search
main
0

┘И знак дождя, и символ солнца В 305-й московской школе возрождается древнее искусство росписи по дереву

– Кисточку надо держать под углом 90 градусов, нажимать сильно не надо, слегка, старайтесь провести линию одним движением…
Я старательно вывожу на кухонной лопатке, отшлифованной самым тщательным образом, цветочки, реснички, перышки, бугорки, капельки, волны.
Рука с непривычки и, наверное, от волнения немного дрожит, но я увлеченно повторяю контуры рисунков, которые мой юный учитель нанес на заготовку – “белье” на языке профессионалов.
Вначале я, макая кисточку в красную гуашь, создаю на дереве диковинные фигурки алого цвета. Потом в ход идет черная краска – “оживка”. Ею наношу самые мелкие элементы росписи, оттеняю рисунок, подчеркиваю детали. Красное и черное. Мои любимые цвета. Оказывается, они были любимыми и у древних рисовальщиков по дереву.
…Я действую уже более уверенно, и вскоре мое неказистое художество преображается в предмет быта с неповторимой мезенской росписью на ручке.

Заветная мечта
– Ну вот, хорошо, – говорит Дима Колобанов, и улыбка появляется на лице мальчугана. Я тоже радуюсь. Во-первых, что открыла для себя уникальное древнее искусство. А во-вторых, от ощущения того, что прониклась духом этой необычной мастерской самой обычной средней школы, чуточку приблизилась к тем людям – взрослым и детям, кто мастерски владеет кистью, с любовью выполняет эту почти ювелирную работу, кто одевает голое дерево в яркие рубашки.
Дима Колобанов – победитель московского форума “Одаренные дети” 2001 года в номинации “Народное творчество”, который ежегодно проходит в рамках федеральной программы “Дети России”. Дима, тогда ученик 8-го класса, прошел все три этапа престижного конкурса, объединившего юные дарования из всех регионов России. Последний этап отбора носил практический характер: надо было не просто принести поделку, а изготовить ее на глазах жюри и многочисленных участников творческого турнира.
Однако ничто, кажется, не сможет смутить подростка, половину из своих школьных лет посвятившего художественной росписи. Ну разве что перед архангельскими мужиками – мастерами росписи екнет сердце. Дай Бог, когда-нибудь свидятся. Поехать на родину исконно русских традиций росписи по дереву, Север России, – заветная мечта народных умельцев из 305-й школы и их педагога Виктора Кучерявенко.

Подарок для мамы
Мы разговариваем с Димой и его наставником, а в мастерскую по обработке материалов то и дело заглядывают мальчишки. Пожалуй, впервые они слышат от учителя технологии: “погуляйте”, “подождите”, “я занят”.
– А правда, что у Димы улыбка гагаринская? Все, кто его видит, это сразу отмечают, – Виктор Федорович ждет от меня подтверждения, но я усмехаюсь и говорю, что улыбка у Димы своя, колобановская, и пройдет время, она станет символом настоящей мужской красоты.
Мальчишка больше любит мастерить, работать руками, нежели языком, по своей природе молчун. Учитель отметил, что это характерно для многих, как он выразился, “рукастых” ребят. Каждому Бог дал свое. Дима насчитал около 300 работ росписи по дереву, выполненных с тех пор, как он впервые переступил порог учебного класса по технологии Кучерявенко (своему предмету он учит мальчишек с 5-го класса).
Шкатулки, туески, разделочные доски, лопатки, полочки и прочая домашняя утварь в красочном облачении в своем большинстве нашла применение на кухне в домах родных, близких, друзей Димы. На мой “провокационный” вопрос: “Зачем нужно тратить столько времени на эти самые лопатки, ведь в магазине всего предостаточно?” – он очень просто ответил: “Но ведь когда такую вещь маме подаришь, ей же приятно будет – она своими руками сделана, с любовью”.
Это – уроки Виктора Федоровича, правда, не по предмету “Технология”. Уроки доброты и душевности. Учитель не устает повторять своим ученикам, что подарки для своих родных хорошо делать всегда и желательно собственноручно, что они для людей приятнее магазинных сувениров. Вот и мне как гостю и ценителю народных ремесел хозяин этих добрых, милых вещиц вручил миниатюрную шкатулку и ту самую лопатку, с которой я пыталась срисовать зверюшек – символы воды и солнца – на безликую белую болванку.
– Дима, а кто выбирает образы, составляет рисунок – ты или учитель? – спрашиваю.
– Виктор Федорович советует, но иногда я сам, – говорит мальчик. – Просто нужно знать, что означает каждый элемент, как он будет смотреться в композиции. Олень, например, – знак дождя. Он вызывает его, цепляя рогами тучи. Конь – символ солнца. Утром своей гривой он поднимает его на небосвод, а уточка прячет солнце на ночь в воду.
Как удивительно мягко, трогательно звучит “уточка” в устах мужчин. Оба моих собеседника не раз в беседе употребляли слова из русского фольклора, искрящегося эпитетами с ласкательно-преуменьшительными суффиксами: перышко, взгорочек, капелька, веретенце… А ведь это не что иное как термины, обозначающие мелкие элементы росписи по дереву.

Память о родословной
Самой архаичной и более других сохранившей магическую символику, связь с фольклором и мифологией считают именно мезенскую роспись, ту, что избрал в своем творчестве Дима Колобанов. Представить только: мотивы и символы в народной росписи, зародившиеся, быть может, еще во времена язычества (об этом говорит ярко выраженная символика солнца), культивируются в XXI веке, и не где-нибудь, а в современном мегаполисе. Это здорово!
– Нужно вообще-то уметь символы читать, разбираться в них, ведь каждый несет в себе смысл, который за века мог быть и утерян, – философски размышляет хранитель древних традиций Виктор Кучерявенко. – Но это уже целая наука! А вы знаете, сколько видов и направлений росписи существует? Нет?
– Гжель, Хохлома… – морщу я лоб, понимая, как скудны мои познания в области декоративно-прикладного творчества.
– Есть направление Северная Двина. Оно подразделяется на мезенскую роспись, ракульскую, борецкую, шенкурскую, пучужскую, пермогорскую. Каждая деревня имела свой неповторимый стиль, свои определенные цвета, свою философию. Вот село Палащелье, к примеру, – один из центров расписного дерева России. Отсюда пошла знаменитая мезенская роспись.
Кроме того, есть городецкая, перловско-кистевая, Полхов Майдан, Жостово, Мстера, Гжель, Хохлома, Палех… Всего не сосчитать. Еще роспись матрешки, игрушек, свистулек, русский лубок, иконопись. Это тоже роспись, но очень специфическая. На современном этапе возникает и симбиоз. Берут какие-то элементы из одного вида и другого, комбинируют, размещают на одно поле. Так, я слышал, что есть вроде бы и владимирская роспись, но лично я ее не видел, наверное, это что-то из нового.
В школе же мы культивируем те виды народного промысла, которые доступны, понятны детям, достаточно просты в технике исполнения, то есть приемлемы во всех отношениях. Как вы убедились, в основном это мезенская и городецкая росписи – сюжетная и цветочная, – поясняет Виктор Федорович.
– У нас все предметы в одной точке соприкасаются. Проходим мы обработку древесины – сталкиваемся с физическими свойствами, биологией, экологией, математикой. Что это дает ребятам? Они задумываются о том, кем стать, развивают в себе природные таланты. Приобщение детей к народному творчеству очень много дает и в нравственном, духовном плане. С одной стороны, мы соприкасаемся с архаичным искусством, а с другой – без истории мы не можем двигаться дальше. Чтобы не превратиться в Иванов, не помнящих родства, и проводятся такие замечательные конкурсы, как форум “Одаренные дети”.
┘На моей миниатюрной шкатулке – огненный конь с черно-красным хвостом и такой же гривой. Каждое утро он будет поднимать солнце высоко-высоко в небо.

Ирина Павлова
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте