СШАВ США подготовка педагога в вузе включает область общего образования, предметную специализацию и курс профессионально-педагогических знаний. Однако содержание учебных планов и программ отдельных предметов, а также последовательность их изучения значительно различаются в разных вузах.
Наиболее распространен и используется в большинстве университетов и гуманитарных колледжей годичный курс стажерской практики выпускников. Этот курс рассчитан на лиц, уже имеющих специальное высшее образование. Концентрация профессиональной педагогической подготовки в течение одного года обучения имеет определенные преимущества: при организации достаточно длительной педпрактики (не менее 15 недель) студенты имеют возможность не только наметить, но и в известной степени решить комплекс практических и воспитательных задач.Цели стажерской практики, проводимой в течение последнего учебного года, – доведение до высокого уровня профессиональных умений, необходимых для самостоятельной работы в школе, и закрепление теоретических знаний, полученных на предыдущих курсах. В стажерскую практику входят, как правило: наблюдение за ходом учебного процесса в школе, его анализ; самостоятельная работа стажеров с учащимися; участие стажеров в специальных семинарах, регулярно проводящихся преподавателями колледжа.Такое построение содержания образования обеспечивает достижение более высокого уровня общекультурной подготовки и создает условия для более широкого выбора будущей профессии, причем этот выбор совершается в более зрелом возрасте.В некоторых штатах США предлагают альтернативные педагогические учебные программы для лиц, не имеющих специальной педагогической подготовки, но желающих работать в школе. Альтернативные программы предусматривают 1-2-годичную работу в школе под руководством опытных педагогов и курс обучения педагогическому мастерству.В США интеграция в профессиональную деятельность выпускников педагогических вузов и совершенствование институтов наставничества (менторинг) определяется как наиболее ответственный, первый этап профессионального становления, на котором происходит продвижение учителя от фазы выживания в данной школе к фазе полной адаптации. Важнейшие цели менторинга – формирование индивидуального профессионального стиля, активности и самостоятельности начинающих учителей.ГерманияВ Германии есть опыт по ведению референдариата – педагогической интернатуры, которая предоставляет бакалаврам возможность получить необходимую профессиональную педагогическую подготовку в течение двух лет под руководством опытных педагогов-наставников в процессе практической работы в школе, детском саду.Профессиональная подготовка учителей в Германии разделена на две фазы:- первая фаза – «научное обучение», включающее научно-педагогические и методические элементы;- вторая фаза – двухлетняя педагогическая (психолого-педагогическую) практика.Окончание первой фазы знаменует сдача государственного экзамена, на котором должны быть продемонстрированы знания и навыки в области педагогических наук и научного предмета. В случае успешной сдачи экзамена студент приступает к двухлетней педагогической практике – так называемому референдариату, в ходе которого осуществляется учебная и воспитательная деятельность референдаров в школе.В каждой школе есть так называемый координатор обучения, который следит за подготовкой референдаров, информирует, консультирует и поддерживает их. Координаторы обучения представляют собой связующее звено между референдарами, с одной стороны, и учителями-предметниками, руководством школы и руководителями семинаров – с другой. По истечении половины срока обучения они вместе с руководителями семинаров информируют референдаров об индивидуальных успехах и обозначают перспективы дальнейшей подготовки. Кроме того, координаторы обучения участвуют в заключительном экзамене.Руководители школы выполняют только оценочную функцию. На основе отзывов учителей-предметников, сообщений координаторов обучения, собственных посещений уроков они составляют окончательный отзыв о работе в школе с выставлением оценки. Критериями считаются: учебная работа; способность к критическому анализу учебной и воспитательной работы; содействие развитию личности учеников и их самоопределению; способность к сотрудничеству с коллегами и родителями.Второй государственный экзамен сдается в Государственном отделе по экзаменационным вопросам в конце двухлетнего обучения. Для каждого экзаменуемого формируется экзаменационная комиссия в составе руководителя по соответствующему предмету, руководителя базового семинара, школьного координатора, руководителя по предмету из другого учебного семинара и председателя. Экзамен включает: домашнюю письменную работу; экзамен по практике преподавания каждого предмета; коллоквиум.ФранцияВ своем нынешнем состоянии университетский институт подготовки учителей во Франции обеспечивает кадрами дошкольные заведения, начальную и среднюю школу (включая старшие классы лицеев), профессиональные лицеи, готовит завучей по внеклассной работе, педагогов по работе с умственно отсталыми детьми, а также с детьми, страдающими физическими недостатками. Кроме того, институты участвуют в процессе непрерывного повышения квалификации учителей совместно с академией (центром образовательной деятельности департамента) и ее отделениями.На учебу в институт принимают либо студентов, успешно окончивших два курса университета, получивших диплом об общем высшем образовании (в этом случае они обязаны за время учебы в институте сдать экзамен и за третий университетский год), либо студентов, получивших трехгодичное университетское образование. Такая свобода к требованиям уровня образования поступающих в институт позволяет многим соразмерить свои возможности (в том числе и материальные).Учеба в институте продолжается два года: первый год посвящен в основном занятиям по избранной специальности, подготовке заключительного конкурсного экзамена, успешная сдача которого позволяет студентам перейти на второй курс; второй год посвящен в основном профессионально-педагогической подготовке.Важную роль на втором году обучения играет практика в школе. Примерное ее расписание таково, что 3-4 дня стажер проводит в школе (это понедельник, вторник, пятница и иногда суббота); поскольку часть среды или четверга во французской школе – неучебные дни, то среда и четверг посвящены занятиям в институте. Таким образом, стажеры всегда находят консультацию и поддержку преподавателей. Часть дисциплин, особенно из блока обязательного модуля, ведут директора и завучи школ, лицеев и колледжей, осуществляя практическую помощь стажерам.ВеликобританияВ университетах Великобритании учебный процесс для студентов, получающих степень бакалавра в области образования, длится 4 года. В целом педагогическая практика в учебном процессе студентов занимает 1 год. Основная часть практики проводится на заключительном этапе обучения.После окончания университета каждому выпускнику педагогического вуза Великобритании назначается стажировка («вхождение в должность») по месту устройства на работу в срок на год, в течение которой за «стажируемым» преподавателем наблюдают инспектора министерства образования и науки и «дают заключение о целесообразности привлечения стажера к педагогической деятельности».Система стажировки («вхождение в должность») была введена в Англии около десяти лет назад и зарекомендовала себя как эффективный способ контроля качества подготовки и закрепления квалифицированного работника в школе. Проведя целый год в классе, молодой специалист чаще всего остается работать в школе: у него пропадает страх перед работой с детьми, он обрастает контактами, становится членом коллектива. Поэтому процент выпускников педагогических специальностей, надолго остающихся в профессии, в Великобритании достаточно высок. Кроме того, во время пробного года работы в школе Великобритании молодой специалист получает особую поддержку: ему снижают преподавательскую нагрузку, чтобы предоставить дополнительное время на планирование и обучение.На всех этапах прохождения стажировки молодых учителей опекают учителя-наставники (тьюторы). Это, как правило, опытные, высококвалифицированные преподаватели, которые выступают в качестве примера для молодых специалистов; чтобы стать таковыми, учителя должны пользоваться большим уважением и признанием учеников и студентов, старших преподавателей, директоров школ и колледжей, а также родителей.В британских школах наставничество официально входит в обязанности опытных преподавателей. Это повышает их ответственность за молодого коллегу и его профессиональный рост. Прогресс молодого специалиста стимулирует карьерный рост наставника, повышает его собственный статус, влияет на его заработную плату. Все школы и колледжи получают подробные указания по вопросам деятельности учителя-наставника в рамках педагогической поддержки, которая должна осуществляться с первого дня стажировки начинающего учителя.
Комментарии