search
main
0

10 лет как народный. Ему всегда везло на хороших людей

​Он неутомимый участник любых больших программ, конкурсов, фестивалей, концертов. Иногда новички его спрашивают: «Вы кто?» Он гордо отвечает: «Учитель. Народный учитель». Виктор ЧЕПУРОВ получил это звание ровно десять лет назад. К этой дате приурочили и встречу министра образования Московской области с педагогической общественностью Щелковского района в школе №12. Именно в ней когда-то работал Виктор Николаевич, именно в ней открылся музей, посвященный его детищу – детскому оперному театру «Гуси-лебеди».

Почетное звание «Народный учитель Российской Федерации» присваивается не ранее чем через пять лет после присвоения звания «Заслуженный учитель» тем работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад в отечественное образование и получили широкое общественное признание. Звание установлено указом президента страны 2 марта 2000-го. В списке, где чуть больше 40 фамилий, Чепуров девятый. Да, заслуги его перед Отечеством велики. Но есть в нем еще что-то, какое-то особое притяжение, заставляющее людей стремиться встретиться с ним вновь и вновь, чтобы подпитаться его жизнелюбием, готовностью к сюрпризам дня, вниманием к окружающему миру.- Виктор Николаевич, почему ваши ученики, даже окончившие школу пятьдесят лет назад, приезжают по-прежнему к вам в гости, делятся своими печалями и радостями, хвалятся успехами и пытаются чем-то поспособствовать?- Узнать человека через парту почти невозможно. Так, чтобы дать урок и уйти, я не мог. Я прошел со своими учениками через всю жизнь. Я с ребятами ходил в походы, мы ставили оперы. И по сей день я читаю школьникам страноведческие лекции. Сибирь пешком мы обошли за 40 дней. Туда и на Байкал мы ездили не один раз, и на Алтай, и на Телецкое озеро. Театр «Гуси-лебеди» потом появился. Как лектор я тоже объехал всю страну, куда ни покажешь – везде был. Все республики, Дальний Восток, Камчатка были охвачены обществом «Знание», вот я от них и выступал. Впервые я выступил в школе после поездки в Индию, сделал тогда свой первый слайд-фильм, показал, рассказал. Услышали, и пошло. Так родилась моя новая профессия, лекторы, которые меня слышали, соблазняли: «Виктор Николаевич, бросай школу свою, иди к нам!» Действительно, на этом деле я зарабатывал хорошие деньги, с зарплатой учителя не сравнить. Но со школой расстаться не захотел, не смог. Кстати, с театром мы тоже очень много ездили. По Сибири, по Мордовии, в Армении были, в Грузии, в Украине. Я горжусь нашими учениками. Вот «Гуси-лебеди» – они же какие-то святые, честное слово! Все такие хорошие ребята, все специалисты. Столько ученых из них выросло, столько докторов, у меня только заслуженных учителей и артистов 7 человек!- Вы считаете, что творчество помогло им развить лидерские качества? Или школа ваша 12-я была такой сильной?..- Нашу школу окончил, можно сказать, великий детский врач Леонид Рошаль. Он выпускник 1951-го; так как я пришел в 12-ю сразу после службы, которую нес после войны уже в Японии, я его застал. Помню, красивый был юноша, румянец во всю щеку. И отца его хорошо помню. Недавно разговаривал с Леонидом Михайловичем по телефону, он спрашивал, кто из тогдашних учителей в школе остался, кто еще жив. Про последнее, к сожалению, ничего не знаю, а в школе уже из них никто не работает… Нашу школу окончил Михаил Сапонов, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского, декан факультета зарубежной музыки. Доктор физико-математических наук Владимир Неволин пел у меня в опере. Мы поставили детские оперы «Красная Шапочка», «Лесные чудеса», «Хоровод сказок», «Волшебный сон», «Четыре секрета», «Муха-цокотуха», да много еще чего. На премьеру «Юрочкиного сна» к нам пришел первый в мире космонавт Юрий Гагарин вместе со своей тогда еще маленькой дочкой Леной. У меня до сих пор фотография, когда эта легендарная личность снялась с моими детьми, стоит под стеклом на книжной полке. В постановках опер театра участвовали дети других космонавтов: Наташа Попович, Марина Горбатко, Саша Глазков. На 50-летии театра «Гуси-лебеди» прозвучала из уст одной из его солисток фраза: «Виктор Николаевич учил нас не только музыке, но и отношениям между людьми». Телеведущий Евгений Ревенко в опере не пел, но уроки мои посещал исправно. Я не хочу сказать, что во всем только моя заслуга, у нас вообще учителя были хорошие, настоящие. Мне всегда казалось, что это асы профессии.- А как вам удавалось усмирять детские шалости?- Да я и сам шалуном всегда был. И, смотрю, мой правнук Георгий в этом в меня, наверное, несладко с ним его педагогам. Конечно, не хулиган, а такой заводной. Это как раз хорошо. К таким людям как раз тянутся другие. И пусть с ними сложно, неудобно, но именно такие добиваются в жизни многого, а не удобные отличники. Я считаю большим упущением, что больше у молодежи нет комсомола и пионерии. Всю жизнь был с ними связан. Мне кажется, это был колоссальнейше мощный способ воспитания. У меня каникулы были временем самой напряженной работы. Мы ездили с театром на наши гастроли. Занят был с детьми постоянно – походы, репетиции, уроки. Жена говорила: «Поставь себе раскладушку в школе, домой практически не приходишь». Но мои занятия с ребятами не были какой-то общественной работой, нам было интересно вместе. Сейчас столько материала отдал в школу, жду открытия музея, который родится на основании всех этих памятных вещей, которые мне удалось собрать.- Вы довольны, что сейчас учителя стали за свою работу получать денежные премии, гранты?- Конечно, это здорово! Я вот 53 года проработал, но не получил ни копейки дополнительно. Только грамоты. 200 с лишним грамот. У учителей вообще тогда жизнь была интересная: помимо уроков и увлечений мы постоянно ходили на партийные собрания, педсоветы, профсоюзные собрания, университет марксизма-ленинизма посещать надо было обязательно. У меня даже диплом об окончании его есть. Я там хоть на лекциях спал. Сейчас жизнь другая стала. Я получал персональную пенсию 132 рубля, и нам ее хватало. А смотрю, дорогая какая-то жизнь стала. И поддерживать учителей материально, чтобы они не чувствовали себя на ее обочине, безусловно, надо. Наш губернатор Борис Всеволодович Громов с большим вниманием относится к учителям области, в регионе создаются все условия, чтобы те смогли проявить свои таланты во всей полноте. Сейчас появилось столько интересных конкурсов, акций! И мне приятно, что у истоков одного почина – детского оперного искусства – стоял я. И что моя книга «Музыка и пение в школе» выдержала два издания общим тиражом 200 тысяч экземпляров, а значит, послужила нужным подспорьем в работе многих педагогов.- Сейчас вы читаете лекции в школе, где учатся ваши правнуки. Ощущаете разницу в отношениях между детьми, учителями?- Мне нравится эта школа имени Владимира Михайловича Комарова, дважды Героя СССР, космонавта. В ней очень серьезно занимаются языками. Она с углубленным английским, и с 5-го класса можно выбрать второй иностранный – французский или немецкий. Нравится мне классная руководительница Маши и Георгия, которые учатся в 8-м, Валентина Артемьевна Казанцева. Она делает многое, чтобы ребята развивались как личности. – Скажите, Виктор Николаевич, а вы всегда хотели быть учителем?- С детства мечтал стать дирижером. Мы жили в Сибири в довольно тяжелых условиях в бараке, землянке. У нас была тарелка – радио. Я сидел, прильнув к ней ухом, слушал выступления оркестров. Кто ж думал тогда, что через какое-то время в космос полетим! Но общение с детьми меня захватило с первого же момента, когда на той первой встрече я взял в руки скрипку и заиграл. Знаете, непростые это были дети, это были дети войны, хотя и в тылу, а тоже хлебнули лиха и чувствовали себя рано повзрослевшими. А тут – уроки пения, которых у них отродясь не было… Мне кажется, что сейчас ребятам стало гораздо труднее учиться в школе. Слишком много информации их теперь окружает, как разобраться во всем этом многообразии вещей? Но любознательность двигает человеком. Мне не удалось в свое время окончить 10 классов: началась война и я пошел на завод снаряды для «катюши» делать. Это уже потом удалось поучиться, готовили нас после войны здорово, сутки не спали, старались наверстать. И знаете, что я понял еще? Очень важен спорт в нашей жизни. В войне погибали те, кто плавать не умел и тонул, если снаряд попадал в переправу, не сумев выбраться из воды. Был такой значок «Готов к труду и обороне», это значило, что человек силен и ловок и благодаря своей физической подготовке способен совладать с какими-никакими трудностями. Это тоже весьма важно – быть готовым ко всему. И все время находить новые сферы для освоения.Щелковский район

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте