Не секрет, что 1 сентября – это знаковое событие для каждого человека. Ожидание встреч с одноклассниками, любимыми педагогами и одновременно знакомство с новым. Незабываемые ощущения радости и новизны, неизведанного были переживаемы всеми. Одновременно это и рубежная дата, где встречаются прошлое и будущее, старое и новое, понятное и неизвестное. Для учителя наступает особое время. Но мы забываем, что педагогический процесс постоянен. Он не останавливается ни на минуту. Именно учитель выступает как проводник в будущее, гарант, носитель знания.
По статистике проекта «Университетские субботы», учителя отметили наиболее важные и значимые реперные точки, на которых следует остановить внимание. Отмечены вопросы внедрения разнообразных технологий в процесс взаимодействия с родителями, коллективами учеников, сопровождения сложных случаев обучения детей с трудностями восприятия и усвоения учебного материала, работы в поликультурном взаимодействии.
Но особое внимание было уделено вопросу развития техник саморегуляции и карьерному консультированию учителей. Учителям хочется творить, развиваться, соревноваться, но часто не хватает сил. Неумение структурироваться и планировать создает переизбыток действий, но не приводит к результатам и удовлетворенности. Внутренний настрой ограничивает возможности.
Чтобы развить педагогический потенциал, мы предлагаем развивать такие компетенции, как:
– умение воспринимать формат многозадачности как элемент гибкости и предприимчивости учителя. Подобные возможности открывают дополнительные ресурсы. Педагогу нужно только преодолеть предубеждения и переключиться на новые проекты;
– умение включать в коммуникацию родителей на уровне деловых партнерских отношений доверия, приучая к конструктиву и беспристрастности. Сложный формат, но он складывается в начальной школе. Традицию следует продолжать и далее;
– умение вести учет временных затрат и выстраивать временные рамки при коммуникации с родителями, коллегами, учениками. В данном случае важно соблюсти баланс доступности и принципа допустимого;
– принятие форматов поликультурного взаимодействия. Уважение и справедливая требовательность к представителям различных культур как части общего сообщества;
– внедрение в коммуникацию цифровых технологий и форматов. Быстрый формат доступа в сочетании с уважением личного пространства, авторского права;
– преодоление барьеров в профессиональном развитии. Карьерное развитие. Способность осваивать новые проекты, форматы, создавать новое, развиваться в конкурентной среде коллег, не боясь критики и трудностей;
– получение реального опыта проектной и исследовательской работы через сотрудничество с вузами и академическим сообществом. Консультирование с коллегами из вузов. Это активирует интеллектуальный ресурс учителя, делая его работу уникальной;
– введение в профессиональное общение. Включение в сообщество педагогов для обсуждения, проработки, проектирования, рефлексии своего труда;
– умение поддерживать обратную связь через рациональное объяснение, разъяснение позиции. Помогает при ошибках коммуникации и в конфликтных ситуациях;
– умение давать настрой на позитивное отношение друг к другу, уважение к себе и доверие к окружающим. Положительное подкрепление позитивных действий и слов у детей, родителей и коллег. Важный посыл для организации труда и повышения результативности.
Скоро 1 сентября. Мы вспоминаем и поздравляем наших педагогов, для которых обучение не останавливается ни на минуту. Начало учебного года – очередной рубеж, требующий нового интересного подхода, развития и совершенствования мастерства в предмете, в социальном позиционировании, в лидерстве. Это уважаемый и нелегкий труд. Хочется видеть современного учителя как достойного, ценимого всеми носителя уникальных знаний, помощника, вдохновителя и проводника в новую жизнь. Остается немного – поддержка и содействие.
Елена УЛУНЯН, психолог-эксперт, ведущий сотрудник ЦКРОО РАНХиГС
Комментарии