На уроке – рассеянные взгляды, скука на лицах, равнодушие к предмету. Барьер между педагогом и учениками. Учителя считают, что есть способ его преодолеть.
Ирина Хохловская, психолог, Тамбовская область:«Ко мне нередко обращаются за консультацией и родители, и дети. Во время бесед иногда приходится выслушивать о конфликтах с педагогами, это нет-нет да случается. Бывает такое и в начальных классах. Ребенок с трудом привыкает к требованиям, к тому, что его мнение не спрашивают, а если он хочет что-то сказать, он даже слышит: «Замолчи». Это вызывает у него растерянность, тревогу и страх. Слишком много запретов, приказов, требований. Насаждаются нелепые для педагогики субординация, подчинение. Дети, кто побойчее, протестуют и пытаются сопротивляться, что проявляется в непослушании и строптивости, другие живут в страхе. И этот страх перед старшими, перед «начальством» у некоторых сохранится на всю жизнь.К сожалению, приходится говорить, что авторитарная педагогика все еще превалирует над всеми нашими реформами. Можем ли мы ребенка научить быть свободным? Это очень трудно, потому что и сами не хотим, не умеем расстаться со своей несвободой».Тимофей Назарян, учитель истории, Северная Осетия:«Сегодня школа коренным образом меняется, хотя и не так быстро, как хотелось бы. И все же. Особенно отрадно видеть, как равноправные отношения с учениками показывает старый учитель с полувековым стажем. Я побывал на уроке у учителя истории Полины Сергеевны Наумовой. Нет никакого барьера между педагогом и учениками. Дети могут задавать любые вопросы, спорить и даже ходить по классу. Способ общения – дружеский, непринужденный. И в то же время сохраняется уважительное отношение к учителю, внимание к изучаемому предмету».Антонина Бобрикова, учитель географии, Санкт-Петербург:«Третий год преподаю географию в школе. Всегда считала свой предмет одним из самых увлекательных. Думала, что ребята на моих уроках должны сидеть как завороженные. Еще бы – узнавать свою планету, ее чудеса и тайны, дальние страны…Однако на первых же уроках заметила рассеянные взгляды, скуку на лицах, равнодушие к предмету. То же и на классных часах…Расстроенная, я помчалась в родной педагогический университет имени Герцена. И вот что я поняла из бесед с преподавателями. Как молодой педагог, я старалась стать старше, выше своих учеников, начала со строгости. Я боялась улыбнуться, не умела установить теплый, дружеский контакт с учениками. Я все поняла, стала менять свои представления. Это было нелегко, не сразу удалось найти контакт. Зато потом и мне стало легко работать, и ребятам стало интересно на уроках географии, и на классных часах тоже».
Комментарии