Недавно вместе со своими воспитанниками я смотрела спектакль П.Мельникова-Печерского «В лесах и на горах» театра «Сфера». Вглядываясь после спектакля в одухотворенные лица ребят, ощущая их внутреннюю наполненность, я поняла, что мои воспитанники готовы к восприятию и пониманию глубоких и серьезных произведений.
Беседуя с ребятами о спектакле, я увидела, что они умеют грамотно анализировать игру актеров, понимают, с помощью каких речевых средств были созданы образы. Мне приятно сознавать, что в этом и моя заслуга как педагога сценической речи. Я уверена – для моих воспитанников театр станет источником духовного наполнения, а ответы на вопросы о добре и зле, о своем предназначении в жизни они будут искать в произведениях классической литературы, в театральных спектаклях.Нередко я задумываюсь: как могут ребятам пригодиться занятия по сценической речи в жизни? Вот Машенька, она мечтает стать педагогом. Главный инструмент учителя – слово, от того, насколько живым, выразительным и грамотным оно будет, зависит не только успех ее педагогической карьеры, но и общий уровень культуры ее учеников. Она сможет грамотно, логично, понятно и интересно объяснять сложный материал; воспитает в школьниках понимание того, что небрежности в речи, неуважительное отношение к языку недопустимы для человека любой профессии.А Вова мечтает стать актером! Ему очень пригодятся мои занятия, на которых он овладеет основами работы над дикцией, дыханием, голосоведением, орфоэпией. Совершенствуя их в театральном колледже или институте, он найдет свой неповторимый, индивидуальный тембр, как, например, Владимир Высоцкий.Д.В.Веневитинов писал: «Блажен, кому судьба вложила в уста великий дар речей, // Кому она сердца людей волшебной силой покорила». Горько видеть, как сегодня засоряют и коверкают русскую речь, как исчезают из нее смысловые тонкости и эмоциональные оттенки, скудеет словарный запас, как безграмотные выражения вытесняют исконно русские замечательные слова.Уверена: мои воспитанники, открыв для себя произведения А.С.Пушкина и других русских классиков, ознакомившись с традициями русского театра М.Щепкина и К.Станиславского, будут всегда помнить, что сохранение чистоты и красоты родного языка – одна из важнейших задач не только деятелей сцены, но и любого культурного человека.«Заговори, чтобы я тебя увидел», – сказал Сократ. А современный писатель С. Довлатов не случайно сравнил язык с зеркалом, на которое глупо пенять. Уверена, что существует прочная связь между умением человека говорить и его умственным развитием, уровнем культуры, моральным обликом, характером.На своих занятиях я погружаю ребят в творческую атмосферу соприкосновения с прекрасными произведениями художественной литературы, через постижение которой они знакомятся с эталоном русской речи. Это способствует формированию навыков правильного произношения, развитию логики построения высказывания, накоплению арсенала образных средств, позволяющих сделать речь выразительной.В наше стремительное время мы, взрослые, не всегда находим время услышать и понять своих детей. А ведь отрочество – время поиска, время надежд и ожиданий смелых решений. Каждый из моих воспитанников мечтает и имеет право быть принятым и понятым, признанным и любимым. Участие в концертных номерах, литературных композициях, спектаклях театральной школы позволяет ребятам выразить свое «я», утвердиться в социуме.Занятия сценической речью помогут воспитать необходимые для жизни личностные качества – любить и уметь учиться, общаться, быть инициативными, адекватно принимать признание себя окружающими, признавать успехи других, достойно переживать собственные неудачи.Воспитывая эти качества в учениках, я должна помнить о том, что сама должна являться для них примером. «Не переставать учиться» – с такой установкой должен жить каждый, кто именует себя педагогом.Я верю, что занятия сценической речью помогут моим ребятам определиться в жизни, найти любимое дело, стать успешными творческими людьми. Они смогут найти себя на большой или малой сцене, в кругу коллег, среди друзей, а одним из помощников в их деятельности станет образная, выразительная, убедительная речь.Ольга СИТНИКОВА, педагог дополнительного образования ДДТ САО
Комментарии