search
main
0

​Пушкинская профессия

Размышление о профессии и о себе для учителя как уточнение курса корабля: знания, безусловно, важны, но и без интуиции не обойдешься… Педагог ведь не отправляется в путь в одиночку, верно? Стремясь к открытиям, все мы заняты поиском ответов на вопросы: чему учить? Зачем учить? Как учить? Вопрос «как?» – вопрос о способе, пожалуй, самый многогранный.

Думаю, надо стремиться учить так, чтобы годы учебы не заслоняли годы жизни, чтобы потребность в саморазвитии у моих спутников была сродни дыханию, чтобы они порой забывали о моем статусе… Одно из важнейших открытий – в нашей профессии многое роднит  нас… с Пушкиным! Ведь мое стремление сохранить подлинную близость с ребятами означает,  что я хочу жить с ними в одном времени, не отталкивая их пафосом «взрослого» опыта,  и «в просвещении стать с веком наравне…». …Обращаясь с этими словами к А.С.Пушкину, П.Я.Чаадаев многого ожидал от него. Молодой поэт не только оправдал, но и превзошел самые смелые ожидания старшего товарища. Ю.М.Лотман в книге «Пушкин. Биография писателя» отмечал, что поучения Чаадаева ставили Пушкина в положение не школьника, а героя. Они не унижали, а возвышали Пушкина в собственных глазах. «И в просвещении стать с веком наравне…» Что же эти слова открывают современному учителю? Они воздействуют все так же: возвышают, заставляют мечтать, уводят от обыденности. Совершим путешествие по «пушкинским местам» нашего личностного и профессионального роста?В начале пути – наши педагоги и наставники, поощряющие или сдерживающие дерзость, поиск, амбиции. Главное открытие этого периода – опасность, неведомая великому Пушкину, – навсегда остаться подражателем, не найти в профессии своего стиля…Часть пути пройдена, и если свой стиль определился, то… наслаждаясь обретенными свободой мышления и житейской мудростью, мы начинаем терзаться сомнениями. Кто я? Зачем вхожу в класс? Что говорю своим детям? Чего жду в ответ? Ребята помогли мне открыть простую истину. А ведь эти муки и есть красноречивое свидетельство того, что взаимодействие с другими в просвещении – подлинное творчество. Искусство преподавания (если оно человечно) – сплошь поиск диалога! Диалогичность и роднит его с искусством слова!А что же потом? «Аттестат зрелости» в профессии вручит сама жизнь, но взамен она потребует многого: «всемирной отзывчивости» великого классика, искрометного юмора его «Барышни-крестьянки», верности принципам его «Капитанской дочки»,  болдинского трудолюбия, сказочной гибкости восприятия действительности, высокой гармонии  мышления о всегда такой интересной и меняющейся жизни……Стать наравне с веком. Не бояться открывать новое. Преодолеть страх, лень, собственный предметоцентризм. Слушать. Слышать. Трудиться. Продолжать мечтать. Ольга РЕДИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №1 города Тюмени

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте