Компетентностный подход, инклюзивное образование, тьюторство… Это не просто слова, термины, тенденции. Это реалии современного российского образования. Миллион терзаний, идей, вопросов, сотни авторских школ, тысячи экспериментальных площадок – и за всем этим, по сути (по участи своей!), два человека – учитель и ученик.
Какая она, современная школа? Для меня это школа, которая основана на познавательном интересе ученика. Можно мотивировать отметками, конкуренцией, похвалой или порицанием, однако такая мотивация отчасти искусственная, ненастоящая, неживая. И нет ничего естественнее развития познавательного интереса ребенка, нет, даже не развития, а поддержания или реанимации того живого, искреннего интереса к познанию окружающего мира, с которым рождается на свет каждый малыш и который начинает угасать из-за родительских запретов, строгих предписаний и ограничений. Ребенок познает мир, исследуя и копируя, но с детства ему запрещают свободно и спонтанно исследовать, предлагают искаженные образцы для подражания. Школа, которая может возродить интерес к познанию и дать пример здоровых человеческих отношений, – это школа настоящего, школа, живая для ребенка.Стили речи живут в анекдотах о Вовочке, которые ребята рассказывают друг другу на переменке, в инструкциях к электрочайнику или пылесосу; односоставные предложения – в рекламных лозунгах и кулинарных рецептах. А писать грамотно нужно просто для того, чтобы тебя правильно поняли, потому что сегодня ты пишешь письмо соседу по парте или придумываешь самый настоящий диктант для одноклассников. Вот это по-настоящему, в такой школе можно не столько учиться, сколько жить, ежедневно проживать новый опыт.У учителя такой школы нет двойных стандартов. Свежесть может быть только первой. Учитель транслирует любовь, доброту, отзывчивость каждое мгновение – каждое! – не только в классе, когда за ним пристально наблюдают детские глаза, не только на педсоветах и конференциях, отстаивая позиции гуманной педагогики, но и тогда, когда остается наедине с собой, своими близкими, социумом.Как-то один современный ученый назвал Россию родиной неевклидовой геометрии, порожденной жизнью, в которой кривой путь всегда короче прямого. Конечно, короче, потому что дома и в школе говорят «Люби!» те, кто не умеет любить, взывают «Будь счастливым!» несчастные, воспевают свободу несвободные даже в проявлении собственных чувств, в своем самовыражении.Medice, curateipsum. Свободного и счастливого ребенка может воспитать только свободный и счастливый учитель, здоровый социально и психологически, свободный от собственных шаблонов. А это уже качественно иной уровень духовности, качественно иное отношение к личности педагога, к человеку вообще. И это ежедневная колоссальная работа над собой со стороны каждого учителя.Иначе все те реалии современного образования, которые я упомянула в самом начале, останутся всего лишь декорациями, за которыми – старые песни…В этом мои самые потаенные профессиональные ожидания и поиски.***Когда я захожу на урок и вижу детей, которые сидят по струнке, мне становится страшно…Наталья СОПОТ, студентка МПГУ
Комментарии