Ирина РАБЕР, член Правительства Москвы,префект Северо-Восточного округа, уделяет много внимания развитию профессионального образования в округе по вполне понятным причинам: она занимается промышленностью и хозяйством округа, а значит, заинтересована в рабочих кадрах. Ирина Яковлевна в этом году участвовала в традиционной городской августовской конференции, посвященной профессиональному образованию, и высказала свою точку зрения.
Проблема подготовки рабочих кадров чрезвычайно своевременна и актуальна, ведь квалифицированные рабочие кадры по-прежнему составляют основу любого производства. В настоящее время в Северо-Восточном округе работают 29 колледжей. Координацию выполнения городской программы «Рабочие кадры» осуществляет созданный в округе государственно-общественный координационный совет по подготовке рабочих кадров. Вопросы развития профессионального образования, подготовки высококвалифицированных специалистов для предприятий округа ежегодно рассматривает на своих заседаниях коллегия префектуры, например, были обсуждены ход реализации окружной комплексной программы промышленной деятельности и работа префектуры по развитию и поддержке малого инновационного бизнеса.Заседание координационного совета, проведенное в строительном колледже №12 совместно с Деловым советом промышленников и предпринимателей округа, дало новый импульс для взаимного сотрудничества колледжей и предприятий. В системе образования выстроена работа по профориентации учащихся. При поддержке префектуры открыт Центр профориентации «Ориентир», на базе которого организованы презентации колледжей, психологическое консультирование подростков и их родителей, создан электронный банк учреждений среднего и высшего профессионального образования и вакансий, совместно с Торгово-промышленной палатой мы провели окружной форум старшеклассников «Твой выбор» и конкурс ученических проектов «Взгляд в будущее». Префектура выделяет средства на строительство спортивных площадок колледжей, развитие материально-технической базы учреждений профтехобразования, реализацию программы военно-патриотического воспитания молодежи и организацию военных сборов. Студенты колледжей принимают активное участие в окружных универсиадах и спартакиадах. Для удовлетворения социального запроса жителей округа в предоставлении услуг среднего профессионального образования Департамент образования поддержал предложение префектуры СВАО о строительстве нового здания для размещения технологического колледжа №14, в настоящее время это один из ведущих колледжей Москвы. Сегодня колледжи – современные образовательные учреждения, в которых создается инновационная образовательная среда. Все колледжи округа активно включились в реализацию программ подготовки кадров на основе новых современных подходов к построению образовательного процесса, отвечающего требованиям высокотехнологичного производства.Открыты отлично оснащенные ресурсные центры: в строительном колледже №12 – Межотраслевой ресурсный центр комплексной подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов строительного профиля; в политехническом колледже № 13 – центр по профессии «ювелир»; в технологическом колледже №14 – центр по специальностям «дизайн», «ресторатор» и «реклама», в том числе для дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Активно развивается в колледжах инклюзивное образование. В политехническом колледже №13, например, профессии ювелира обучаются глухие дети.Преподаватели и мастера производственного обучения участвуют в разработке профессиональных образовательных стандартов и квалификационных требований, внедряют практико-ориентированную (или «дуальную») систему обучения, сближающую теоретическую подготовку рабочих кадров с производственной практикой. С учетом экономической ситуации и социального запроса населения в колледжах открыты новые профессии переподготовки и повышения квалификации взрослого населения. Колледжи округа проявляют активную позицию в установлении партнерских отношений с работодателями, привлечении государственных структур и бизнес-партнеров к решению вопросов подготовки кадров. Сегодня колледжи – это и мощный ресурс системы воспитания. Контингент наших учреждений разный и порой очень сложный. Создавая условия для развития, самореализации подростков, колледжи, таким образом, выполняют важную задачу по адаптации их к жизни, дают возможность найти любимое дело. Сложная экономическая ситуация в семьях, особенно многодетных, социально незащищенных, диктует сегодня младшим членам семьи необходимость получить профессию, зарабатывать деньги на жизнь. В этом смысле учреждения профтехобразования, разрабатывая индивидуальные и интегрированные учебные планы, создают для подростков все условия для приобретения профессии, получения среднего и среднего специального образования.Система профессионального образования и педагоги готовы к обучению квалифицированных рабочих кадров. Однако есть вопросы, которые необходимо решать. Разрабатываются, апробируются и внедряются инновационные образовательные программы, которые ориентированы на результаты, значимые для работодателей, но оказываются невостребованными ими. Большинство работодателей сегодня не готовы участвовать в организации учебно-производственной практики для студентов, в совершенствовании материальной базы учреждений. В то же время одно из условий успешной модернизации профессионального образования – расширение социального партнерства: с предприятиями, объединениями работодателей, службой занятости населения. Такое взаимодействие должно стать долгосрочным, обеспечивающим использование учебно-производственного потенциала колледжей и современной технологической базы предприятий. К сожалению, работодатели не торопятся сказать «да» такой системе подготовки кадров, хотя все-таки можно привести положительные примеры взаимодействия колледжей с такими предприятиями Северо-Востока, как ОАО «Спецдормеханизация-2», колбасный завод «Богатырь».Принципиальное значение имеет вопрос формирования городского заказа на подготовку рабочих кадров. Он должен учитывать перспективу социально-экономического развития, трудовую миграцию, востребованность тех или иных профессий выпускниками школ. Должна быть выработана система мер, которая будет способствовать сохранению молодых рабочих кадров на производстве: целевая подготовка в государственных образовательных учреждениях с организацией производственного обучения непосредственно на рабочих местах, система профориентационной работы, нацеленная на формирование положительной мотивации построения карьеры на производстве, причем начинаться такая работа должна с раннего детства – с дошкольного образования и продолжаться в системе непрерывного профобразования «школа – колледж – вуз». Почему сегодня выпускники школ идут в колледжи? Многие из них понимают, что необходимо зарабатывать деньги, это диктует социальная неблагополучность семей. В последние годы стала популярной возможность таким образом избежать сдачи единого государственного экзамена. И совсем невелик процент тех, кто идет в учреждения среднего профессионального образования осознанно, потому что рабочим был его дед или отец. Здесь важна роль средств массовой информации, социальной рекламы. Нужны положительные примеры построения карьеры, публикации о рабочих династиях, социальная реклама на улицах города и в местах проведения досуга молодежи. В первое воскресенье октября отмечается замечательный праздник – День учителя. Это еще и День работников профтехобразования, которому исполняется в этом году 70 лет. Мне хочется поздравить всех, кто трудится в системе профессионального образования, пожелать преподавателям, мастерам производственного обучения успехов в труде, благополучия и реализации намеченного, а системе профессионального образования Москвы – динамичного развития. Информация к сведениюИрина Рабер окончила Московский электротехнический институт связи, Всесоюзный заочный политехнический институт и Институт государственного управления МГИМО; имеет квалификацию инженера электросвязи, менеджера по организации управления производством, юриста в области государственного строительства и управления. Трудовую деятельность начала в 1972 году инженером-конструктором в ССКБ Минсвязи СССР, работала в системе профессионально-технического образования: мастером производственного обучения, освобожденным секретарем комитета комсомола, заместителем директора по воспитательной работе ПТУ №37 Метростроя, директором СПТУ №159 московского производственного швейного объединения «Смена». В 1988 году была утверждена на должность заведующей отделом социально-экономического развития Бабушкинского райкома КПСС, с 1989 года – председатель райплана, первый заместитель председателя исполкома Бабушкинского районного совета народных депутатов, депутат Бабушкинского районного совета трех созывов. В 1991 году была назначена начальником управления экономики, затем – заместителем, первым заместителем префекта СВАО, возглавляет один из крупнейших регионов столицы с января 2000 года. В 2005 году избрана президентом Московской федерации фигурного катания на коньках, в 2006 году – вице-президентом Федерации фигурного катания России. Любит театр, музыку, пишет стихи, играет на фортепиано. Имеет награды: орден Дружбы, орден Почета, медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «В память 850-летия Москвы» и другие, а также награды Русской православной церкви – ордена Святой Ольги и Сергия Радонежского.
Комментарии