белокаменное сооружение, спроектированное в лучших традициях классической архитектуры архитектора Алёшина хорошо знакомо всем киевлянам, появилось оно в 1913 году и просуществовал до 1917 года. В этом доме заседало правительство Украинской Народной Республики (УНР), которое называлось Центральна Рада. Недалеко от этого здания памятник Михаилу Грушевскому, который провозгласил независимую Украину и был ее почетным первым президентом, а после установления Советской власти тут размещались различные органы власти. Еще в 1899 году Министерство народного просвещения России разрешило Киевскому учебному округу основать Педагогический музей. Его целью было содействие в усовершенствовании учебного дела в Юго-Западном крае, да и в целом по всей стране. Такое заведение появилось в Киеве (в числе первых в России) в 1901 году. Большинство экспонатов музея имело прикладное значение. Школьные парты, книги по географии, истории, литературе, атласы, глобусы, репродукции картин знаменитых художников, фотографии, математические принадлежности, минералы, физические и химические приборы, гербарии, чучела птиц и зверей, спортивные снаряды попали в Киев из Парижа, где до этого участвовали во Всемирной педагогической выставке, состоявшейся в 1900 году. В основном они были подарены музею, некоторые экспонаты приобретены у иностранных экспонентов на средства председателя Киевского биржевого комитета, предпринимателя и мецената, действительного статского советника Могилевцева. Он же выделил более 500 тысяч рублей для возведения капитального помещения музея, который, по сути, выполнял более широкие функции,  говоря современным языком, стал институтом усовершенствования учителей. Со всей Российской империи, из Польши, Финляндии, из-за рубежа в Киев в качестве подарков поступали новые экспонаты. Особенно усердствовали дети. В фондах музея скопилось большое количество ученических сочинений, рисунков, вышивок, поделок. Музею очень скоро стало тесно в арендованных помещениях, ведь к тому времени в Киев для изучения передового опыта приезжали сотни учителей со всей страны. Здесь существовала обширная библиотека иностранной, переводной и отечественной педагогической литературы. Учреждение заслуженно приобрело международную известность. Учителя со всей России приезжали сюда делиться опытом, проводили лекции светила мировой педагогической науки. В здании выступали с концертами симфонические и хоровые коллективы. Между прочим, усердием киевских купцов до 1915 года посещение Педагогического музея было бесплатным для всех категорий населения.

Банкнота 500 гривен. Украина. Сковорода Григорий Саввич (1722-1794 гг.) – русский и украинский философ, поэт, педагог. Сын простого казака. Учился в Киево-Могилянской академии, много путешествовал (побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Италии, Германии), овладел несколькими языками (в том числе греческим и древнееврейским), знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В 1759-1769 годах преподавал в Харьковском коллегиуме. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В начале 1750-х годов преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен.

В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей – как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались. Широко известна эпитафия на могиле мыслителя странника, написанная им самим: \”Мир ловил меня, но не поймал\”.

Банкнота 10 000 иен. Япония. Фукудзава  Юкити (1834–1901 гг.) – один из просветителей XIX века, основатель одного из крупнейших институтов страны. Основатель университета Кэйо, газеты «Дзидзи симпо». Родился в Осаке в семье обедневшего самурая. С юных лет увлекся «голландскими науками» (рангаку). В 1860 году участвовал в первой миссии, отправленной из Японии в Америку. По возвращении написал книгу о западном образе жизни, ставшую бестселлером, что принесло ему известность и популярность на Западе. Основу его мировоззрения составлял позитивизм, но во многих случаях Фукудзава занимал последовательно материалистические позиции. Выступал против использования старых конфуцианских и буддийских канонов как источников знания. Поддерживал Движение за свободу и народные права. Умеренно конституционные взгляды Фукудзава в условиях Японии того времени выглядели как своеобразный протест против монархии и нашли восторженный отклик среди представителей среднего сословия и в кругах радикальной интеллигенции. Однако сам Фукудзава не был решительным противником монархии, к концу жизни он даже стал ее активным сторонником. Фукудзава подчеркивал важность вооруженной силы для сохранения самостоятельности страны и усиления ее влияния.  Он также оправдывал агрессивные действия Японии против Китая и Кореи. Велика роль Фукудзава в распространении западных научно-технических и юридических знаний. Вместе с другими японскими просветителями он, в частности, заложил основы научной терминологии, в т.ч. философской. Книги Фукудзава оказали значительное влияние на развитие передовой мысли в стране. Основные труды: «О положении в странах Запада» (1866–1870 гг.), «Призыв к науке» (1872–1876 гг.), «Краткий очерк цивилизации» (1875 г.).

Банкнота 1 эстонская крона 1992-го года выпуска. На лицевой стороне банкноты портрет эстонского художника, учителя и историка Кристиана Рауда (1865-1943 гг.). На реверсе вид на замок Тоомпеа в Таллинне.

Банкнота 10 сом. Киргизия. Касым Тыныстанов (1901-1938 гг.) – ученый, поэт, основоположник киргизской письменности. Он разработал первый киргизский алфавит на основе арабской письменности, принимал активное участие в замене его на латинский, затем – на русский алфавит. Написал первые учебники киргизского языка. Им же составлен словарь терминов по языкознанию, изданный в 1933 году. Он научил читать сплошь неграмотных киргизов, ввел их в мировое информационное пространство. Его именем названа улица в городе Бишкек.

Банкнота 20 тенге. Казахстан. Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.) – выдающийся казахский  поэт и демократ, просветитель XIX века, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально-феодальных отношений и зарождения капиталистических  отношений. В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве как великом поэте, мыслителе, просветителе, демократе дореволюционного периода. Поэтическое творчество Абая неотделимо от его педагогических взглядов. Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества. Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, – это родители. Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми. Педагогические взгляды Абая формировались в условиях феодально-родового строя, отдаленного от нас целой исторической эпохой. Однако они либо очень близки, либо совпадают с нашими взглядами по очень важным аспектам педагогической теории и практики  – его отношение к телесным наказаниям, ряд принципов обучения и воспитания: взаимосвязь между трудовым, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием; признание ведущей роли воспитания в формировании личности; труд как одно из главных средств воспитания и т.д. Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью.

Заключение.

Как известно, на купюрах изображают людей во всех отношениях заслуженных. Кстати, поместить портрет того же Михаила Ломоносова или Александра Пушкина на российских банкнотах никому в голову до сих пор не пришло. За всю историю советских и российских бумажных денег ни одно из светил отечественной науки и педагогики на купюрах не изображались. Будто никогда и не было в нашей истории Дмитрия  Менделеева, Ивана Павлова, Ивана Сеченова, Константина Циолковского, Юрия Гагарина, Сергея Королева и педагогов: Константина Ушинского и Антона Макаренко. Впрочем, шанс увидеть портреты лучших представителей российской науки на бумажных деньгах все-таки есть. Облик денег в связи с бесконечными финансовыми реформами в России меняется часто. Кто знает, может быть, в очередной раз утверждая эскизы новых купюр, чиновники в соответствующих ведомствах вспомнят о людях, прославивших отечественную науку.

Источники:

1.В.Ф.Асмус. Античная философия

2.http://letter.com.ua/autor/sokrat.php

3. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Мысль, 1993. – Т.3. С. 190.

4. Энциклопедия «Кругосвет».

5. http://www.alyoshin.kiev.ua/obchestvennye/zdanie/

6. «Философская Энциклопедия». В 5-х т. М.: Издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1960–1970.

7. http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=2&f=42

8.http://translate.google.com/translate?hl=ru&langpair=en|ru&u=http://www.banknote.ws/&rurl=translate.google.ru

9. http://www.stranymira.com/money/

10. http://www.donb.ru/

11. http://forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=185&t=38613

12. http://www.bonistica.ru/

13. http://www.artprojekt.ru/referats/humanities/fl_gu_m_178.htm

Валериан Чупин, учитель физики, педагог дополнительного образования центра детского (юношеского) технического творчества «ЮТЕКС»,  город Чайковский, Пермский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте