search
main
0

​Школе нужен логопед!

Известная русская поговорка гласит: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, а наполовину тому, кто слушает». Это означает, что говорящему и его собеседнику произносимые слова должны быть доступны и близки по содержанию. Люди должны понимать друг друга. Конечно, взрослому человеку это не составит труда, другое дело ребенок!

Как писала известный физиолог М.Кольцова: «Дети до известной степени иностранцы в нашей взрослой среде – они должны усвоить не только требуемые формы поведения, но и наш язык. Взрослые не всегда оценивают всю сложность этой задачи…» И ведь действительно – обращаясь к ребенку, мы используем слова, которые, как нам кажется, доступны и понятны детям, но зачастую ребенок вкладывает в слово не то значение и смысл, которое вкладываем мы, взрослые. Происходит сужение, подмена или расширение понятий.Работая логопедом с детьми 1-4-х классов, я невольно подмечала, что многие слова вызывают затруднения в понимании лексического значения. Дети не могут объяснить, что значит то или иное слово, а это напрямую связано с неумением подобрать однокоренные и проверочные слова, синонимы и антонимы. Однажды во время занятий ученик 4-го класса спросил, что означает продиктованное слово «морянка», и, выслушав объяснение, предложил его нарисовать. С тех пор почти на каждом логопедическом занятии мы берем по одному новому слову и рисуем его, а лексическое значение записываем на индивидуальных карточках. Рисунки и карточки логопед может сложить в специальную коробку и раз в месяц (реже или чаще – зависит от того, сколько слов вы прошли за неделю) проводить дидактическую игру «Угадай, что?», зачитывая первое попавшееся объяснение на карточке, а дети – угадывая слово и находя нужный рисунок. Как вариант, можно сначала показать рисунок, а потом попросить детей найти верное определение. Подобная игра может проводиться как командная (тогда дети заранее делятся на 2-3 команды) и индивидуальная.К плюсам данного метода работы над лексическим значением слова можно отнести взаимостимулирующую работу сразу нескольких анализаторов (зрительного, слухового, кинестетического), формирование эмоциональной сферы детей и высших психических функций – мышления, воображения, восприятия, памяти, запоминание материала на длительный срок благодаря включению механизмов ассоциативного ряда, развитие мелкой моторики (штриховка, обводка, используемые в рисунках), формирование у детей командного духа, сплоченности, умения работать индивидуально и в коллективе. К минусам – невозможность изучить сразу несколько лексических значений за одно логопедическое занятие, ограниченность во времени. Как видно, минусов значительно меньше.Конечно, некоторые ученики могут поначалу отказываться от выполнения таких заданий – не потому, что не любят или не умеют рисовать, а скорее из-за отсутствия фантазии («Я не знаю, что нарисовать…»). Но как показывает практика, дети постепенно втягиваются в этот увлекательный процесс и показывают неплохие результаты. Ведь рисунок и сам процесс рисования доставляют удовольствие, а любая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что облегчает протекание ассоциативных процессов, значит, и запоминание трудных, малознакомых и редкоупотребляемых слов проходит быстрее и качественнее.Главное – не опускать руки, верить в успех и направлять детей на дальнейшие достижения!Т.СЕРГЕЕВА, учитель-логопед «Школы здоровья» №521

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте