– Князева, давайте, вместо меня продолжите. Мне в отдел образования срочно нужно, – сказала директор и убежала. Я вздохнула. Конечно, мне уже не впервой вести урок истории в собственном классе – что поделать, все в нашей малокомплектной сельской школе знают, что помимо того что я отличница, еще и учусь на подготовительных курсах для поступления в педагогический университет на исторический факультет.
А директор – такая должность многоплановая, что провести даже ставший традиционным урок в стиле «дети открыли учебник – почитали – рассказали – получили оценки» ей некогда. Дела. Производственная необходимость. Я крайняя. Хотя плюсы данной ситуации мне известны: другим объяснишь – сама лучше все уяснишь, тяжело в учении – легко в бою, ведь не за горами педагогическая практика. Тренируюсь, при этом понимание того, что принцип «раньше начнешь – раньше закончишь» вряд ли сработает. Тем не менее деваться некуда. Обычно я рассказывала тему урока у доски, кто хотел, тот слушал, кто не хотел, занимался тем, что на душу легло. Но тут такая тема – коллективизация. И захотелось мне так заинтересовать своих одноклассников, чтобы они все посторонние дела в сторону отложили и прониклись этой темой, которая непосредственно коснулась наших предков, нашей деревни. Начала с общих данных из учебника, вижу, задние ряды не реагируют. Вспомнила занятия в школьном музее, посвященные истории раскулачивания, создания колхоза. Гляжу, часть ребят карты в сторону отложили, слушают. Парочка заядлых двоечников, как в танке, на меня и не смотрят. Но я упрямая.- Иванов, скажи, пожалуйста, известно ли тебе, что твой дед был первым председателем колхоза? Что он входил в состав тех, кто раскулачивал единоличников, которые не желали вступать в колхоз? К примеру, и прадеда твоего товарища по парте раскулачил. Его в 1937 году расстреляли по решению «тройки».Иванов карты из рук выронил, смотрит.- Да ну?- Вот тебе и да ну. – А что такое «тройка»? Что такое раскулачивание? – посыпались на меня вопросы ребят.С тех пор я знаю: чтобы урок не был потраченным впустую временем, чтобы он не был способом «просто пересидеть», надо заинтересовать учащихся через тот материал, который не оставит их равнодушными. Каждого.Теперь я учитель. За спиной годы практики и обучения, но урок для меня и сейчас место открытий. Открытий талантов детей, новых знаний и умений. Открытий радостных и грустных, однако без открытий на уроке скучно и учителю, и детям. Ольга КНЯЗЕВА, учитель истории и обществознания средней школы №600 с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга
Комментарии