Математический бой – командное соревнование по решению математических задач, которое проводится между двумя-тремя командами учащихся одного класса. В ходе подготовки к такому бою ученикам предлагаются задачи (4 – 20, см. приложение 1). На решение задач отводится одна-две недели. Учащиеся знают, что оценка команды зависит от оригинальности метода решения, наличия различных способов, поэтому решает задачи вся команда. Учитель до проведения боя может посмотреть решения каждой команды (не помогая и не комментируя).
Цели Обучающие: – создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме «Показательная функция в неравенствах» через организацию работы в группах, выступление и оппонирование; – систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся при решении показательных уравнений и неравенств; – создать условия для развития умения решать задачи повышенного и высокого уровня сложности по теме «Показательные неравенства», применять свои знания в измененной ситуации. Развивающие:- создать условия для развития интеллектуальных умений: умения сравнивать, анализировать, самостоятельно мыслить, делать выводы; – создать условия для развития информационной и коммуникативной компетентностей – умений воспринимать информацию из различных источников, публично выступать, оппонировать, давать рецензию. Воспитательные: – создать условия для воспитания настойчивости в достижении цели; – способствовать воспитанию чувства коллективизма, ответственности за общее дело. Тип урока: игра. В день проведения математического боя в кабинете математики собираются все команды, жюри, болельщики. Право первого хода разыгрывается между капитанами команд или командами решением какой-нибудь задачи или серии задач (см. приложение 2). Каждая задача математического боя имеет свою «цену», о которой участники знают заранее, и поэтому капитаны вправе выбрать более сложные задачи, за правильное решение которых команда получит больше очков. В ходе боя капитаны руководят членами команд, определяют, кто и какую задачу представляет на доске (чертежи должны быть выполнены заранее на плакатах или в презентациях). Решение ученика слушают все. Противники при этом предельно внимательны, потому что по правилам математического боя им предстоит найти пробелы в изложении, задать хитрые вопросы, призванные проверить глубину понимания задачи, предложить другое решение, если оно есть. Работу каждого ученика оценивает жюри. Учитель участвует в проверке решения, корректирует его в случае необходимости. Команды представляют задачи по очереди. Жюри само решает, по какой системе оценивать решения (исходя из первоначальной «стоимости» задачи), дополнения, заданные вопросы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков (см. приложения 2-3).Такая работа позволяет ощутить красоту математики, научиться азам работы над задачами.
Комментарии