Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

10 лет, которые научили нас. Комплект сценариев часов общения для старших школьников

Дата: 25 июля 2011, 00:46
Автор:

История 90-х годов для России еще долгое время будет не просто историей, но и частью жизни целого поколения, поколения, которому довелось совершить переход от привычного типа мышления, образа жизни, к новым ценностям и идеалам. Психологи считают, что события 90-х годов до сих пор оказывают влияние на социальное и гражданское становление молодежи. Воспоминания родственников, многочисленные споры о 90-х в СМИ, критика и восхваление… Разобраться в событиях 90-х годов, понять значимость преобразований тех лет для настоящего и будущего нашей страны – серьезная воспитательная задача, которую трудно решить только на уроках истории. В предлагаемый комплект сценариев часов общения входят восемь тем, охватывающих основные события 90-х годов.

Сценарии  часов общения построены на следующих принципах:

– Широкое использование различных дополнительных материалов (в том числе художественной литературы, исторических источников, видеофильмов, документов).

– Освещение событий  через реальные судьбы их участников.

– Сочетание формирования знаний с воспитанием нравственных, гражданских  и патриотических качеств.

– Актуализация собственной точки зрения при анализе событий.

Каждый час общения можно провести как самостоятельное занятие или в сочетании с традиционными уроками.

Тема урока

Кол-во часов

Возраст участников

1.

«До… или Выставка достижений»

2

7-11 класс

2.

«Луч света …»

8-11 класс

3.

«Пятнадцать минус…»

4.

«Шах и мат»

5.

«На золотом крыльце сидели»

6.

«А в это время»

«Мы мирные люди, но…»

9-11 класс

8.

«Открытая трибуна»

«До… или Выставка достижений»

Возраст участников:7-11 классы.

Время проведения: 2 часа.

Используемые интернет-ресурсы:

·         http://tramadola.net/main/683-70-80e-gody-sssr.html

·         http://www.moshol.ru/sights19.html

·         http://www.hrono.ru/

·         http://urokiistorii.ru/learning/project/1236

Основные приемы: «Работа с фотоматериалами», групповое обсуждение, «Пленум», «Рейтинг».

Учитель: В истории каждого государства, каждого народа есть периоды, которые оказывают влияние и на каждого человека и на все общество. 90-е годы новейшей истории России многие политики и историки называют переломным этапом для всего российского  общества. Это были годы, которые многому научили нас, это были годы, которые изменили нас…

Мы начинаем сегодня цикл занятий, которые позволят нам посмотреть на  события 90-х с позиций прошлого, настоящего и будущего нашей страны. Мы постараемся увидеть события тех лет через призму воспоминаний очевидцев, через внешние оценки и личностные ощущения.

Но прежде чем говорить о событиях 90-х годов, я предлагаю вам вспомнить, что же представлял из себя Союз Советских Социалистических Республик – страна, где даже в 80-е годы миллионы людей верили в коммунистические идеалы,  в едином порыве шагали под лозунгами коммунистической партии к счастливому будущему.

Убедиться в том, что страна уверенно идет в авангарде всего человечества, является форпостом мира и справедливости, можно было на знаменитой Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Все самое лучшее, что было в стране, представлено на этой выставке. На нее в первую очередь приезжали гости, выставка была призвана показывать всем мощь и благополучие советского государства.

Учитель демонстрирует видеокадры или фотографии  ВДНХ.

Учитель: Я предлагаю вам сейчас создать виртуальную выставку достижений СССР накануне 90-х годов.

Задание 1. Составьте  по предложенным фотографиям и информационным данным проспекты (рекламные буклеты) из различных залов и павильонов Выставки достижений народного хозяйств.

Используйте информацию из «Приложения к занятию «До… или Выставка достижений».

Прием «Работа с фотографиями».

Разложите фотографии на столах в комнате.

Просмотрите фотографии и выберите те, которые, по вашему мнению, лучше всего подходят по теме задания.

Выбирая фотографии, попытайтесь ответить на вопросы:

– Где была первоначально опубликована эта фотография? В газете, журнале или туристической брошюре? Иными словами, для чего ее использовали: для информации, торговой рекламы или пропаганды? Или для чего-то другого?

– Есть у фотографии подпись или другие сведения, проясняющие, что хотел донести до зрителя фотограф?

– Это профессиональная или любительская фотография?

– Почему фотограф хотел сделать этот снимок? Какие у него были мотивы? Что он хотел нам «сказать» этой фотографией?

Поразмышляйте о фотографиях с изображениями людей:

– Кто изображен, возраст, пол, состояние здоровья, материальное положение и статус?

– Знает ли человек о том, что его фотографируют? Позирует ли он или ведет себя естественно? Что изображено на фоне? Гармонирует ли фон с изображенным человеком или создает контраст?

Группы работают на ватманских листах, объединяя фотографии и описания основных событий 80-х годов (события прописаны на карточках). Ватманы будут двусторонние: на одной стороне – достижения, на другой – проблемы.

На выставке представлены следующие «залы»:

1-я группа: «Народное хозяйство и экономика в СССР».

2-я группа: «Жизнь людей в СССР».

3-я группа: «Партия и правительство: новые перспективы».

4-я  группа: «Внешняя политика  СССР на защите мира во всем мире».

По окончании работы группы представляют свои буклеты (плакаты).

Задание 2. Проанализируйте события, представленные на плакатах групп. Подготовьте аргументированные ответы  на вопросы.

Прием «Пленум» (групповое обсуждение)

Используется при анализе текстов, документов, других материалов. Участники делятся на группы по 5-7 человек. В каждой группы определяется человек, который будет выступать от имени группы в конце обсуждения.

Этапы работы по группам :

15 – 20 минут – введение в тему,

30 минут – работа над документами в группах,

20 минут – презентация результатов работы каждой группы перед классом (пленум),

15 минут – общая дискуссия на заданную тему (открытая трибуна).

В каждой группе необходимо заранее распределить роли для группового обсуждения:

Спикер – тот, кто будет выступать на открытой трибуне от имени группы.

Лидер – тот, кто будет руководить внутригрупповым обсуждением.

Секретарь –  тот, кто будет фиксировать все возникающие мысли и идеи в ходе дискуссии

При необходимости можно придумать другие роли.

Вопросы для обсуждения:

– Какой видится реальная картина достижений СССР в 80-е годы? Почему декларируемые достижения страны не подтверждались реальной жизнью людей?

– Каковы были причины, побудившие руководство СССР пойти на всестороннее реформирование экономической и политической системы во второй половине 80-х годов?

Учитель: События и изменения, которые происходили в стране с середины 80-х  принято называть перестройкой. Эти события кардинальные изменили социальную, экономическую, политическую, культурную жизнь страны. Попробуем  обобщить, что же произошло в период перестройки.

Задание 3. Индивидуальная работа. Впишите в соответствующие разделы таблицы названия изменения, которые произошли в стране в годы перестройки.

Направления жизни страны

Произошедшие события

Внешняя политика

Демократические свободы

Экономика и  жизнь общества

Культурная политики

Изменения в КПСС

Национальные конфликты

Катастрофы и теракты

Задание 4. Проранжируйте события 80-х годов согласно их значимости для истории нашей страны.

Прием «Рейтинг».

Группы должны обсудить представленные утверждения, мнения, события, потом составить их рейтинг по степени важности. Его можно представить в форме лестницы или многоугольника. В случае лестницы самое важное утверждение помещается сверху, следующее по важности на одну ступеньку ниже и так далее; самое несущественное утверждение помещается в самом низу.

Алмазное ранжирование:

·         наиболее важное

·         наименее важное

Если рейтинг составляется в форме многоугольника, сначала идет самое важное утверждение, потом два следующих по значимости, потом три утверждения средней значимости и так далее. Так как вопросы редко удается четко разграничить, такая форма рейтинга часто оказывается более подходящей. Она менее условна и поэтому более приемлема для участников. Она также дает больше возможностей для достижения консенсуса.

Обсуждаются вопросы:

– Как вы думаете, какие из событий, произошедшие в 80-е годы, были наиболее значимыми в социальной, экономической, политической жизни страны? Почему?

– Какие из вопросов экономической, политической жизни страны было необходимо решить в первую очередь? Почему они были особенно актуальны?

Задание 5. Нарисуйте плакат, который мог бы быть рекламной картинкой  итогов развития страны к началу 90-х годов.

Группам дается на работу 5-10 минут, затем плакаты презентуются другим группам.

Заключительная рефлексия:

– Как вы думаете, чему научили нас события конца 80-х годов?

– Как события отражаются в жизни нашей страны сегодня?

В конце каждого занятия участники заполняют таблицу «Чему меня научили 90-е годы» (это связующее звено бесед, которое на заключительном занятии будет использовано для сценария фильма о 90-х).

Таблица «90-е меня научили»

сегодня я узнал…

было интересно…

я понял, что…

было трудно

мне захотелось…

урок дал мне для жизни…

меня удивило…

я научился…

я приобрел…

я почувствовал, что…

теперь я могу…

«Луч света»

Возраст участников: 9-11-й классы.

Время проведения: от 2 часов до 2 дней (если некоторые задания рассматриваются как домашняя работа).

Используемая литература и интернет ресурсы:

·         http://ru.wikipedia.org/wiki/90-е

·         http://www.hro.org/taxonomy/term/42?page=3

Основные приемы: синквейн, таблица «ЗУХ», написание эссе.

Учитель: Свидетели и участники событий 90-х годов даже по прошествии многих лет не могут дать однозначных оценок тому, что им пришлось увидеть, пережить, Перестройка, которая началась в середине 80-х, уже не вызывала прежнего оптимизма и восторга. В обществе зрело убеждение, что обещанный курс на  «ускорение социально-экономического развития страны» остался красивым лозунгом. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 90-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в результате чего СССР утрачивает все свои позиции и статус сверхдержавы.

Съезд народных депутатов СССР все больше напоминал парадные съезды Коммунистической Партии прежних лет.

В период 1989-1991 годов доходит до максимума главная проблема советской экономики – хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов.

С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью).

Объявленная гласность и плюрализм выходят за первоначально заданные рамки; теперь её сутью становится снятие существовавших многочисленных информационных табу. С 1987 года самыми обсуждаемыми в печати вопросами становятся те, которые раньше предпочитали замалчивать: эпоха правления Сталина, привилегии партноменклатуры, секс вообще и проституция в частности, бюрократизм советской государственной машины, экологические проблемы. За два-три года ураган газетных и журнальных публикаций, нередко откровенно лживых и провокационных, создал картину удручающей и бесперспективной жизни в стране.

К 1990 году положительно отзываться о чём-либо советском становится дурным тоном. В обществе начинает преобладать ориентация на западные ценности, демократию, свободный рынок. Возможно, это был закономерный шаг перехода от тоталитарного режима к демократическому обществу, который сделала Россия в 90-е годы. Возможно, это были целенаправленные идеологические шаги, ведущие к смене власти.

Но сейчас многие свидетели тех лет считают, что именно в то время общество, стремясь получить свободу слова и демократию, незаметно потеряло несомненно более важные качества – патриотизм и гражданственность… Именно в те годы стало «модным» проявлять оппозиционные настроения, вслух возмущаться политикой и действиями правительства – и неважно какого. Критиковались все, кто уже сегодня, сейчас не давал обещанного… И провозглашая себя «патриотами», «гражданами», критики все больше становились простыми обывателями и потребителями. А политики спешили подстроить свои обещания и поступки под потребности масс.

Я предлагаю вам поговорить о тех людях, которые  и  в сложные годы  сталинских репрессий и цензуры и в период застоя смогли сохранить истинные гражданские, человеческие ценности, преданность России. Они очень быстро разобрались, что гласность и перестройка, лозунги на митингах, использование «жареных» фактов и копирование западных образцов в политике, культуре – ложный путь ожидаемых демократических преобразований. И для этих  людей стало делом чести  выдержать и это испытание – испытание Свободой. Это испытание – часть истории 90-х годов, возможно, самый важный урок, который мы можем извлечь из  этого времени.

В  середине 1990-х в СССР был принят закон о СМИ. Тем самым ликвидирована цензура и провозглашалась свобода слова.

Задание 1. Составьте синквейн по предложенным терминам. Прокомментируйте его.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

– Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

– Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

– Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

– Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

– Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Темы синквейнов:

– Свобода слова.

– Цензура.

– Патриотизм.

– Гражданственность.

– Гласность.

По окончании работы участники  представляют синквейны с кратким пояснением.

– Попробуйте связать между собой  предложенные термины. Всегда ли они сочетаются между собой по содержанию?

– Приведите примеры совпадения и расхождения событий, фактов с парами этих понятий.

Задание 2. Перед вами  два текста. Это выдержки из закона о СМИ СССР, изданного в 1990 году, и закона о СМИ РФ, изданного в 1991 году.

Проанализируйте эти законы. О чем бы вы написали  как  прогрессивный журналист, воспользовавшись свободой печати в 1990 году и в 1991 году? Используйте материалы  из урока № 1 и справочные материалы с сайтов по истории 90-х годов.

Используйте информацию из «Приложения к занятию «Луч света» (см. вложенный файл).

– В каких обстоятельствах были приняты эти законы?

– В чем разница в трактовках свободы в СМИ в этих  двух законах?

– О каких изменениях в обществе свидетельствуют эти два закона?

– Какая из трактовок в большей степени отвечает требованиям «свобода слова» и «патриотизм». Почему?

– Отразились на ли эти законы  на ваших журналистских материалах? Почему?

Учитель: С отменой цензуры учёные, журналисты и депутаты смогли затронуть  тему контроля общества над силовыми структурами, предложили новый взгляд на историю царской России, Февральской, Октябрьской революций, Гражданской войны, ленинских и сталинских реформ и репрессий, Великой Отечественной войны и других событий советского периода.

Изменения в политической и государственной структуре  сначала СССР, затем и в независимой России, сложная, многим не понятная борьба за власть между политиками и партиями – все это  черты 1991-1993 годов.

И, казалось, за этой борьбой следуют и журналисты, и ученые в своих оценках, выводах.

Сложно и даже опасно было в какой-то момент оказаться в оппозиции, но еще было опасно оказаться в лагере проигравших…

Насколько сложно сохранить  свою точку зрения, свою гражданскую позицию в этих условиях?

Но именно в этих условиях еще больше обозначились фигуры истинных гуманистов, доказывающих свою непоколебимость в преданность России.

Именно их работа, их деятельность, возможно, определили изменения, к которым пришла Россия в 90-х годах.

Задание 3. Прочитайте автобиографические справки. См вложенный файл «Приложения к занятию «Луч света».

Ответьте на вопросы. Заполните таблицу «ЗУХ».

Прием «Таблица «ЗУХ»

Основной формой работы является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

В каждую из колонок необходимо занести  информацию, но только изложить ее своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Маркировочная таблица

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

По окончании работы группы выступают с кратким сообщениям по таблицам «ЗУХ», рассказывая о том, что они узнали, какие  сведения пока не достаточны.

– Что общего  в судьбах этих людей? Что отличает их друг от друга?

– Почему эти люди, такие разные  по происхождению, судьбам,  идеологическим позициям,  преследовались властями?

– Что означало для России 90-х годов  «выход из подполья» этих людей?

– Почему большинство из них получило возможность относительно открыто говорить о своих  взглядах не в период перестройки (гласности и плюрализма), а  в середине 90-х?

– Как вы думаете, сыграли эти люди какую-либо роль в политической  жизни страны?

– Как вы относитесь к поступкам и деятельности этих людей? Всегда ли они правы? Однозначны ли их действия?

Задание 4.  Прочитайте отрывки из текстов правозащитников и диссидентов. Эти  отрывки будет для вас основанием для написания эссе. Осветите проблему свободы слова, гражданственности  и патриотизма в 90-е годы.

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.

Структура эссе:

Вступление.

– Общая фраза к рассуждению или трактовка главного термина темы.

– Перифраза (главная мысль высказывания).

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание….

Основная часть.

– Собственная точка зрения.

– Аргументация.

Аргументами могут быть примеры из истории, современной общественной жизни, литературные герои, ссылка на авторитетные мнения, статистика и т.д.

Рассмотрим несколько подходов….

Например…

Во-первых…

Во-вторых…

3. Выводы.

Уплотнение смысла сказанного.

Таким образом…

Итак…

Подведем общий итог рассуждению…

По окончании работы эссе зачитываются, обсуждаются.

– Можно ли выделить общие для всех авторов ценности? Что они считают наиважнейшей ценностью для России?

– Как проблемы и перспективы развития России в 90-е годы виделись авторам этих высказывании? Что они считали самым важным для России в момент ее перестройки*

Учитель:  Мы познакомились сегодня  с судьбами и  мыслями разных людей. Имена некоторых до сих пор подвергаются анафеме, других чтут как национальных героев. И, наверное, трудно оценивать их жизнь и поступки однозначно. Может быть, они ошибались, может быть, можно и нужно было идти к идеалам другим путем.

Но мне кажется, их пример может научить нас тому, как совесть, нравственность, чувство свободы становились главными мотивами жизни, руководить ею, служит компасом. Сегодня не то, что жить по этим правилам, но даже произносить вслух подобные слова – совесть, нравственность, чувство свободы – как-то неловко. Засмеют. Однако и тогда – смеялись. Люди, о которых мы говорили сегодня и еще десятки других людей бросали вызов окружающей среде, демонстрировали обществу и миру, что личность сильнее системы.

На примере этих людей, мы видим, что при любых исторических обстоятельствах можно остаться самим собой, прожить свою собственную жизнь в соответствии с личной стратегией.

И может быть именно эти примеры стали лучом света, который изменил Россию…

Задание 5. Таблица «90-е меня научили».

Домашнее задание: подготовить сообщения о других правозащитниках, диссидентах,  участниках событий 90-х годов.

Рекомендуемая для работы литература и интернет источники:

Шубин А.В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. Издательство: Вече, 2008 г.

Амальрик А.Записки диссидента. СЛОВО/SLOVO, 1991 г.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Правозащитник

Занятие «Пятнадцать минус…»

Возраст участников: 7-11 класс

Используемая литература и источники:

·         Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая: 1985–1999

·         Перестройка и крах СССР.

·         http://www.hrono.info/sobyt/1900sob/cccp.php

·         http://ru.wikipedia.org/wiki/USSR

·         http://savok.name/

·         http://www.buran.ru/htm/soviet.htm

Основные приемы: «Инсерт», «Перекрестная дискуссия», «Верите ли вы».

Учитель: Всероссийский центр изучения общественного мнения совместно с исследовательскими центрами Украины, Белоруссии и Казахстана провел опрос об отношении жителей бывших союзных республик к распаду СССР и перспективам его воссоздания. Судя по результатам опросов, большинство россиян, белорусов и украинцев сожалеют о распаде СССР, но считают, что воссоздать Советский Союз нереально. В частности, в России 68% населения сожалеют о СССР, в Белоруссии – 52%, на Украине – 59%. (http://www.ruskijdombaltii.lv/index.php?name=topics&file=search).

Это очень показательные цифры. Событие, которое казалось малореальным большинству населения СССР, неожиданно и малозаметно случилось в  8 декабря 1991 года в Беловежской пуще. Главы нескольких  союзных республик подписали  документ и  вот – уже нет на карте мира государства, более 70 лет являющегося самым крупным по территории, населению, самым могущественным по  международному влиянию, самым богатым… До сих пор  распад СССР – одна из самых широко обсуждаемых тем в блогах. И в этом обсуждении принимают участие не только те, кто  пережил это событие, стал его свидетелем. Этим вопросом активно интересуется молодежь, его анализируют политики. Возможно, многим кажется, что в поиске ответов на вопросы о плюсах и минусах распада СССР кроется ответ на вопрос о будущем международных отношений в Восточной Европе.

Действительно ли СССР был «колоссом на глиняных ногах»? Действительно ли все решилось 8 декабря 1991 года? Сегодня мы попробуем разобраться в причинах и последствиях    распада СССР.

Задание 1. Ответьте да или нет по поводу следующих утверждений. («Прием \”Верите ли вы?\”).

Игра может сочетаться с двигательной активностью. Прикрепите в одном конце классной комнаты плакат с ответом «ДА», в другом – «Нет». После каждого высказывания предложите учащимся занять место под соответствующим ответом.

После каждого вопроса дайте возможность группам высказаться, почему они дали тот или иной ответ.

Верите ли вы, что:

– В.Путин считает: «Распад СССР – это крупнейшая геополитическая катастрофа XX века».

– 78% населения в конце 90-х годов говорили: \”Какое счастье, что СССР распался, Россия – это самая прекрасная страна в мире\”.

– Одна из популярных теорий гласит, что Советский Союз похоронил президент США Рональд Рейган, активизировавший гонку вооружений, которую советская экономика оказалась не в состоянии выдержать.

– В референдуме 17 марта 1991 года из 185,6 миллиона граждан СССР, имеющих право голосовать, приняли участие 148,5 миллиона. То есть 79,58 процентов. Из них 113 миллионов, или 76,43 процента, высказались за сохранение СССР.

– Основными причинами распада СССР стали тупик политической системы, экономический спад, вызванный плановой экономикой, стремление народов к самоопределению.

– Сейчас Россия и остальные бывшие союзные республики идут по пути развития Запада, что можно считать положительным моментом.

Учитель: В следующем задании я хочу предложить вам чуть-чуть окунуться в предысторию этой проблемы. Сейчас я разобью вас на пары. Пар будет 15 – столько, сколько в СССР было  союзных республик.

Задание 2. Каждой паре дается герб одной из республик. Задача – подготовить краткое представление своей республики, рассказать, что она «приносила» в общенародны кладовые. Можно пользоваться и своими знаниями, и ресурсами Интернет.

Используйте информацию из «Приложения к занятию «Пятнадцать минус» (см. вложенный файл).

После выступления пар обсуждаются вопросы:

– Трудно ли вам было представлять республики? Что вызывало у вас особенную трудность?

– В чем  проявляется особенность каждой из республик?

– Что объединяло 15 республик в единый союз?

Учитель: Я думаю, теперь нам нужно обратиться к истории  возникновения СССР. Некоторые аналитики считают, что уже в самом создании СССР лежала ошибка, что проблемы, приведшие к распаду СССР, – закономерный процесс искусственно созданного государства.

Задание 3. Прочитайте текст. Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали по данной теме раньше или о чем предполагали. Возможно, количество значков увеличится.

– поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

– поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

– поставьте «–» (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

– поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Заполните таблицу.

Таблица Инсерт

\” V \”

Отметьте позиции, которые вам были знакомы

\” + \”

Отметьте позиции, которые является для вас новым;

\” – \”

Выпишите позиции, которые противоречат  тому, что вы знали

\”? \”

Выпишите сведения, которые кажутся вам непонятными или с которыми вы не согласны

– В какой политической и экономической обстановке происходили события по созданию и распаду СССР?

– Каковы были основные причины  объединения союзных  государств  после Революции 1917 года?

– Что, на ваш взгляд, послужило основной причиной распада СССР в 90-е годы?

– Мог ли быть сохранен СССР как единое государство в другой форме? Почему этого не случилось?

Задание 4 (индивидуальная работа, проверочная работа). Проанализируйте предложенный текст. Какие основные группы причин распада СССР можно назвать? Запишите причины в соответствующие колонки таблицы. Дополните таблицу по материалам таблицы инсерт и другими известными вам фактами и примерами.

Таблица «Причины распада СССР»

Причина

Примеры и доказательства

Экономические

Политические

Национальные и религиозные

Идеологические

Задание 5. Подумайте, какие плюсы и минусы имел распад СССР. Заполните таблицу, подготовьтесь к участию в перекрестной дискуссии.

– 1 группа – для простых людей

– 2 группа – для  союзных республик

– 3 группа – для РСФСР

– 4 группа – для мирового сообщества

Плюсы распада СССР

Минусы распада СССР

Прием «Перекрёстная дискуссия»

На первом этапе каждый из учащихся индивидуально пишет по три-пять аргументов в поддержку каждой из точек зрения. Аргументы обобщаются в микрогруппах, и каждая микрогруппа представляет список из пяти аргументов в пользу одной точки зрения и пяти аргументов в пользу второй точки зрения. Составляется общий список аргументов. После этого класс делится на две группы – в первую группу входят те учащееся, которым ближе первая точка зрения, во вторую – те, кому ближе вторая точка зрения. Каждая группа ранжирует свои аргументы по степени важности. Дискуссия между группами происходит в перекрестном режиме: первая группа высказывает свой первый аргумент – вторая группа его опровергает, вторая группа высказывает свой первый аргумент – первая группа его опровергает и т.д.

По окончании работы групп проводится индивидуальная рефлексия, во время которой пересматриваются прозвучавшие аргументы и контраргументы и каждый старается ответить на дискуссионный вопрос. Для этого можно написать краткое сочинение, используя следующую структуру:

– Я принимаю во внимание мнение противоположной стороны… (далее формулируется противоположная точка зрения).

– Но все-таки я считаю… (формулируется собственная точка зрения), потому, что … (излагаются наиболее весомые аргументы в пользу собственной точки зрения).

Задание 6 (дополнительно, домашнее задание).

1. Запишите воспоминания членов вашей семьи, которые были свидетелями событий 90-х годов.

– Что вы слышали о причине распада СССР от людей старшего поколения?

– Как изменилось положение России и ее значимость в мире после распада СССР?

– Как изменилось социальное положение вашей семьи после распада СССР?

– Сменили ли ваши родственники профессию после распада СССР? Если да, то чем они были вынуждены заняться?

2. Используя вырезки из газет и журналов 90-х лет, сделайте «ментальную карту» (опорный конспект) по истории распада СССР

Задание 7. Таблица «90-е меня научили».

«Шах и мат»

Возраст участников: 7-11 класс.

Сайты:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Августовский_путч

http://souz.info/library/other/gkchp/gkchpzaiav.htm

http://www.agitclub.ru/gorby/putch/elzindoc.htm

http://www.agitclub.ru/gorby/putch/putc.htm

Оборудование:

– Комплект газетных материалов с хронологией событий 1991-1993 годов.

– Портреты-карточки политических и государственных лидеров, карточки «Журналист», «Армия», «Народ».

Основные приемы: Деловая игра «Шахматная партия», «Цветная лекция».

Учитель: В 1991-1993 году в России происходили события, которые многие аналитики сравнивают  с  шахматной партией. Эта партия имела дебют, эндшпиль и неожиданный эндшпиль. В игре участвовали самые разные фигуры- от политической элиты до простых граждан.

Сегодня мы попытаемся разобрать эту партию, как говорят шахматисты, «по ходам».

Задание 1.  Рассмотрите фотографии и карточки с информацией об основных действующих лицах на политической арене 1991-1993 года в России. Найдите в Интернете  дополнительную информацию, необходимую вам для «игры» за эту фигуру.

Используйте информацию из «Приложения к занятию «Шах и мат» (см. вложенный файл).

Учитель: Как же были расставлены фигуры на политической арене к 1990 году? Расставим фигуры дебюта, который был сыгран  к началу  90-х годов.

Учитель  открывает большую шахматную доску, на ней по мере развития событий, как в шахматной партии, будут размещаться фигуры и фотографии.

Дебю́т (фр. début — начало) — начальная стадия шахматной партии (около 10-15 ходов), характеризуется мобилизацией сил играющих.

Основные принципы дебюта:

– захват центра пешками;

– быстрое развитие фигур;

– обеспечение безопасности короля;

– соединение тяжёлых фигур;

противодействие планам соперника.

1. Какие события «дебюта» принципиально важны для дельнейшего развития событий?

2. Что означает в нашей партии такие дебютные действия как:

– связь плана игры с миттельшпилем и эндшпилем;

– противодействие планам соперника.

Учитель:  И вот  в такой расстановке игра вошла в стадию миттельшпиля.

Миттельшпиль (от нем. Mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры.

Идет борьба за центр. Игрок, занявший центр, обычно контролирует большую часть доски… Его фигуры свободны, имеют возможности для разнообразных манёвров, не мешают друг другу. В то же время фигуры соперника, как правило, стеснены, мешают и блокируют друг друга.

Любая фигура, надёжно закреплённая в центре, часто угрожает сразу несколькими взятиями или опасными ходами вглубь позиции противника. Кроме того, она становится серьёзным подспорьем при фланговой атаке, причём на любом из флангов.

Итак, попробуем разобрать партию по ходам.

Прием «Деловая игра»

Основа деловой игры – создание имитационной и игровой моделей, решающих задачи погружения участников в изучаемые события.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, игровая модель является фактически способом описания работы участников.

Основные элементы «деловой игры»:

– сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием деловой игры понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также ведущего игры. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги,

– роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента деятельности, который моделируется в игре,

– правила игры – отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности.

Участникам  раздаются роли политических лидеров и комплект документов, которые необходимы для выполнения роли. Хорошо, если карточки достанутся наиболее подготовленным участникам. Им необходимо познакомиться с информацией об игровых  событиях и  своих действиях в этом сценарии и затем действовать в логике своих ролей, озвучивая тем самым для остальных хронологию событий. Время на работу – от 15 до 30 минут. У некоторых игроков имеются «слова», с пометкой, когда необходимо им прознести. Игроки также озвучивают свои действия выдержками из документов. Предложите участникам также подготовить выступления, атрибуты в рамках своей роли (например, плакаты, воззвания, обращения и др.).

Карточки «Народ», «Главы государств», «Жители Москвы», «Главы союзных республик», «Главы автономных республик» распределяются всем остальным участникам. Они в основном будут наблюдать за событиями, включаясь только в   некоторых случаях. Однако, у них есть специальная задача – не только наблюдать за событиями, но и останавливать их, задавать уточняющие вопросы. Для этого у них имеются карточки трех  цветов: они  имеют право поднимать их в любой момент игры:

красная – «Хочу спросить»,

желтая – «Хочу уточнить»,

зеленая «Есть мнение».

Роль педагога во время игры в стадии «миттельшпиля» – экспертная оценка действий игроков, помощь при ответах.

Сценарий содержится в «Приложении к занятию «Шах и мат» (см. вложенный файл).

– Дайте характеристику этой части партии нашей игры.

– Как принципы шахматного миттельшпиля можно соотнести с событиями августа 1991 года?

– Почему ГКЧП не удалось достичь своих целей?

– Почему основная масс граждан выступила против ГКЧП (или не поддержала)?

– Что означал  победа сторонников Ельцина для нашей страны?

– Какие из событий были принципиально важными для России? Почему?

– Решены ли были основные проблемы, с которыми столкнулась страна в начале 90-х годов?

Учитель: Итак, казалось, игра сыграна… Определены победители… Флаги подняты, фанфары  отзвучали. Но практически сразу стало ясно что партия еще не окончена.

Давайте посмотрим, как развивались события  в эндшпиле. Имя этой части партии – «Конституционный кризис»

Э́ндшпиль (от нем. Endspiel — «финальная игра») — заключительная часть шахматной партии.

Обычно игра переходит в эндшпиль, когда разменяно большинство фигур и нет характерных для середины игры угроз королям.

Для эндшпиля характерны следующие основные особенности. Король в эндшпиле — фигура активная. Не опасаясь, как правило, угрозы мата, он может покинуть укрытие и принять участие в борьбе наравне с другими фигурами; он способен атаковать фигуры и пешки соперника и первым вторгаться в неприятельский лагерь.

При малом числе фигур на доске в эндшпиле возрастает ценность каждой из них. В середине игры создание решающего перевеса сил на каком-либо участке доски часто является достаточным для выигрыша; правильно разыграть эндшпиль – значит обеспечить максимальную активность и чёткое взаимодействие фигур.

Стратегическая цель эндшпиля — проведение одной из пешек в ферзи — определяет возрастающую роль пешек…

Учитель: Итак, перед нами снова две силы: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, Совет Министров РСФСР во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета – сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство и большая часть депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти.

Материалы к сценарию и игровые карточки содержатся в «Приложении к занятию «Шах и мат» (см. вложенный файл).

– В чем основная причина конфликта власти в 1993 году? На чем основывались противоречия между законодательной и исполнительной властью в  этот момент?

– Можно ли сравнить события 1991 и события 1993 годов?

– Возможно ли было избежать  кризиса в 1993 году?

– Можно ли сказать, кто одержал победу в этой игре? Почему?

Задание 3.  Заполните таблицу «Изменения  в государственном и политическом устройстве РСФСР после событий  1991-1993».

До 1991

После 1991

После 1993

Территория

Форма государственного устройства

Политическая структура

Структура государственной власти

Права и свободы

Задание 4 (домашняя работа).

– Соберите и запишите воспоминая ваших родственников, свидетелей событий 1991-1993 годов.

– Найдите в библиотеке и в архивах (на Интернет-сайтах) информацию о том, как освещались события  в СМИ.

Почитайте дополнительные материалы по теме:

– Иванов Р. Ф Политическая история современной России 1991-2001г

– Грачев А.С. Кремлевская хроника М.: 1994г.

– Гловацкий М.Е. Россия которую мы не знали 1939-1993г. М.: 1995.

– Черняев А.С. Дневник помощника Президента СССР. М.: 1991.

«На золотом крыльце сидели»

Возраст участников: 8-11 классы.

Оборудование и материалы:

– Игровое поле.

– Карточки (фигурки, фотографии представителей различных социальных  групп).

– Карточки с описанием экономических и политических событий  в 90-е годы.

– Кубик.

Материалы с сайтов:

http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=44&idArt=1430

http://protown.ru/information/hide/3712.html

Основные приемы:  «Корзина», Групповое обсуждение, «Настольная игра-бродилка»

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей.

Не задерживай

Добрых и честных людей!

Эта детская считалочка в какой-то степени очень точно определяет то, что происходило с жителями великой России в 90-е годы. Очень многим именно в это время под влиянием разных обстоятельств пришлось сделать выбор – кем и каким быть…

В 90-е годы в жизни российского общества происходили кардинальные изменения: были разрушены старые экономические, социальные, политические структуры. Одна за другой осуществлялись попытки выхода из тяжелого экономического  кризиса, который к 1991-93 годам еще более обострился. Провозглашение свободы и независимости, перехода к рыночным отношениям оборачивались для миллионов людей серьезными изменениями в их жизни.

Сегодня мы с вами  поговорим, что принесли изменения  в политической структуре, в государственном устройстве, изменении статуса государства гражданам России? Как повлияли эти изменения на социальную структуру общества, на жизнь людей разного возраста и социального положения.

Задание 1. Используя прием «Корзина идей», дайте определение понятию «социальная  структура общества».

Прием «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.

В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все, что ученики знают об изучаемой теме.

Учитель: А вот это определение вы знаете из обществознания.

«Социальная стратификация (расслоение общества) – иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам».

Проще всего это расслоение представить в виде «Пирамиды благополучия» (учитель открывает игровое поле).

Долгое время считалось, что в Советском союзе все граждане имеют равный доступ к благам, а структуре обществе всего три класса:

1. Рабочий класс.

2. Колхозное крестьянство.

3. Интеллигенция.

Учитель начинает выставлять игровые фигурки, карточки, на которых изображены люди, символизирующие те  или иные социальные группы.

В реальности к концу 80-х годов сложилась новая структура:

– высший класс – верхушка партийно-государственной номенклатуры,

– социальная прослойка – многочисленные слои, обслуживающие номенклатуру. Например, средние руководители, секретари, журналисты, милиция, персонал спецполиклиник, водители персональных машин и т.д.,

– низший класс – рядовые рабочие, крестьяне, интеллигенция.

Наверху пирамиды – блага,  доступ к которым  в принципе может предоставить общество своим гражданам. Благо в экономическом понимании – то, что имеет свойство полезности, т. е. способно удовлетворить определённые человеческие потребности.

Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия. Так, например, благом может являться предмет, который человек съедает (яблоко, бутерброд, конфета), или носит (шапка, галстук, очки), или использует для каких-либо целей (вилка, телевизор, стол). Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух). Благом может быть информация (например, смешная история, музыка или свежие новости).

Использование человеком всех этих благ в своих целях называется в экономической теории потреблением. Когда человек ест яблоко, говорят, что он потребляет благо \”яблоко\”. Когда он наслаждается пением птиц за окном, говорят, что он потребляет благо \”пение птиц\”.

Среди всего множества благ можно условно выделить так называемые блага первой необходимости, которые нужны для поддержания жизни человека. Этими благами всегда являются воздух, вода и продукты питания, а в большинстве случаев также одежда и жилище.

Попробуем назвать как можно материальных и нематериальных благ, в которых нуждается человек.

Задание 2. Напишите на карточках блага (материальные  и духовные ценности и др.), которые нужны человеку.

Карточек должно быть достаточно, чтобы каждому игроку затем можно было иметь их во время игры.

Учитель: В 90-е годы социальных групп в России стало еще больше. Попробуем  назвать все эти группы.

Задание 3. Перед вами фотографии разных людей. Объедините их в новые (по сравнению с советским обществом) социальные группы.

Подсказка: приписывание людей к определенным социальным слоям осуществляется по следующим основным критериям:

– ролевым характеристикам, которые определяются набором ролей, которые индивид исполняет в обществе (должность, уровень профессионализма, уровень знаний и т.д.);

– характеристиками владения материальными и духовными ценностями (деньгами, средствами производства, произведениями искусства, возможностями духовного и идеологического влияния на другие слои общества и т.д.).

– выделяются также группы по национальному признаку, по возрастному составу, по половой принадлежности и др.

Учитель: Я предлагаю вам сегодня сыграть в  игру, в которой каждый может встать на вершине благополучия.

Правила игры.

1. Каждый игрок получает карточку, обозначающую его принадлежность к какой либо  социальной группе.

2. Каждый игрок получает определенный набор карточек с обозначением благ. Чтобы получить эти карточки, он обращается в различные социальные институты. Это игроки, которые объединяются в группы «Семья», «Учеба», «Работа», «Бизнес», «Государство», «Социальные органы», «Политическая структура», «Родственники», «Банк» и др. В этих группах и находятся те блага, которые можно получить каждому игроку.

Для того, чтобы получить то или иное благо, игроки должны убедить эти группы отдать им карточки с благом, поясняя почему это благо к 1990 году могло бы им принадлежать.

3. На «Пирамиде благополучия» каждый игрок отмечает свое положение, выставив карточку на определенный уровень.

4. Расположение игроков на пирамиде обсуждается по группам.

5. Ведущий делает ход – берет карточку, где описываются социально-экономические преобразования, которые происходили в стране в 1990-1999 годах.

В зависимости от принадлежности группы игроки изменяют свое положение  на пирамиде благополучия. Если они хотят изменить свое положение, они должны объяснить, как это сделать.

Каждый ход обсуждается.

При необходимости, участники могут пользоваться справочной информацией о событиях, которая содержится в приложении к уроку.

По итогам игры обсуждаются вопросы:

– Как изменяется структура общества в России?

– Какие факторы в наибольшей степени влияют на изменения положения россиян в «Пирамиде благополучия»?

– Что означает для  населения изменения  положения  в  пирамиде благополучия?

– Как могли граждане остаться на том или ином уровне Пирамиды?

– Какие события продвигали людей по пирамиде, а какие способствовали снижению их уровня жизни?

– Насколько трудно было  вам оценить  положения граждан в это пирамиде?

– В чем причина такой нестабильности людей в пирамиде? Какие категории населения, на ваш взгляд наиболее были уязвимы в этот период?

Задание 3. Проранжируйте события экономической и политической жизни страны, которые оказали наибольшее воздействие на  будущее России. Обоснуйте свою позицию.

Задание 4. Перед вами воспоминания людей, которые стали свидетелями событий 90-х годов. Попробуйте «дописать» их истории жизни.

«А в это время»

Возраст участников: 7-11 классы.

Время проведения: 2 часа (если с домашней подготовкой – 1 час).

Оборудование и  материалы:

– 30-40 фотографий периода 90-х годов.

– Старые газеты периода 90-х годов (или список готовых новостей и событий этого периода).

– Бумага и ручки для записей.

– Большие листы (А3) или перекидные листы на доске, маркеры.

– Ножницы и клей для каждой группы.

– Столы с достаточной рабочей поверхностью для того, чтобы разложить на них все бумаги.

– Выход в Интернет.

Интернет ресурсы:

·         http://plussa-region.narod.ru/gaseta/archiv/vorher/archiv-vorher.htm

·         http://1993.sovnarkom.ru/TEXT/GAZETY/SR_116/ind93_116.htm

·         http://www.oldgazette.ru/

Основной прием: «Охотники за новостями».

Учитель: Сегодня как на взрослых, так и на молодых людей обрушивается поток всевозможной информации из самых различных источников. Для многих средства массовой информации – основной источник сведений о происходящем в мире, в стране.  В 90-е годы таким источником были газеты и телевидение. Практически в каждом городе, на всех крупных предприятиях издавали собственные «малотиражки».

Я предлагаю вам сегодня стать редколлегией такой газеты. Вам предстоит в единственном выпуске осветить самые важные новости за прошедший год.

Разделите всех на группы по 3-5 человек.  Пусть таких групп будет 10.Участники каждой группы должны представить себя членами журналистской редакции, работающей над своей газетой. Их задача – подготовить к печати верстку и макет  одного выпуска своей газеты.

Задание 1 . Придумайте  название для своей газеты. Подумайте, какую газету  вы будете выпускать. Возможно, это будет «официальная газета», газета для определенной группы людей, новостная или аналитическая газета и др.

Газеты делятся:

– по принципу территориального распространения и охвату аудитории — общенациональные, региональные, местные, внутрикорпоративные;

– по тематике – деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные, смешанные; также по возрастному принципу – детские, молодёжные газеты, газеты для пенсионеров и т.д.;

– по периодичности – ежедневные, еженедельные, ежемесячные;

– по формату – A4, Берлинер, A3, A2;

– по стилю оформления – цветные, чёрно-белые и чёрно-белые с цветными вставками;

– по стоимости – платные и бесплатные.

Обсудите основные элементы и вид вашей будущей газеты.

Задание 2. Используя фотографии, Интернет ресурсы, старые газетные вырезки и материалы приложения  отправляйтесь на «охоту за новостями». Ваша задача – найти события, которые, на ваш взгляд, необходимо отразить в вашей газете. Пусть это будут самые разные новости, которые касаются и политической и культурной жизни страны. Постарайтесь найти такие события, которые очень ярко отражают жизнь людей в 90-е годы.

Используйте информацию из «Приложения к занятию «А в это время»

Задание 3. Напишите несколько статей, используя найденными вами события, в одном из газетных жанров.

Газетные жанры

Информационные жанры:

– заметка

– отчёт

– интервью

– репортаж

Аналитические жанры:

– комментарий

– корреспонденция

– статья

– рецензия

– обзор СМИ

– обозрение

Художественно-публицистические жанры:

– фельетон

– памфлет

– очерк

Задание 4. Оформите газету. Наклейте необходимые фотографии, статьи, сделайте оригинальное оформление.

Задание 5. Подготовьте и проведите презентацию своей газеты.

Все выпущенные газеты вывешиваются в классе. В течение 3-5 дней ученики знакомятся с информацией в газетах. В процессе знакомства каждый может написать отзыв о газете в целом или об отдельной статье. Можно ввести рубрику «Письмо в редакцию». Ребята по желанию комментирует те статьи, которые вызвали у них особенный интерес. По окончании работы каждая редколлегия изучает свою почту, отвечает на вопросы.

– Какие новости особенно часто освещались в СМИ 90-х годов?

– Насколько точки зрения на события в разных газетах могли отличаться друг от друга?

– Что означали те или иные события для простых людей?

– Как вы думаете можно ли по новостям в газете составить представление о том, как жили люди в 90-е годы?

Задание 6. Составьте диаманту по теме «Жизнь в 90-е годы».

Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  – понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными  по значению:

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2        – два прилагательных к первому существительному;

3        – три глагола к первому существительному;

4        – два словосочетания с существительными;

5        – три глагола ко второму существительному;

6        – два прилагательных ко второму существительному.

«Мы мирные люди, но…»

Источники: художественный фильм «Кавказская рулетка»

Аннотация к фильму: В Чечне полным ходом идут военные действия. Анна работает на чеченских боевиков в качестве наемника-снайпера. В поезде, идущем в Россию, Анна встречается с Марией, женщиной, сын которой попал в плен к боевикам. Сама Анна стремится покинуть зону боевых действий, чтобы обеспечить безопасность своему грудному ребенку, которому на войне, конечно же, не место. Мария настаивает на том, чтобы Анна вместе с ребенком вернулась в Чечню, где в плену находится сын Марии. Каждая женщина заботится о своем ребенке и просто так не отступится.

Основные приемы: «Шесть шляп», групповое обсуждение, «Прогноз конфликта».

Учитель: Я хочу к вам обратиться с простым вопросом: насколько вам трудно признавать свои ошибки? Один из блоггеров на этот вопрос ответил так: «Для того, чтобы признать свои ошибки необходимо обладать следующими качествами:

·         критичностью мышления, чтобы эти ошибки увидеть;

·         мужеством, чтобы их признать как пред собой, так и перед другими;

·         смелостью, чтобы не бояться оказаться слабым в глазах других людей;

·         твердостью, чтобы не увиливать и не выкручиваться;

·         честностью, чтобы не перекладывать вину на другого;

·         спокойствием, чтобы не вызвать аутоагрессию (не культивировать чувство вины);

·         мудростью, чтобы суметь измениться».

(С сайта http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=6482a0d2178435df).

Каждый человек совершает ошибки. И вряд ли человеку легко жить, осознавая эту ошибку. Но ошибки простых людей – простые ошибки. Ошибки политиков –  трагедия для многих.

Задание 1. Перед вами выражения известных людей об ошибках человека. Проанализируйте их, приведите примеры для пояснения.

«Аpхитeкторы прячyт cвои ошибки под плющом, хозяйки – под майонeзом, а врачи – под землёй» (Бepнаpд Шoy).

«Чем больше ошибок я делаю, тем популярнее становлюсь» (Д. Кеннеди).

«Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, – это отделение политической науки от нравственной» (П. Шелли).

«Будущее принадлежит только тем людям, которые достаточно порядочны, чтобы раскаиваться, и тем людям, у которых хватает сил, чтобы исправить свою ошибку» (Литтон Байрон).

«Тяжелая ошибка часто приобретает значение преступления» (Сенека).

Учитель: Сегодня мы с вами последуем совету Гете: «Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее». Мы будем говорить об ошибке, которую признали все, кто был участником и свидетелем трагических событий в Чечне. Но достаточно ли сегодня одного признания ошибки? Может ли поколение 90-х понять и простить  гибель тысяч людей? Наверное, нет. Ошибки чеченских событий уже более 25 лет выплескиваются в террористические  акты, в гибель совсем не виноватых людей. Иногда кажется, что война все еще продолжается.

Но я думаю, что события в Чечне преподнесли нам не только урок страшной политической ошибки. Эта война дала нам примеры высоких человеческих чувств, истинного мужества и героизма. И мы сегодня не будем разбирать, кто герой, кто побежденный, кто прав, а кто не прав. Я хочу предложить вам поговорить о том, что изменяет война, любая война, в судьбах людей, в их ценностях и идеалах. И поговорить о том, что даже в самые страшные времена, пока политики  разбираются между собой, люди сохранят истинные человеческие чувства.

Задание 2. Прочитайте  информационный материал – хронологию войны в Чечне. Используйте прием «Таблица \”Что? Где? Когда? Почему?».

Кто?

Задание 3. Прочитайте информационный материал –  точки зрения разных людей на причины войны в Чечне. Используйте прием «Толстые и тонкие вопросы».

Каждый участник составляют таблицу вопросов.

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

По ходу  чтения или просмотра фильма в правую колонку таблицы  записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Таблица вопросов.

Дайте 3 объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы …?

Верно ли …?

Задание  4. (по  группам). При просмотре фильма оценивайте события исходя из цвета своей шляпы. Подготовьтесь к выступлению в «своей шляпе».

Прием «Шесть шляп»

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Белая шляпа — белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе отдают предпочтение фактам, цифрам и точной информации. Белая шляпа четко различает факты и интерпретации, факты, давно принятые нами на веру и те, что проверены аргументами, цифрами. Белая шляпа излагает свою позицию спокойно, уравновешенно и беспристрастно.

Красная шляпа полна бушующих эмоций. Ее интересуют не сами факты, а собственное к ним отношение. Что они вызывают? Радость, гнев, возмущение, раздражение, восторг, желание разорвать автора идеи в клочья? В ней нет места объективности. Все имеет субъективный, эмоционально окрашенный характер. Красная шляпа говорит о своих чувствах.

Черная шляпа все очерняет. Она не эмоциональна, но зато логична, четка и обоснована. Можно сказать, она талантлива в выискивании плохого там, где его, казалось бы, не может быть. Критика, доведенная до крайности, лишенная всякого конструктивного подхода. Черную шляпу не интересует, как изменить или улучшить ситуацию, ей важно указать на недостатки.

Желтая шляпа полна радости и оптимизма. Она во всем ищет и находит позитив. При этом она не только излучает надежду и положительный настрой, но и аргументировано доказывает свою правоту: везде и во всем можно найти хорошее.

Зеленая шляпа — символ начала новой жизни, изменений и перемен. Это творческий взгляд на постоянно меняющийся мир, полный новых идей. Зеленая шляпа не выносит оценочных суждений, она находит в проблеме новые оригинальные идеи, новые пути, демонстрирует радость познаний и мышления, заставляет размышлять.

Синяя шляпа в душе организатор. При этом она не только рассматривает проблему с точки зрения ее структурированности и организации, но и внимательно слушает все, что говорят другие шляпы, что рационального можно найти в их высказываниях.

Организуется просмотр фильма. По окончании фильма каждой группе дается время на обсуждение. Предложите группам обсудить вопросы:

– В каких обстоятельствах встречаются Анна и Мария?

– Дайте характеристику  женщинам. Чем они отличаются друг от друга?

– Почему Анна сначала считает, что Мария преследует ее? Почему Анна в начале встречи боится Марию, а Анна  ведет себя с Марией без страха?

– Какую «работу» делала в Чечне Анна?

– Кто и почему разыскивают Анну?

– Почему русские женщины оказались по разные стороны «фронта»? Как каждая из них оправдывает свою позицию?

– Что объединяет двух женщин?

– Какой совет дает каждая из женщин другой?

– Чувствует ли Мария ненависть к Анне  как представителю врага?

– Почему Мария отказывается от денег для выкупа сына?

– Анна – холодный, жестокий убийца. Почему ее жалеет Мария и не жалеет проводник?

– Почему Мария не выдает Анну?

– Как вы думаете, воспользуется ли Мария адресом и фотографией ребенка для мести за своего Сережу?

– Можно ли однозначно оценить поступки героев фильма?

– Какие сцены в фильме показывают  тяжелый характер войны?

Организуется выступление каждой группы.

Учитель: Великий мудрец сказал: «Человек может допустить ошибку. Признание ее облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку» (А. Навои). Попробуем сейчас представить, можно ли было избежать страшной ошибки, приведшей к Чеченской войне?

Задание 5.  «Прогноз конфликта».

Класс делиться на две группы. Каждая из них будет не только стараться объективно представлять интересы своей стороны (Чечни и России), но  максимально стремиться к достижению понимания. Каждая группа представляет свое видение проблемы перед группой экспертов. Экспертная группа создает «Карту – прогноз конфликта».

Карта «Прогноз конфликта»

1.      Стороны, участвующие в конфликте.

2.      Вид конфликта, его краткая предистория и характеристика современного состояния.

3.      Интересы стороны А.

4.      Интересы стороны Б.

5.      Причины конфликта.

6.      Шаги, предпринимаемые сторонами к разрешению конфликта. Причины их неэффективности (с точки зрения сторон).

7.      Экспертный прогноз развития конфликта.

8.      Пункты, по которым стороны могут прийти к соглашению

сторона А

сторона Б

Неразрешимые разногласия сторон:

9.      Возможные пути разрешения конфликта

Обе стороны получают заключение экспертной группы. Группы пишут  «обращение» к конфликтующим сторонам с предложениями о путях выхода из конфликтной ситуации.

Задание 6. Таблица «90-е меня научили».

«С открытой трибуны…»

Материалы: предметы быта, одежда, фотографии эпохи 90-х годов.

Основной прием: «Открытая трибуна».

Учитель: Сегодня трудно объективно разобраться во всех событиях 90-х годов и, особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые в этой связи возникают. Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все эти вопросы убедительные ответы.

Сегодня точки зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения. Цель нашего занятия сегодня – вместе со свидетелями этих событий  попытаться увидеть их с разных сторон, понять, повлияли ли эти события на будущее нашей страны.

Сегодня мы будем обсуждать эти вопросы вместе с нашими гостями, родителями, учителями, которые очень хорошо помнят события 90-х и, конечно, по-своему их оценивают.

Задание 1. «Цепочки».

Рассмотрите все информационные материалы, с которыми мы работали на предыдущих занятиях. Выделите, на ваш взгляд, самые важные события 90-х годов, которые оказали влияние на  настоящее и будущее России. Постройте 3-5 логических цепочек,  в которых связываются события 90-х и современная жизнь нашего общества. Третья часть цепочки – возможное развитие событий.

После работы участники представляют свои цепочки, задают вопросы друг другу по содержанию.

Задание 2. Посмотрите  ваши дневники-таблицы «Уроки 90-х». Каждому из вас предстоит сделать заявление по итогам нашей работы. Пусть это будет ваше выступление с открытой трибуны. Используйте  в вашем выступлении цепочки, которые вы создали в задании 1.

На выступление каждого участник дается от 3 до 5 минут. Остальные в течение трех минут могут задать вопрос по содержанию выступления. В конце проводится оценка выступлений. В качестве экспертов выступают приглашенные гости.

– Какие из событий повторялись у многих участников?

– Какие прогнозы, на ваш взгляд, наиболее  точны?

– Какое выступление вам показалось наиболее аргументированным?

Задание 3 . Дискуссия с наблюдателями. Участники располагаются в два круга. Во внутреннем стоят шесть стульев, но должно быть занято лишь пять из них

Учитель: Пригласите  к участию в дискуссии живых свидетелей и участников 90-х годов. Все остальные участники сидят во внешнем круге. Участники внутри круга ведут дискуссию «Самые противоречивые итоги 90-х годов». Внешний круг наблюдает. Если кто-то из внешнего круга чувствует, что хотел бы выразить свою позицию, он выходит в центр. При этом один из участников покидает внутренний круг, переходит в позицию наблюдателя. Один стул всегда остается свободным!

Следующее задание мы будем выполнять в группе. Я думаю, оно будет одинаково интересно и  нашим гостям и участникам. В журнале «Огонек» была опубликована статья «Дети Ельцина». Ее основная мысль состоит в том, что сегодняшние 20-летние, рожденные при горбачевской перестройке и взрослевшие при ельцинских реформах, через 10 лет начнут занимать в стране серьезные должности. Что же означает это для нашей страны?

Задание 4. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Используйте информационный материал из «Приложения к занятию «С открытой трибуны».

Вопросы к тексту:

– Согласны ли вы с точкой зрения автора?

– Как связывает автор события эпохи Ельцина и молодое поколение нашей страны?

– Что автор считает главными признаками нового поколения?

– Что означает для страны приход к управлению «Детей Ельцина»?

– Какие ценности и идеалы приписывает автор молодежи?

– Как вы думаете, какие на самом деле идеалы у современной молодежи?

– Действительно  ли  современную молодежь можно назвать «Детьми Ельцина»?

Учитель: Спасибо за работу. А сейчас, в завершение нашего занятия, я хочу пригласить вас на виртуальную экскурсию. Это будет приятно нашим гостям и полезно участникам.

Для виртуальной экскурсии можно использовать документальные фильмы, коллажи по истории 90-х годов. Используйте собранные на предыдущих занятиях информационные материалы (воспоминания, опросы), которые делали участники, и принесенные гостями экспонаты. Пусть в качестве сопровождения звучит музыка 90-х, мелькают сцены из фильмов 90-х. Предложите гостям рассказать о том, что они помнят и как оценивают события 90-х годов.

Марина Тыртышная, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания лицея Бауманский Республики Марий Эл, победитель конкурса «История 90-х» в номинации «Сценарий внеклассного мероприятия»

Во вложенных файлах – приложения к занятиям.

Иллюстрация с сайта http://tutbuv.com/


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt