search
main
0

1+1=1. Как, объединив две школы, никого при этом не обидеть?

Город Харовск невелик, и две местные школы – 1-я и 3-я – борьбу за учеников между собой никогда не вели. Поскольку находились два учебных заведения на расстоянии менее километра друг от друга, то первоклашки из близлежащих домов, не вдаваясь в понятие «микрорайон», смело могли записаться либо в одну, либо в другую школу, какая кому больше нравится… Вряд ли те же самые первоклашки смогли бы выговорить без запинки такие слова, как «неэффективные расходы в системе образования» – именно так взрослые оценили тот факт, что средняя наполняемость классов в этих двух школах составляла 22-23 человека, то есть недотягивала до нормы. Выходом из сложившейся ситуации стало нестандартное решение, о котором сегодня расскажут (что само по себе необычно для нашей рубрики) сразу два директора.

Светлана НАЛИУХИНА, до 1 сентября 2010 года директор харовской школы №3: – Две школы решено было объединить в одно образовательное учреждение. А помог нам в этом проект «Цифровая школа ХХI века», который реализуется в Вологодской области. Для оснащения нового учебного заведения выделены из областного бюджета средства на капитальный ремонт и приобретение современного оборудования. Школьных зданий при этом остается по-прежнему два. Здание бывшей школы номер один будет использовано для обучения детей начального звена и частично для организации пришкольного интерната – в нем будут жить старшеклассники из сельской местности, желающие завершить именно у нас свое среднее образование. В здании бывшей школы номер три, где будут учиться дети с 5-го по 11-й класс, произведен прекрасный ремонт, 17 классов оборудованы интерактивными досками. Есть здесь поливалентный зал для проведения аудио- и видеоконференций, в актовом зале также установлено цифровое оборудование: экран и проектор, связанный с акустической системой, благодаря которым можно показывать различные клипы, ролики и презентации. Есть у нас даже система электронного голосования. Естественно, в каждом школьном кабинете – компьютеры. Первого сентября 2010 года обновленная школа встретит детей и учителей приятными сюрпризами, которые начнутся даже раньше, чем они переступят школьный порог, – красивым забором и сияющими новыми окнами, переоборудованной пришкольной площадкой, выложенной брусчаткой. Вместо прежнего крыльца выстроен специальный подъезд, который ведет в интерактивный холл. В этом холле размещена плазменная панель с сенсорными датчиками, на которой можно найти ценную информацию, в частности узнать расписание каждого класса на сегодняшний день. Когда возникла идея объединения двух школ, конечно, необходимо было выбрать, какое же из двух зданий сделать основным. Здание школы номер три более новое, трехэтажное, в нем можно одновременно разместить до 30 классов-комплектов. Здание 1-й меньше, рассчитано приблизительно на 14 классов-комплектов. Наверное, сыграло свою роль и то, что 3-я в 2008 году была занесена в реестр базовых школ Вологодской области, именно здесь традиционно проводились районные мероприятия: от спортивных соревнований до предметных олимпиад. Дети, насколько я наблюдала в течение лета, ждали с нетерпением открытия новой школы. Для преподавателей же такие перемены волнительны. Здесь самое ценное то, что люди не потеряли работу, ведь в условиях небольшого города проблема трудоустройства достаточно острая. Сокращение фактически коснулось только двух штатных единиц – в новом образовательном учреждении остались один заведующий библиотекой и один заместитель директора по АХЧ. Три преподавателя вышли на пенсию по возрасту. Всем остальным предоставлена работа. Я, как руководитель новой школы, образовавшейся в результате слияния, вижу перед собой две основные задачи. Первая и самая важная – адаптация учителей и детей в смешанных коллективах. Думаю, им помогут сдружиться различные мероприятия, заложенные в плане работы школы на год. Преподаватели уже успели познакомиться друг с другом в течение лета: ведь при таком обширном ремонте и поступлении массы нового оборудования, конечно, потребовалась помощь учителей. И все, кого я просила, откликнулись. Совместная работа помогла наладить первые контакты. Овладение новыми информационными технологиями – вторая задача. Преподаватели обеих школ и до этого имели много наработок по использованию интерактивных приложений, практически все прошли обучение работе на компьютере и умеют создавать презентации, но теперь интерактивные доски дают им еще больше возможностей. В дальнейшем наши учителя будут делиться опытом с коллегами из других образовательных учреждений – ведь в Харовском районе наша школа первой получает статус цифровой. И мы должны использовать эту возможность по максимуму: обучаться сами и обучать других. Людмила ЛАЛЕТИНА, до 1 сентября 2010 года директор харовской школы №1: – Идею объединения двух школ наш педагогический коллектив встретил неоднозначно. Хотя Управление образования Харовского района создало специальные согласительные комиссии, которые приходили в школы и рассказывали учителям о сложившейся ситуации, мне пришлось проводить беседы личного характера с некоторыми педагогами. Все работники нашей школы трудоустроены, но было несколько случаев перехода с одной должности на другую. Например, на базе нового объединенного образовательного учреждения будет организован интернат для старшеклассников из сельской местности – поэтому некоторым педагогам предложено занять должности воспитателей в интернате. В новой школе я становлюсь заместителем директора по информатизации – пока я единственный педагог, занимающий такую должность, в Харовском районе. Дело новое, перестраивать придется всю свою работу – до этого 20 лет я проработала учителем и один год директором. Но я надеюсь на поддержку – в районном управлении образования есть специалист по вопросам информатизации, к которому можно обратиться за консультацией. В цифровой школе вводится дополнительная ставка инженера-программиста. Это большой шаг вперед, так как в нашей прежней школе обслуживали компьютеры сами учителя. Если инженер-программист станет отвечать за школьную компьютерную сеть, то у меня и у педагогов останется больше времени на методическую работу, теперь можно будет обсуждать наработки, созданные педагогами двух школ. Я считаю, что именно в этом и заключается цель моей работы в новой должности на первом этапе. А затем в течение года нужно будет помогать осваивать новую технику нашим учителям, настраивать их на движение вперед. Ведь если в классе будет просто стоять компьютер или висеть интерактивная доска, но учитель сам не захочет на них работать, то ни я, ни кто-то другой не сможет его этому научить. Создание благоприятного микроклимата в ученическом и педагогическом коллективах – вторая важная задача. И решить ее, я думаю, поможет школьный психолог. В прежней школе, кстати, такой должности не было. Еще один плюс слияния двух школ, по моему, – это создание на базе нового образовательного учреждения интерната для ребят из села. Раньше дети из сельских школ тоже приезжали к нам учиться. Некоторые из них ездили на школьном автобусе, но чаще всего дети переезжали временно жить к родственникам и знакомым. Так было на протяжении 7-8 последних лет. Открытие интерната решает проблему. Новая школа будет носить имя Героя Советского Союза Василия Прокатова. Это и дань уважения памяти нашего земляка, погибшего в годы Великой Отечественной войны, и сохранение традиций 1-й школы, в которой открыт музей имени Василия Прокатова. После реорганизации музей остался в своем прежнем здании, на котором, кстати, была торжественно установлена мемориальная доска. Вот так у нас происходит – школы объединяются, а их традиции – тоже. КомментарийИрина АВЕРИНА, начальник Управления образования Харовского района Вологодской области:- Благодаря областному проекту «Цифровая школа XXI века» из регионального бюджета были выделены средства на создание цифровой школы в Харовском районе. Это событие стало настоящей удачей, поскольку помогло безболезненно решить назревшую проблему реорганизации двух городских школ.Экономический эффект от такого решения за счет уменьшения классов-комплектов и экономии фонда оплаты труда – 2 миллиона 800 рублей в год. В результате подобных решений старые школы получают вторую жизнь, ремонтируются и становятся современными. Цель объединения школ в том, чтобы современные ресурсы стали доступны для всех учеников.Если говорить именно о цифровых школах, то подобные образовательные учреждения уже есть во многих районах Вологодской области – например, в Великом Устюге, Шексне, Череповце, Вологде. Они очень активно работают, постоянно принимают гостей, делятся опытом. И наш район всегда имел с ними тесную связь. На 1 сентября мы запланировали видеоконференцию между цифровыми школами области.В дальнейших наших планах – методические семинары на базе цифровой школы: руководителям покажем возможности школы, для учителей-предметников организуем занятия согласно специализации.Процесс оптимизации – очень сложное явление, волнующее родителей и педагогов. Поэтому муниципальным и областным властям очень полезно присматриваться к таким примерам, когда удается безболезненно решать проблему реорганизации образовательных учреждений. Здесь уместно привести еще один пример реорганизации в нашем районе. В четырех километрах от Харовска в маленьком поселке существовала начальная школа – детский сад. На 1 сентября 2010 года в школе не осталось ни одного ученика. Тем не менее там решено было сохранить дошкольную группу, которая стала структурным подразделением городской школы. Педагоги и дети остались на своих местах, просто формально это учебное заведение перестало быть самостоятельным юридическим лицом. Дети, не испытывая никаких стрессов, начинают учебные занятия в своем привычном здании с привычными воспитателями.Харовск, Вологодская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте