search
main
0

​Универсальный метод. Интеллект-карта, или наглядный способ конспектирования

«А у меня по истории опять «3», – жалуется один из моих пятиклассников, – никак она мне не дается, по нескольку раз прочитываю параграф и не могу его выучить – он большой, у меня в голове все путается». А ведь таких ребят много, кто, как в известной поговорке, «смотрит в книгу, а видит…».

Ни для кого из нас не секрет, что успешность обучения напрямую зависит от умения читать. Тексты дают нам массу информации, которую необходимо не просто прочитать, а понять, выделить в ней главное, выстроить связи с тем, что нам уже известно.Сегодня многие школьники не могут это делать на качественном уровне. Я поняла, что необходимо найти некий инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию. И такой инструмент был найден. Это интеллект-карта.Метод интеллект-карт был предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Его эффективность он связывал с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.Обучающиеся, традиционно усваивая информацию, используют преимущественно левое полушарие. Интеллект-карты же задействуют оба полушария, развивают мыслительные и творческие способности учащихся.Первую интеллект-карту мы с ребятами составили при обобщении темы «Глагол»: в центре листа крупно написали «ГЛАГОЛ», затем вокруг мы стали записывать все, что связано с этой частью речи, двигаясь от центрального образа в стороны в виде ветвей первого и второго уровней. На каждой линии мы записывали одно ключевое слово (настоящее время, прошедшее время, будущее время, совершенный и несовершенный вид), где возможно, добавляли рисунки, символы, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Таким образом, мы смогли свернуть огромный массив информации о глаголе как о части речи, не теряя при этом ее элементов. А полученная интеллект-карта стала хорошей опорой для монологической речи по данной теме. Научившись на уроках русского языка составлять интеллект-карты, ребята стали их использовать при выполнении домашних заданий по истории, географии, биологии и другим предметам. Метод интеллект-карт оказался понятен и близок многим родителям, с их помощью они без труда могут проконтролировать качество выполнения устного домашнего задания своим ребенком. Опытом успешного использования интеллект-карт я поделилась со своими коллегами, которые поддержали меня и стали внедрять в практику своих уроков данный метод. Применение интеллект-карт в обучении школьников дало положительные результаты. С помощью интеллект-карт учащиеся научились пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать. Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.Главное достоинство метода – его универсальность. Методика построения интеллект-карт проста и может быть использована любым учителем-предметником.Наталья ПУПУКИНА, учитель русского языка и литературы школы №417

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте