В большинстве российских вузов под Новый год начинается первая сессия. Как ни странно, сами студенты считают, что семестровое обучение — устаревшая форма аттестации их знаний. Сдавать экзамены нужно чаще и проходить они должны в более строгой обстановке, чем сейчас, предлагают молодые люди.
Более трех четвертей (78%) студентов считают, что привычные формы оценивания знаний в вузах должны хотя бы частично измениться, — таковы данные всероссийского интернет-опроса, который провел в декабре портал для молодых специалистов Career.ru. Всего в опросе приняло участие 1900 респондентов. В числе причин, в силу которых нынешнюю систему проверки знаний надо менять, студенты отмечают, что имеющаяся форма устарела (30%) и просто недостаточно хороша (43%). Добавить промежуточную аттестацию (33%) и приглашать независимых экспертов для оценки знаний по итогам семестра (33%) — самые популярные изменения, которые предлагали внести опрошенные.
Модуль вместо семестра
«В свое время мы отказались от семестрового обучения и ввели модульное, — рассказывает Сергей Рощин, проректор НИУ-ВШЭ. — С 2000 по 2009 г. учебный год был разбит на пять модулей, т. е. зачетные сессии проводились каждые два месяца. Последние два года модулей в университете четыре: студенты сдают две сессии осенью и две весной». При таких темпах времени на подготовку к экзаменам практически не остается, что создает дополнительный стимул для студентов, ведь работать приходится каждый день, а не только перед сессией, как это обычно бывает, отмечает Рощин.
При таком подходе итоговая оценка по той или иной дисциплине складывается из оценок, которые студент получал в ходе освоения материала, т. е. учитываются все зачеты и экзамены по данному предмету, работа на семинарах, качество рефератов и т. д., перечисляет эксперт.
На основании промежуточных и итоговых испытаний составляются публичные рейтинги студентов — как текущие, так и накопленные за весь период обучения. В зависимости от позиции в рейтинге студенту начисляется стипендия, а также предоставляются скидки на обучение (до 70%) и принимаются решения о стажировках. На итоговые рейтинги ориентируются и потенциальные работодатели.
Модульная форма обучения позволяет более жестко контролировать успеваемость студентов, полагают эксперты. «Баллы, которые начисляются по итогам каждого модуля, потом можно учитывать при переводе студента в другой вуз или при его переходе на новый уровень образования», — отмечает Алексей Чаплыгин, руководитель исследовательской группы агентства «Интерфакс» (до этого руководил образовательными проектами в рейтинговом агентстве «Рейтор»). Вообще, промежуточную аттестацию никто не отменял — коллоквиумы и контрольные должны проводиться в каждом вузе, просто эта практика в последнее время заметно угасла: то ли от административной лени, то ли от внедрения новых форм аттестации, обращает внимание эксперт.
«На семинарах по некоторым предметам у нас принято писать входные и итоговые тесты, — рассказал Сергей Камнев, студент шестого курса лечебного факультета 1-го МГМУ им. И.М.Сеченова. — Входной тест позволяет оценить, как студент подготовлен к занятию, а итоговый — как он освоил материал». Такой контроль знаний, впрочем, принят не на всех кафедрах, признается Сергей. Одни преподаватели полагают, что студентов нужно контролировать постоянно, другие предоставляют свободу действий, полагая, что при желании студент будет хорошо учиться и без всяких тестов, объясняет он такую позицию.
«Удачно сданная сессия не показатель высокого уровня знаний студентов, — улыбается Владислав Королев, студент четвертого курса Российского университета дружбы народов (и параллельно — консультант салона “Музторг”). — Традиционная семестровая форма обучения создает прекрасную возможность не браться за учебники три-четыре месяца, поскольку значение будет иметь только оценка, а не качество усвоенного материала».
Знаю, что ничего не знаю
Нурлан Киясов, выпускник МИСиСа, знает, чего хотят студенты. В 2007 г. он закончил с отличием университет и в 2008 г. по программе «Болашак» (стипендия президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, предназначенная для получения высшего образования за рубежом) поступил в Кембриджский университет, где получил степень PhD в нанотехнологиях. «У нас в Москве во время сессии сдают по одному предмету, к которому студент усиленно готовится три-четыре дня, — рассказывает Киясов. — В Кембридже 12 предметов нам разделили на два дня — по шесть предметов, по три часа в день. Вопросы перемешаны. Через день опять три часа. И все. Чтобы закончить Кембридж, надо набрать 60% правильных ответов — по-нашему это «удовлетворительно». Сложность сдачи экзаменов еще и в том, что на занятиях дают только основу, а на экзамене — практические задачи, основанные на теории, продолжает Нурлан: ты все должен сообразить сам, сам решить задачи — их много, и решать надо быстро. Беда наших вузов в том, что студенты заранее знают вопросы, отмечает он.
Еще одна особенность обучения в Кембридже — работы проверяют не те преподаватели, что вели занятия, а сотрудники экзаменационного центра, ведущие профессора и преподаватели в соответствующих дисциплинах.
«Мы почти месяц спали по четыре-пять часов в сутки, когда готовились, — улыбается Киясов. — И чем больше я учился, тем больше я понимал, что многого еще не знаю. И учиться становилось все интереснее и интереснее».
Легко не будет
«Если европейское образование учит критически мыслить, то наше предлагает готовую точку зрения», — рассуждает Яков Магдаласов, руководитель департамента по подбору персонала и организационному развитию Ситибанка. Сам Магдаласов получил два российских образования и еще одно в Ланкастерском университете (степень магистра в области развития персонала). В Англии почти все преподаватели — действующие практики, люди, работающие в конкретных компаниях, делится наблюдениями он: обучение они строят на практических кейсах. В российских же вузах, обращает внимание Магдаласов, большинство преподавателей — люди науки, имеющие более скромный практический опыт в корпоративном мире, что отражается на качестве образования и уровне подготовки выпускников.
«Студентам, которые приходят ко мне на последних курсах для написания диплома, я говорю, что работаю только с теми, кто планирует использовать свой диплом на практике, — рассказывает Давид Шустерман, директор консультативной компании “Пятерка” (преподает менеджмент в Академии народного хозяйства и НИУ-ВШЭ). — За последние три года на мои условия согласилось всего три студента».
«В Кембридже у меня было два дипломных проекта, — говорит Киясов. — Первый — про разработку нанокапсул для традиционных лекарств при онкозаболеваниях. Чтобы написать работу, я и мой товарищ работали в фармацевтической компании, которая разработала новую технологию адресной доставки лекарств. Мы изучали все этапы коммерциализации, интервьюировали докторов, поставщиков лекарств и пациентов в больницах Англии. Выявляли проблемы, побочные явления». Выпускной диплом Киясова касался разработки новых влагоотталкивающих покрытий. По его словам, он три летних месяца работал на базе компании TWI, руководитель которой был его научным руководителем. Со стороны университета был академический наблюдатель, с которым молодой человек также встречался раз в неделю и демонстрировал свой прогресс. «Было очень тяжело — в эти дни я сожалел, что вообще решил учиться», — смеется Нурлан.
По материалам vedomosti.ru
Комментарии