Новой идеей обновленного руководства МХАТ во главе с Эдуардом Бояковым стало возвращение к корням, к тому времени, когда русский театр формировал тренды мирового искусства, а не копировал их. Новый путь намечен туда, где МХАТ всегда был «нашим всем», в «прекрасное далёко», когда рождалась система Станиславского. Театр публично заявил, что отныне делает опору на реализм, отметая постмодернизм.
На развлечение. А «человеку нужен человек»… Совершенно верно. И научить видеть, понимать и принимать другого человека призван театр.
Возвращение к корням, смыслам и эпохе реализма началось с обновления репертуара. В том числе, с его реконструкции. В планах театра на сезон, озвученных худруком, значатся возвращение на сцену легендарной «Синей птицы» в режиссерской версии самого Константина Сергеевича и культовых «Трех сестер» Владимира Немировича-Данченко со знаменитыми декорациями Дмитриева. Как спектакль будет выглядеть в новом составе, зритель узнает на премьере в феврале будущего года. Премьера же «Синей птицы» совсем скоро, второго ноября, и в осенние каникулы можно посмотреть столетнюю премьеру.
Впустив во МХАТ молодую кровь, Бояков не забыл и о детях. В репертуаре этого сезона несколько премьер из мировой детской классики, например, под новый год выйдет «Снежная королева» Андерсена без купюр, которую до этого в полной авторской редакции решались ставить только воскресные школы (видела такие постановки, и там совсем другая королева! – В.Б.). Для старшеклассников в марте выпустят премьеру «На дне» Горького в постановке Андрея Кончаловского. В школьную программу входит и заявленное в планах «Преступление и наказание» Достоевского. Достоевский, правда, выйдет уже в следующем сезоне, а в мае можно будет ознакомиться с «Тёркиным и другими», который обещают сыграть в День Победы на Поклонной горе.
Но главные детские новости МХАТа – это то, что театр станет школой искусств. С пятого октября в театре в рамках проекта «Открытой сцены» начнут работать детская театральная и балетная школы. Четыре раза в неделю будут занятия по современной хореографии, откроются две танцевальные студии, поэтическая мастерская и кружок по ораторскому искусству.
Чтобы все это организовать пусть даже в не самом маленьком здании на Тверском бульваре, МХАТу придется открываться в 9 утра, и в фойе на четырнадцати площадках-зонах можно будет наблюдать за творческой активностью в перечисленных направлениях. В общем, все будет примерно так, как описала в одной из своих книг Людмила Улицкая: в каждом углу будет кто-то что-то делать ногами, руками и головой.
Помимо перечисленной классики, в репертуаре обновленного МХАТа – двадцать поэтических спектаклей, спектакли по произведениям современных авторов. Например, «Лавр» Евгения Водолазкина в режиссуре Эдуарда Боякова или «Семь женщин Есенина» по новой книге Захара Прилепина в постановке Елены Исаевой.
Неожиданным явлением будут философские беседы в фойе и 32 занятия йогой в неделю. Индийская йога во МХАТе легко уживется с девятью спектаклями о православных святых, текст к одному из которых написан протоиереем Артемием Владимировым, который написал свой «Государев венец» о крестном пути последнего русского императора. На чем особо настаивает худрук – йога будет обязательна для актеров.
В целом МХАТ имени М. Горького входит в эпоху непокойной и непредсказуемо проявляемой публичности, и смотреть на то, как этот лайнер вспенивает волны, будет по меньшей мере занимательно, ибо выросло уже несколько поколений людей, для которых он был просто памятником эпохи, вроде «Рабочего и колхозницы», красиво застывшем в неподвижности на Тверском бульваре в затяжном и привычном покое…
Блиц-интервью Эдуарда Боякова «Учительской газете»:
Учительская газета: У вас будет налажено взаимодействие со школами?
Эдуард Бояков: Думаю, что да. В рамках проекта «Открытая сцена» мы будем делать большую просветительскую программу, где будут не только лектории, но и экскурсии. Например, покажем детям декорацию Дмитриева к «Трем сестрам», впечатление от которой можно было бы назвать одним из самых сильных в моей жизни. «Синюю птицу» мы покажем без всяких заигрываний со спецэффектами, в той классической версии, которую видели мы с вами в нашем детстве. Вообще, мы попробуем вырастить нашего зрителя вместе со школами. Ведь воспитание театрального зрителя – важнейшая часть учебного процесса. Я считаю так не просто потому, что я театром занимаюсь, нет. Дело в том, что погружение ребенка в театральное пространство позволяет ему выработать качества, которые потом во взрослой жизни он сможет реализовать. Мы все время кого-то играем. Для того, чтобы научиться играть эти роли увереннее, нам в детстве нужно научиться этому. Научиться выходить на сцену, научиться не бояться сцены и научиться понимать, что «весь мир – театр, и люди в нем – актеры».
Вторая проблема – дети не привыкли смотреть на людей. Надо прививать детям интерес к другому человеку. На что рассчитаны все сегодняшние игры с детьми аниматоров в несуразных костюмах?
Учительская газета: На развлечение.
Эдуард Бояков: Да. Детское восприятие заточено на какие-то антропоморфные существа. А если мальчик видит подобного себе ребенка, он ему неинтересен.
Учительская газета: А «человеку нужен человек»…
Эдуард Бояков: Совершенно верно. И научить видеть, понимать и принимать другого человека призван театр.
Фото сайта mxat-teatr.ru
Комментарии