search
main
0

​Тайм-менеджмент – инструмент для преподавателей

Время экзаменационной сессии для преподавателей колледжа, пожалуй, самое напряженное. Расписание экзаменов, консультаций, подготовка экзаменационных материалов, проведение самих экзаменов, оформление журналов, зачетных книжек, подготовка отчетной документации, поток студентов, которые идут на пересдачу! Как часто в учительской можно услышать слова педагогов о том, что они не успевают, что время утекает из рук. Да, экзаменационное время сложное. А еще сказываются усталость, утомленность. Как помочь преподавателям превратить экзаменационную сессию в праздник?

Тайм-менеджмент – вот инструмент, позволяющий максимально использовать невосполнимое время нашей жизни, все успевать и получать от жизни удовольствие. Главное – правильно расставить приоритеты, и сделать это можно, например, рассматривая и оценивая все имеющиеся у нас дела по двум критериям: важность и срочность (эта методика известна под именем матрицы Эйзенхауэра). Оказывается, уже применяя эти два критерия, можно распределить дела в четыре группы: важные – срочные; важные – не срочные; не важные – срочные; не важные – не срочные. Дальнейшая технология действий проста: не важные и не срочные дела – первые кандидаты на вычеркивание. Их следует выполнять только при возможности и можно смело делегировать для выполнения другим (например, лаборантам-помощникам).Срочные, но не важные дела стремятся захватить наше время, маскируясь под важные. Часто это дела, которые не были сделаны вовремя (например, если документ с информацией о сдаче отчета затерялся в бумагах на нашем столе и не был вовремя передан по назначению). Эта категория дел также может быть смело делегирована для выполнения и реализации.Важные, но не срочные дела – самая ущемляемая категория, взяться за которую всегда не хватает времени. Туда попадают дела по саморазвитию и самообразованию, систематизации документов – в общем, дела, которые в будущем могли бы помочь нам сэкономить время. Для таких дел обязательно нужно выделять отдельное, фиксированное время и «оборонять» его от других дел. Выполняем преимущественно сами.Важные и срочные дела – безусловный приоритет №1, их необходимо выполнять в первую очередь и только самим. Технология ранжирования своих дел по предлагаемым критериям проста – лист бумаги делится на четыре части, образуются 4 прямоугольника:Важно и срочно            Срочно и не важноВажно и не срочно            Не срочно и не важноПросто распределяем имеющиеся дела по квадратам и действуем согласно инструкциям!Кроме того, оказывается, важное значение имеет то, как мы отдыхаем, как организован процесс восстановления наших сил, ресурсов. Как известно, человек – существо ритмическое, он подвержен влиянию различных внутренних и внешних ритмов в течение дня. Поэтому и отдых должен быть ритмично выстроен, спланирован в течение дня.Тайм-менеджмент рекомендует отдыхать 5 минут через каждый час или 10 минут каждые 1,5 часа. Педагог в этом смысле в более выгодном положении, чем офисный работник, так как сама урочная система предусматривает перемены каждые 45 минут рабочего времени, вот только использовать их нужно не на дополнительный опрос учеников или студентов, заполнение журнала, а на отдых.Но чем наполнить эти пять минут отдыха? Как именно отдохнуть? Главное правило – максимально переключиться. Принцип максимального переключения лучше всего выразил выдающийся поэт Владимир Маяковский:Товарищ, запомни правило простое:                    Работаешь – сидя,                            Отдыхай – стоя!Поэтому лучше всего подойдут физкультминутка (несколько простых физических упражнений – наклоны, приседания, махи), прогулка на воздухе или хотя бы по коридору, чашка кофе наедине с самим собой, 5 минут тишины и одиночества – все это прекрасно восстановит ваши силы и подготовит к новому уроку. Во время проведения экзамена создавайте для себя короткие «переключения» между ответами ваших студентов.Размышляя на тему времени, отдыха, важно помнить о такой важной категории, как «переживание момента», психологи называют это принципом «здесь и сейчас». Этот принцип предполагает проживание сиюминутного момента времени, предполагает наше пребывание в происходящем сейчас моменте. Слушая экзаменационные ответы ваших воспитанников, отмечая точность или неточность суждений, правильность или неточность ответов, дайте высказаться им, ведь это их время говорить, не начинайте отвечать за своих студентов! Экзаменационное время для педагога – время активного слушания! Слушайте и уточняйте, слушайте и оценивайте, ведь у вас есть инструмент оценивания. Помните, что доучить студента во время экзамена, а значит, догнать время невозможно!Есть время разбрасывать и собирать камни! Экзамены – время собирать камни. Стремитесь к тому, чтобы вы находились в происходящем, впитывали, чувствовали, ощущали происходящее. Только так можно превратить экзамен в праздник!Елена ТЯН, педагог-психолог колледжа архитектуры и строительства №7

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте