В российских школах участились случаи насилия, причем от проявления агрессии страдают не только подростки, но и учителя: травле и насилию подвергались 70% педагогов, сообщает издание \”Коммерсант\”. Данные были представлены экспертами на конференции \”Насилие в образовательной среде\”, организованной при участии Минобрнауки России. В ведомстве признали наличие проблемы и заявили, что пытаются \”перезагрузить\” образовательное пространство, а c агрессией в школах справиться с помощью изменений в программах подготовки педагогов в вузах.
Число обращений, связанных с конфликтами в образовательных учреждениях, растет, заявил уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. Родители и учителя стали чаще обращать внимание на конфликты в образовательных учреждениях, сообщил омбудсмен на конференции \”Насилие в образовательной среде\”. При этом он подчеркнул, что сами образовательные учреждения уделяют недостаточно внимания этой проблеме: \”Важно, чтобы школа поняла, что вопрос насилия и агрессии в подростковой среде ключевой\”.Рост числа конфликтов в образовательной среде подтверждают данные двух исследований, представленных на конференции. 61% российских школьников заявляют, что сверстники периодически называют их унизительными именами, следует из международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования ICCS-2016, в котором принимают участие восьмиклассники из 24 стран. Об этом участникам сообщил главный редактор ИД \”Учительская газета\” Петр Положевец. 21% учеников утверждают, что одноклассники регулярно угрожают им физическим насилием, в частности побоями. Согласно исследованию, на практике реализуется примерно каждая вторая подобная угроза: 9% школьников заявили, что подвергались физическому насилию со стороны других учеников. \”В рамках этого исследования анализировалось не только то, как дети воспринимают физическое и вербальное насилие, но и взгляд учителей на эту проблему\”,— цитирует главного редактора \”Учительской газеты\” Петра Положевца \”Коммерсант\”. Лишь 3% российских учителей сообщили, что школьники информировали их об агрессивном поведении со стороны других учащихся, которое не было направлено на них самих. На агрессию по отношению к самим себе школьники жалуются еще реже — о таких сообщениях упомянул только 1% учителей.Собственные данные об уровне агрессии в образовательных учреждениях представили сотрудники НИУ \”Высшая школа экономики\”. Исследование также подтверждает рост числа случаев насилия. Однако в отличие от предыдущего исследования авторы указывают на то, что жертвами буллинга (психологическая и физическая агрессия) со стороны подростков нередко выступают сами преподаватели. В онлайн-опросе проектно-учебной лаборатории образовательной и молодежной журналистики ВШЭ приняли участие 2,8 тыс. преподавателей из 75 регионов РФ. 70% опрошенных заявили, что сталкивались с разными формами буллинга. По мнению 50% преподавателей, агрессивное отношение подростков связано с желанием повысить свой авторитет в глазах своих одноклассников. \”50% сталкивались с буллингом два-три раза, а 6% учителей подвергаются травле со стороны учеников регулярно\”,— отметил заведующий лабораторией НИУ ВШЭ Александр Милкус. Авторы отмечают, что материальное положение учителя связано с частотой проявления агрессии со стороны его учеников: учителя с тяжелым материальным положением подвергаются буллингу в два раза чаще.
Комментарии