Продолжение. Начало в №35.
Об актуальных вопросах модернизации высшего и профессионального образованияВ последние годы было принято довольно много решений по модернизации высшей школы, проведена ее структурная перестройка.В системе профессионального образования приоритетной является деятельность, направленная на совершенствование сети государственных образовательных организаций высшего образования, повышение результативности деятельности вузов с учетом их специализации, эффективное взаимодействие организаций профессионального образования и работодателей.Проводимые в последние годы мероприятия по повышению уровня качества работы образовательной системы – мониторинг высших учебных заведений, новые подходы к лицензированию и государственной аккредитации, плановые проверки Рособрнадзора – показали, что значительная доля филиалов как государственных, так и негосударственных вузов, а также существенная часть негосударственных вузов не отвечают минимальным предъявляемым требованиям.Минобрнауки России начиная с 2012 года проводит мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. С 2013 года мониторинг стал ежегодным и обязательным, в том числе для частных вузов. По результатам проведенного мониторинга в 2014 году более 1 тыс. вузов и филиалов не выполнили установленные пороговые значения показателей эффективности. За последние два года проведены реорганизация и объединение 23 образовательных организаций высшего образования, реорганизовано 182 филиала (государственных и муниципальных). В соответствии с решением ученых советов образовательных организаций 104 филиала планируются к ликвидации в 2015-2018 годах.В ближайшие годы предстоит дальнейшее сокращение филиальной сети вузов за счет реорганизации ее неэффективных звеньев; предполагается вхождение в сотню международных рейтингов к 2018 году двух, а к 2020 году – пяти отечественных университетов; создание в течение 5 лет не менее 250 многофункциональных центров прикладных квалификаций; увеличение доли обучающихся по программам прикладного бакалавриата на уровне не менее 30% от численности обучающихся по программам высшего образования, а также увеличение средней заработной платы профессорско-преподавательского состава до уровня не менее 200% от средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе. Кроме того, получит новый импульс развитие дистанционного обучения. В планах Минобрнауки РФ также предусматривается создание не менее 1000 ведущих лабораторий, 25 инжиниринговых центров на базе ведущих университетов.Необходимо отметить и цели, достижение которых закладывается в ФЦП развития образования на 2016-2020 годы.В программу включены комплексные проекты по созданию и внедрению новой структуры (модели) вузов, модернизации технологий заочного образования, переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками.Важно понимать, что эффективное функционирование образовательных организаций нового типа, их успешное, поступательное развитие возможно, только если у коллектива будет присутствовать понимание стратегии и перспектив развития вуза, если коллектив будет заинтересован в результатах этой деятельности, если его представители будут включены в органы управления образовательной организации.На сегодняшний день перед системой высшего образования стоят следующие задачи:реструктуризация сети вузов и обеспечение студентам возможности получения качественного образования;совершенствование методики мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования;переход к нормативно-подушевому финансированию организаций высшего образования вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы;модернизация содержания педагогического образования;внедрение сетевой формы обучения при реализации программ магистратуры в ведущих университетах;развитие глобальной дистанционной системы обучения русскому языку за рубежом;реализация проекта по предоставлению грантовой поддержки талантливым абитуриентам на весь срок обучения в вузе в объеме 20 тыс. рублей в месяц с гарантией их последующего трудоустройства на российских предприятиях;поддержка программ повышения международной конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров;модернизация заочного образования и создание национального портала открытого образования;развитие инженерного образования и др.Для решения некоторых из вышеизложенных задач (согласно материалам доклада «Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета» Министерства финансов Российской Федерации) в сфере высшего образования предлагается:1) перевести все вузы (кроме военных) в ведение Минобрнауки России (из 476 «гражданских» федеральных вузов 277, то есть 58,2%, находятся в ведении Минобрнауки России, 199 – в ведении иных двадцати ГРБС);2) обеспечить реструктуризацию сети государственных вузов и их филиалов с учетом результатов ежегодного мониторинга эффективности деятельности образовательных учреждений, проводимого Минобрнауки России, и в связи с сокращением численности студентов (по оценкам экспертов, число федеральных государственных вузов к концу 2016 года может сократиться на 10-12%, а их филиалов – на 20-30% по сравнению с концом 2014 года).О порядке формирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственных программ и направлений деятельности, не входящих в госпрограммыПредельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственных программ и направлений деятельности, не входящих в государственные программы, на 2016-2018 годы сформированы на основе следующих основных подходов:1) в качестве «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2016-2017 годы приняты бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом №384‑ФЗ, «базовые» объемы 2018 года приняты равными «базовым» объемам 2017 года;2) «базовые» объемы 2016-2018 годов уточнены с учетом:уменьшения объемов бюджетных ассигнований, сокращенных в 2015 году Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. №93‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;увеличения бюджетных ассигнований на индексацию стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов в 2016 году до фактического уровня инфляции 2015 года (6,4% = 11,9% – 5,5%), (в Федеральном законе №384‑ФЗ – 4,5%), индексацию с 1 сентября 2017 года на 4,5% (в Федеральном законе №384‑ФЗ – 4%), и индексацию с 1 сентября 2018 года на 4%; и т. д.С 1 сентября 2015 года в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года будет учрежден грант Президента Российской Федерации лицам, проявившим склонности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, поступившим на обучение в образовательные организации высшего образования. Бюджетные ассигнования в федеральном бюджете предусматриваются исходя из необходимости предоставления гранта в размере 20 тыс. рублей ежемесячно не более 5 тыс. одаренных детей.В рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы необходимо:обеспечить функционирование и целевое развитие сети федеральных образовательных организаций профессионального образования в соответствии с перспективными задачами развития российского общества и экономики;перейти к использованию размеров базовых нормативных затрат как минимального размера стоимости обучения при реализации образовательных услуг образовательными учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ за счет ассигнований федерального бюджета, средств физических и юридических лиц вне зависимости от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности указанных учреждений;оптимизировать количество образовательных организаций, получающих бюджетные ассигнования из федерального бюджета (в частности, за счет реструктуризации сети государственных вузов и их филиалов, с учетом результатов ежегодного мониторинга эффективности деятельности образовательных учреждений, в том числе реорганизации образовательных организаций высшего образования, которые не ведут актуальные научные исследования и выпускники которых не востребованы на рынке труда; передачи в ведение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления функционирующих на федеральном уровне образовательных организаций, предоставляющих услуги, финансовое обеспечение которых в соответствии с законодательством относится к полномочиям субъектов РФ и органов местного самоуправления, с одновременной передачей доходных источников);с учетом изменения демографической ситуации рассмотреть вопрос сбалансированного снижения с 2017 года контрольных цифр приема на обучение по программам высшего образования за счет средств федерального бюджета через механизм снижения соотношения численности студентов на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации, с 800 (установленного действующим законодательством) до 750, с одновременным завершением формирования эффективной системы выдачи образовательных кредитов абитуриентам и студентам, мотивирующей их к получению профессии.Модернизация высшего и профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей, привлечению талантливых молодых специалистов в сферу высшего и профессионального образования перехода на «эффективный контракт» между преподавателями и организациями высшего и профессионального образования. Основой «эффективного контракта» должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей.Введение эффективного контракта предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы. Эта задача связана с перестройкой системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, повышением качества управления, переподготовкой руководителей системы профессионального образования.Одним из ключевых долгосрочных приоритетов для развития системы высшего образования обозначается вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования, в разработки для конкретных потребителей. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей и конструкторов, ориентированных на потребности экономики знаний.Основные вопросы финансовой деятельности образовательных организаций высшего образования (по материалам семинаров-совещаний Минобрнауки России)Планирование финансово-хозяйственной деятельностиОбразовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Планирование финансово-хозяйственной деятельности является ключевым инструментом стратегического развития вуза.Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ, установлен приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. №1321 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации».В соответствии с пунктом 20 данного Порядка утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год и плановый период представляется в Министерство образования и науки РФ не позднее 25 января текущего года путем размещения в ведомственной информационной системе в сети Интернет и публикуется на официальном сайте, где размещается информация о государственных и муниципальных учреждениях – www.bus.gov.ru.Своевременное и достоверное представление информации при заполнении отчетных форм является обязательным условием деятельности организации и влияет на показатели эффективности работы и премирование руководителя.В рамках перехода на нормативно-подушевое финансирование образовательных программ разработаны и утверждены следующие нормативные правовые акты:приказ Минобрнауки России от 4 октября 2012 г. №785 «О создании рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации по осуществлению перехода на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг федеральными государственными учреждениями высшего профессионального образования с использованием механизма определения нормативных затрат»;постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. №467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования»;приказ Минобрнауки России от 29 апреля 2014 года №420 «О перечне и составе стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры и ассистентуры-стажировки, итоговых значениях и величине составляющих базовых нормативных затрат по государственным услугам по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки, корректирующих коэффициентах, по формам обучения (очно-заочная, заочная), формам реализации образовательных программ (сетевая), по используемым образовательным технологиям (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение) в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в 2015 году, на весь период обучения» с изменениями, внесенными в соответствии с приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. №1553;методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, согласованная с федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ) и утвержденная приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. №638;ведомственные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения нормативных затрат на реализацию государственных услуг, разработанные ФОИВ.Утверждены итоговые значения и величина составляющих базовых нормативных затрат по стоимостным группам профессий и специальностей по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования на 2015 год для учреждений, подведомственных Минобрнауки России (№АП-56/18вн, АП-55/18вн от 29 июля 2014 г.).Утвержден перечень и состав стоимостных групп профессий и специальностей по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования на 2015 год для учреждений, подведомственных Минобрнауки России (№АП-52/18вн, АП-53/18вн, АП-54/18вн от 29 июля 2014 г.).Кроме того, во исполнение Плана мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки, утвержденного заместителем председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец 31 мая 2014 года, принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. №234 «О соотношениях численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования», которым признаны не действующими на территории Российской Федерации отдельные нормативные правовые акты (положения нормативных правовых актов) СССР и признаны утратившими силу нормативные правовые акты (отдельные положения нормативных правовых актов) Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающиеся соотношений численности преподавателей и студентов.На основе утвержденной нормативной правовой базы проработаны и сформированы основные подходы к реализации механизма перехода на нормативно-подушевое финансирование программ высшего образования, которые были применены на практике для вузов, подведомственных Минобрнауки России.Расчет финансового обеспечения выполнения государственного задания по программам высшего образования в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в 2015 году, осуществлен на основе единых нормативных затрат. С 2016 года механизм выделения нормативных затрат будет открыт и прозрачен полностью. Пока вузы частично финансируются по индивидуальным нормативам, и это является ограничением прозрачности выделяемых средств каждому вузу в этом году.При расчете финансового обеспечения на основе единых нормативных затрат учитываются:повышенные нормативы подготовки специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям) путем формирования стоимостных групп, обеспечивающих установление повышенных нормативных затрат на реализацию образовательных программ по указанным специальностям;корректирующие коэффициенты, учитывающие особенности реализации образовательных программ, географическое положение образовательной организации, исходя из необходимости достижения отношения уровня средней заработной платы профессорско-преподавательского состава к средней заработной плате в соответствующем регионе, определенного Указом Президента РФ от 7 мая 2014 г. №597 и планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. №722‑р;повышенные нормативы финансирования ведущих университетов.В настоящее время Минобрнауки России реализует подходы к формированию общих требований по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, подготовлен проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении общих требований по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования и науки», разработанный во исполнение абзаца 2 пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.В соответствии с поручением Президента РФ по обеспечению достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации Минобрнауки России планирует проводить мониторинг применения в отраслях бюджетной сферы механизма нормативно-подушевого финансирования профессиональных образовательных организаций, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подведомственным им организациям, для анализа и обобщения данных.Расходование остатка средств субсидии в рамках выполнения утвержденного государственного заданияОдной из основных предпосылок для автономии образовательной организации в реализации финансово-экономической деятельности является то, что вузы должны быть одновременно социально ответственными и рыночно эффективными в процессе своей деятельности.В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон №7‑ФЗ) финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета, в том числе на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) согласно государственному заданию.Согласно части 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии используются в очередном финансовом году учреждением для достижения целей, ради которых оно создано. Документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД). Порядок его составления для учреждений, подведомственных Минобрнауки России, утвержден приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. №1321.Таким образом, остаток субсидии на выполнение государственного задания может быть направлен на финансовое обеспечение расходов вуза, связанных с достижением целей его деятельности, отраженных в уставе, в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.Следовательно, финансовые средства, направленные на образовательную деятельность, могут расходоваться вузом на другие цели, главное, чтобы эти цели были отражены в документах вуза, таких как устав образовательной организации, коллективный договор и др.Механизм и контроль качества планирования финансово-хозяйственной деятельности вузовК процессу бюджетирования в вузах существует два подхода:Централизованный подход, когда план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) разрабатывается руководством вуза, а руководители структурных подразделений, представители научно-педагогического сообщества (исполнители) в лучшем случае знакомятся с ним на заседании ученого совета вуза.Преимущества:позволяет руководству вуза полностью учитывать стратегию и программу развития;оптимизирует временные промежутки формирования бюджета;отсутствуют проблемы, связанные с агрегацией отдельных бюджетов.Недостатки: минимальное привлечение руководителей структурных подразделений, представителей научно-педагогического сообщества в процесс планирования.Децентрализованный подход, когда ПФХД формируется исключительно по заявкам участников процесса (структурных подразделений). Такой документ очень долго обсуждается, и порой трудновыполним, сложно получить запланированный результат.Наиболее предпочтительный подход – консолидация двух подходов: централизованного и децентрализованного. При таком подходе реализуется вовлеченность в процесс планирования всех участников, что позволяет избежать негативные последствия двух предыдущих вариантов.При таком варианте можно реализовать участие профсоюзного комитета в процессе формирования бюджета вуза.Качество планирования финансово-хозяйственной деятельности – это один из ключевых индикаторов уровня менеджмента в образовательных организациях высшего образования. В связи с этим Минобрнауки России разрабатывает методику анализа плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), на основе которой будет происходить оценка вузов по качеству планирования. Минобрнауки России сформулирует критерии по оценке финансового менеджмента вузов и планирует начать мониторинг по разработанным критериям и показателям с 2016 года. Результаты рейтинга будут открыты для ознакомления.Задача первичных профсоюзных организаций в вузах – добиваться включения в план финансово-хозяйственной деятельности расходов на социальные программы для обучающихся и работников, а задача КСП профсоюза – сформулировать и направить в Минобрнауки России предложения о включении в методику анализа критериев о наличии социальных программ в плане финансово-хозяйственной деятельности вуза.В ряде вузов создаются контрольно-ревизионные комиссии при ученых советах, осуществляющие внутренний контроль за исполнением планов финансово-хозяйственной деятельности. Как будет организован внутренний контроль – это решение самой образовательной организации.В рамках социального партнерства возможно включение в состав контрольно-ревизионных комиссий представителей профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации вуза.О мерах повышения эффективности расходов на оплату труда работников высшего образования1. О разработке критериев оценки эффективности работы персонала для заключения «эффективных контрактов»В мероприятиях Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. №2190‑р, предусмотрена проработка вопросов по совершенствованию системы стимулирующих выплат с увязкой с конкретными показателями качества и количества оказываемых услуг. Порядок установления соответствующих этим показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения будет отражен, как предполагается, в разрабатываемом в настоящее время Министерством образования и науки РФ Примерном положении об оплате труда работников организаций, подведомственных Минобрнауки России, по виду экономической деятельности «Образование».2. Об исполнении распоряжения Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. №722‑р по обеспечению в общей численности работников учреждения доли АУП, УВП и ОП не более 38%.В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. №722‑р доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала не должна превышать 38% в общей численности работников. Достижение указанного показателя предусматривается за счет осуществления структурных и качественных преобразований образовательного учреждения, в том числе повышения квалификации персонала, привлечения высококвалифицированных кадров, повышения уровня информационно-технического обеспечения, передачи непрофильных функций на аутсорсинг и других аналогичных мероприятий.Сокращение штатной численности персонала проводится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.О базовых задачах вузов на современном этапеВ настоящее время перед администрациями вузов стоят несколько основных задач:обеспечить реализацию образовательных программ в соответствии с ФГОС;обеспечить поэтапное повышение заработной платы НПР в соответствии с «дорожной картой»;привести соотношение преподаватель/студент в соответствие с «дорожной картой».Происходит трансформация системы управления в вузе. Основными предпосылками этих изменений является то, что:ядром образовательной деятельности вуза является реализация основной образовательной программы (ООП) по специальностям и направлениям подготовки;осуществлен переход от аккредитации вуза к аккредитации ООП;завершается переход от сметного финансирования к финансовому обеспечению государственного задания, формирующегося на основе контрольных цифр приема (КЦП) и норматива подушевого финансирования по реализуемым вузом ООП.Необходимо обеспечить трансформацию систем управления вузом, которая заключается в переходе от традиционной административной кафедрально-факультетской системы управления к управлению образовательными программами.Изменяется и система финансового управления. Необходимо сформировать систему бюджетирования реализации ООП, разработать методику формирования ФОТ основных структурных подразделений (кафедр) на основе учета их вклада в реализацию основных образовательных программ.О некоторых характеристиках выполнения Указа Президента России по повышению оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов от 7 мая 2012 г. №597(См. таблицу.)В настоящее время 70-80% бюджетов вузов расходуется на заработную плату, из которых более 60% составляет оплата труда ППС.В рамках достигнутой с Минобрнауки России договоренности о проведении совместного мониторинга заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов специалисты ЦС профсоюза с участием членов КСП разработали таблицы и другие методические материалы.В результате согласования этих материалов в соответствии с пунктом 5.11.1 Отраслевого соглашения на 2015-2017 годы руководителям организаций высшего образования, находящихся в ведении Минобрнауки России, предложено представить сводную информацию по вопросам оплаты труда работников по прилагаемой форме (письмо от 4 августа 2015 года №АП-1297/02 за подписью заместителя министра А.Б.Повалко).Об обновлении и развитии системы среднего профессионального образованияРазвитие современной инновационной экономики невозможно без обновления и совершенствования квалификации рабочих и служащих, в том числе подготовки кадров в системе среднего профессионального образования.В Российской Федерации функционирует около 4 тысяч профессиональных образовательных организаций, в том числе около 1,1 тысячи профессиональных образовательных организаций, которые реализуют только программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также порядка 400 государственных образовательных организаций высшего образования, реализующих в том числе образовательные программы среднего профессионального образования.Общий контингент обучающихся в системе среднего профессионального образования составляет 2,8 млн человек, в том числе в профессиональных образовательных организациях – 2,3 млн человек, в образовательных организациях высшего образования – 0,5 млн человек.Последнее время идут активные процессы реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций. Наблюдается необоснованное снижение специалистов со средним профобразованием. Закрываются ПТУ в регионах.Тенденция последних лет – преобразование сети бывших организаций начального профессионального (НПО) и среднего профессионального (СПО) образования в профессиональные образовательные организации с реализацией преимущественно программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена. По сравнению с 2013 годом количество образовательных организаций, реализующих только программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, сократилось на 500 (26%).В России в настоящее время действуют более 530 федеральных государственных образовательных стандартов среднего профобразования. Предпринимаются меры по реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, одобренной коллегией Министерства образования и науки РФ. В соответствии со Стратегией система формирования квалификаций должна быть гибкой и быстро настраиваемой как на потребности региональной экономики, так и на международные изменения по отраслям. Требуется также стимулировать работодателей к участию в подготовке кадров и усилить практическую составляющую обучения с тем, чтобы от 50 до 70% времени студенты проводили на предприятиях или учебных полигонах.В соответствии с поручением президента Минобрнауки России приступило к разработке перечня 50 наиболее перспективных востребованных профессий или специальностей на основе перечня компетенций WorldSkills International, которые в мире считаются наиболее популярными и перспективными.Одна из главных причин слабого спроса на среднее профессиональное образование в России – отсутствие престижа рабочих специальностей. Поэтому важная задача – преодолеть дисбаланс в системе подготовки и потребностях экономики, создать условия для обучения специалистов в уже имеющихся государственных организациях профобразования с участием работодателей.В профессиональных образовательных организациях работает около 400 тысяч штатных работников.Задачи, стоящие перед системой среднего профессионального образования:реализация Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года;реализация Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы;обновление и формирование востребованных образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами;в том числе установление требований к порядку проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ;развитие региональных систем профессионального образования на основе разработки и совершенствования комплексных региональных программ развития профессионального образования.Распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 года №349‑р утвержден Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы. Также утверждены целевые индикаторы и показатели комплекса мер.Комплекс мер включает в себя три стратегических направления:1. Обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики.Квалификация выпускников колледжей должна отвечать потребностям работодателей. Поэтому образовательная подготовка должна вестись с опорой на лучшие мировые практики и передовые технологии. Комплекс мер, в частности, предполагает создание списка востребованных специальностей с выделением 50 наиболее приоритетных, наиболее нужных для современной российской экономики.2. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профессионального образования.Необходимо сосредоточить ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом на развитии системы среднего профессионального образования. Здесь речь идет прежде всего о том, чтобы студенты совмещали теоретическую подготовку в колледже с практическим обучением на предприятии. Не менее половины учебного времени студенты должны проводить на производстве или в учебно-тренировочных центрах. При этом работодатели могут активнее участвовать в планировании и реализации программ обучения через советы при органах власти и отраслевых объединениях, а также через наблюдательные и попечительские советы в колледжах, то есть способствовать формированию практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и служащих.Дуальная модель подготовки кадров является одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российских регионов за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности.3. Мониторинг качества подготовки кадров.Необходимо повысить уровень мониторинга качества подготовки кадров, усовершенствовать систему оценки подготовки кадров и сертификации полученной квалификации. Одним из критериев качественного образования может стать результат региональных и отраслевых команд (из студентов и молодых рабочих) в национальных турнирах профессионального мастерства, в международных мероприятиях типа WorldSkills.В частности, отдельными мероприятиями комплекса мер являются:подготовка списка перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования (далее – перспективные и востребованные профессии и специальности), с выделением 50 наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей (срок исполнения – III квартал 2015 года);разработка и актуализация профессиональных стандартов по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями (срок исполнения – I квартал 2016 года);последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения (разработка методических рекомендаций – 2015 год; внедрение – 2016-2020 годы);актуализация и апробация моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования в организациях высшего образования, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного профессионального образования (2016-2020 годы);подготовка методических рекомендаций по дополнительному профессиональному образованию руководителей профессиональных образовательных организаций (срок исполнения – 2016 год);подготовка методических рекомендаций по совершенствованию среднего профессионального образования по результатам проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе национального чемпионата WorldSkills Russia, Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» (2016-2020 годы);государственная поддержка модернизации системы среднего профессионального образования из федерального бюджета в форме субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ развития среднего профессионального образования (2016-2020 годы);разработка и реализация информационной кампании по повышению общественного престижа среднего профессионального образования, популяризации рабочих профессий, достижению профессионализма в работе, повышению производительности труда (в виде медиаплана – 2015 год; реализация – 2016-2020 годы);реализация комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии;внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части мотивации предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, в том числе к развитию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций;внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части расширения основных целей деятельности профессиональных образовательных организаций (проект федерального закона планируется внести в октябре 2015 года);развитие механизмов оценки и сертификации квалификаций (доклад в правительство планируется в 2017 г.);проведение ежегодного мониторинга качества подготовки кадров, в том числе по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, а также другие мероприятия.Отдельными целевыми показателями и индикаторами реализации комплекса мер являются:доля профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций;доля руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам по вопросам подготовки кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в общем числе руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям;доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, участвующих в региональных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia, региональных этапах всероссийских олимпиад профессионального мастерства и отраслевых чемпионатах, в общем числе студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям;доля выпускников профессиональных образовательных организаций, завершивших обучение по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, получивших сертификат в независимых центрах оценки и сертификации квалификаций или получивших «медаль профессионализма» в соответствии со стандартами WorldSkills.Информация к сведению. WorldSkills – это международное движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире.Основанная в 1950 году WorldSkills International – международная некоммерческая организация, продвигающая профессиональное, техническое и ориентированное на сферу услуг образование и обучение. WorldSkills повышает стандарты профессиональной подготовки в 72 странах-членах, объединяет молодежь, производства и педагогов, чтобы научить молодых людей профессиональному мастерству и показать им, как стать лучшими в избранной ими специальности. Миссия организации WorldSkills International, занимающейся организацией и проведением соревнований – привлекать общественное внимание к рабочим профессиям, создавать условия для развития высоких профессиональных стандартов.На сегодняшний день это известное во всем мире и крупнейшее соревнование, в котором принимают участие как молодые квалифицированных рабочие, студенты университетов и колледжей в качестве участников в возрасте до 22 лет, так и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники – в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания.Чемпионаты WorldSkills проходят раз в два года в различных странах и являются важнейшим событием в области повышения профессиональной подготовки и совершенствования мастерства, всесторонне отражающим все направления промышленности. Конкурсанты отбираются на профессиональных чемпионатах в странах – членах WorldSkills. Они демонстрируют как свои технические способности, так и индивидуальные и коллективные качества, реализуя поставленные перед ними задачи, которые они изучают и/или выполняют на своем рабочем месте. Их успех или провал говорит не только об их личных профессиональных качествах, но и об уровне профессиональной подготовки в той стране, которую они представляют, и общем уровне качества услуг на родине участников.17 мая 2012 года на Генеральной ассамблее WSI (WorldSkills International), проходившей в Южной Корее, Россия официально стала 60‑м членом международной организации WorldSkills International. Национальный оператор WorldSkills International в России – союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», учрежденный распоряжением Правительства РФ от 08.10.2014 г. №1987‑р. Полномочия учредителей союза осуществляют Минобрнауки России, Минтруд России, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».С 2012 года в движение WorldSkills Russia вступило 43 субъекта Российской Федерации, еще 10 субъектов РФ находятся в процессе вступления. В 2015 году региональные и отборочные чемпионаты проведены в 38 субъектах РФ, 9 полуфиналов в федеральных округах. В мероприятиях приняли участие более 6000 конкурсантов, 7000 экспертов, более 500000 зрителей. В финале III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills-2015, который проходил в Казани, приняли участие 44 субъекта РФ, соревновались 519 конкурсантов, в том числе конкурсанты из Марокко, Израиля, Финляндии, стран СНГ.Движение WorldSkills Russia вовлекает не только молодежь (учащиеся и выпускники образовательных организаций в возрасте от 15 до 21 года), но и взрослых (молодые рабочие промышленных предприятий от 18 до 28 лет в рамках отраслевых отборочных чемпионатов и национального чемпионата по сквозным высокотехнологичным профессиям WorldSkills Hi-tech), и детей от 10 до 17 лет (спецпроект JuniorSkills).После возвращения в 2013 году первой российской сборной с международного чемпионата в Лейпциге, в 2014 году было проведено сопоставление ФГОС и стандартов WorldSkills по профессиям, по которым Россия участвовала в первенстве. В 2014 году начата модернизация ФГОС СПО в соответствии со стандартами WorldSkills. Например, в настоящее время уже доработан ФГОС по специальности «сварочное производство», изменения составляют более 50%. Параллельно Минобрнауки России приступило к разработке примерных образовательных программ по профессиям, соответствующим компетенциям WorldSkills.Россия выиграла право на проведение мирового чемпионата профессионального мастерства WorldSkills Competition 2019. Российская заявка была представлена и одобрена на заседании Генеральной ассамблеи WSI 10 августа 2015 года в Сан-Пауло.Реализация конкурсов профессионального мастерства WorldSkills включена в план мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2015 г. №366‑р.О модернизации педагогического образованияВ мае 2014 года в соответствии с поручением Президента РФ В.В.Путина разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Комплексная программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленных на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога, закрепленные в принятых федеральных программно-целевых документах – государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.В Комплексной программе обозначены проблемы педагогического образования: несоответствие профессиональных компетенций выпускников большинства педагогических программ требованиям профессионального стандарта педагога и задачам ФГОС общего образования (прежде всего формирования метапредметных и личностных образовательных результатов, компетенций работы с учащимися с особыми образовательными потребностями); низкий уровень практической подготовки выпускников программ подготовки педагогических кадров; недеятельностный (репродуктивный) характер технологий подготовки будущих педагогов; одноканальная модель системы подготовки педагогических кадров (без переходов между педагогическими и непедагогическими направлениями подготовки); отсутствие системы независимой оценки качества подготовки будущих педагогов.В связи с этим были определены основные направления проекта модернизации педагогического образования, целью которого является разработка основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования.Учитывая, что Общероссийский Профсоюз образования в ходе обсуждения проекта Концепции модернизации педагогического образования настаивал на апробации моделей и модулей содержания педагогического образования в образовательных организациях, Министерством образования и науки РФ было принято решение, что в 2014-2015 годах будут реализовываться пилотные проекты по переходу на новые модели подготовки педагогов и разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры на базе педагогических и классических университетов – победителей конкурсных отборов в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2014-2015 годы.Задачи, реализуемые в 2014-2015 годах: создание условий для деятельностного профессионально ориентированного подхода в подготовке педагогических кадров; переход на модульный принцип обучения в вузе; привлечение школ в качестве равноправных партнеров университетов в подготовке педагогов по формированию профессиональных компетенций студентов; обеспечение различных траекторий подготовки и входа в профессию.Работа ведется по четырем направлениям (в рамках 23 проектов): академический бакалавриат (восемь проектов); прикладной бакалавриат (семь проектов); профессиональная (педагогическая) магистратура (шесть проектов); исследовательская магистратура (два проекта).Создан ресурсный центр для оказания экспертно-аналитического сопровождения реализации проектов модернизации педагогического образования на межрегиональном уровне на базе оператора проекта – Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и соисполнителя – Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), а также портал сопровождения проектов – педагогическоеобразование.рф.Разработано более 100 новых модулей основных профессиональных образовательных программ. Модули рекомендованы к апробации в 13 вузах – участниках проектов и в 31 вузе – соисполнителе проектов. В апробации новых модулей принимают участие более 4000 студентов.Вузы-исполнители проектов модернизации педагогического образования: Московский городской психолого-педагогический университет Московский городской педагогический университет Московский педагогический государственный университет Московский государственный гуманитарный университет им.М.А.Шолохова Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина Казанский (Приволжский) федеральный университет Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова Сибирский федеральный университет Новосибирский государственный педагогический университет Южный федеральный университетВузы-соисполнители проектов модернизации педагогического образования: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта Башкирский государственный педагогический университет имени М.Акмуллы Бурятский государственный университет Волгоградский государственный социально-педагогический университет Вятский государственный гуманитарный университет Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г.Короленко Елецкий государственный университет имени И.А.Бунина Забайкальский государственный университет Калужский государственный университет имени К.Э.Циолковского Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов НИУ ВШЭ Омский государственный педагогический университет Орловский государственный педагогический университет Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Поволжская государственная социально-гуманитарная академия Северо-Кавказский федеральный университет Ставропольский государственный педагогический институт Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого Уральский государственный педагогический университет Челябинский государственный педагогический университет Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина Сыктывкарский государственный университет Томский государственный педагогический университет Тюменский государственный университет Удмуртский государственный университет Чеченский государственный педагогический институт Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я.Яковлева Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова.Повышение квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в соответствии с уточненными требованиями к условиям их реализации проведено для 475 преподавателей и специалистов учебно-методических служб вузов – участников проектов.С 17 февраля по 27 марта 2015 года были проведены курсы повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. В работе приняли участие 376 слушателей. В ходе проектной работы участники обсудили следующие направления совместной деятельности: новые образовательные результаты обучения по программам бакалавриата и магистратуры: универсальные, общепрофессиональные, специальные профессиональные компетенции; инструментарий оценки сформированности профессиональных компетенций студентов (выпускников) модернизированных программ бакалавриата и магистратуры; макет примерной основной профессиональной образовательной программы; описание модулей с точки зрения студентов; рубрикатор библиотеки модулей.28 мая 2015 года в Ярославле состоялось заседание межведомственной рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке и образованию. В работе межведомственной рабочей группы приняли участие представители ЦС профсоюза, специалисты аппарата профсоюза.О проблемах и перспективах развития педагогического образования говорили Н.И.Булаев – руководитель межведомственной рабочей группы, депутат Государственной Думы РФ, А.А.Климов – заместитель министра образования и науки РФ; В.А.Болотов – научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики»; А.Б.Соболев – директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ; Н.М.Золотарева – директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России.Выступающие акцентировали внимание на том, что сегодня значительно возрос интерес к профессии педагога. Это связано и с повышением заработной платы, и с улучшением условий труда, ведь для того, чтобы они соответствовали тем требованиям, которые прописаны в новых федеральных государственных образовательных стандартах, в последние годы реализовывались масштабные проекты по развитию материальной базы системы образования. В 2014 году были сделаны решительные шаги в части разработки новых программ педагогического образования. Уже второй год реализуется большой проект по созданию новых модулей программ бакалавриата и магистратуры. Наработки, сделанные ведущими университетами, позволят радикально развивать и усовершенствовать программы обучения молодых специалистов и повышения квалификации педагогов.В выступлениях руководителей региональных органов исполнительной власти в области образования и науки, ректоров вузов было отмечено, что коллективы педагогических вузов своей главной задачей всегда считали и считают подготовку квалифицированных учителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений на базе функционирования собственных научных школ в различных отраслях научного знания.В университетах проводится работа по совершенствованию процесса подготовки педагогических кадров в свете реализации основных положений Программы модернизации педагогического образования: изменение содержания и технологии педагогической подготовки студентов, усиление развития практических компетенций, в том числе через разработку новых учебных курсов, длительную практику и стажировку в школах-партнерах.Оператором проекта по модернизации педагогического образования (Московский городской психолого-педагогический университет) были названы три ключевые позиции, которые характеризуют основные направления проекта:1) Впервые профессиональная подготовка педагога осуществляется в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Вот почему университеты (44 вуза в разных регионах Российской Федерации) перешли к разработке конкретных образовательных программ, направленных на формирование профессиональных компетенций, соответствующих требованиям профессионального стандарта.При этом принципиально изменяются формы и содержание подготовки будущих педагогов. Университеты выстраивают новые модели сетевого взаимодействия с образовательными организациями общего образования (школьно-университетское партнерство), которые открывают возможности для качественно иного уровня практической подготовки будущих педагогов.Основной единицей новых образовательных программ становится образовательный модуль, объединяющий в себе практическую и теоретическую подготовку студента и обеспечивающий готовность к выполнению трудовой функции. Модернизированные программы направлены также на формирование исследовательских компетенций будущих педагогов, позволяющих обеспечить индивидуализацию обучения и собственного профессионального развития.2) Важнейшей особенностью реализуемого проекта по модернизации педагогического образования является независимая оценка сформированности профессиональных компетенций студентов (выпускников) педагогических программ. В настоящее время оператором разрабатывается и апробируется система независимой оценки сформированности профессиональных компетенций студентов, обучившихся по новым модулям педагогических программ, что приведет, как предполагает МГТПУ, к новому качеству подготовки будущего педагога на входе в профессиональную деятельность.3) Как считает экспертное сообщество, успешная реализация проекта позволит создать условия для прихода в школы нового поколения педагогов, способных в своей профессиональной деятельности выполнить все амбициозные задачи федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.Вместе с тем ректоры вузов остановились и на имеющихся проблемах:1) Необходимость актуализации компетентностной составляющей ФГОС высшего образования с учетом требований профессиональных стандартов.2) Разработка примерных основных образовательных профессиональных программ по направлениям бакалавриата и магистратуры.3) Возникновение препятствий в организации взаимодействия вузов с общеобразовательными организациями. В связи с этим целесообразно прорабатывать механизмы нормативно-правового сопровождения образовательного процесса, организуемого в рамках сетевого взаимодействия вуза с общеобразовательными организациями-партнерами.4) Разработка программного, нормативного и методического обеспечения процесса реализации моделей допрофессиональной педагогической подготовки школьников.18 июня 2015 года заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Т.В.Куприянова и специалисты отдела по вопросам общего образования приняли участие в работе расширенного заседания Координационного совета по области «Образование и педагогические науки», состоявшегося в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).На заседании были рассмотрены следующие вопросы:1. Итоги заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 28 мая 2015 года.2. Сетевое взаимодействие вузов как инструмент внедрения результатов проектной деятельности по модернизации педагогического образования в практику подготовки педагогов: опыт совместной работы.3. Презентация инновационных разработок участников проектов модернизации педагогического образования (представление проектов образовательных модулей, учебно-методических комплексов, новых технологий оценивания сформированных профессиональных компетенций).4. Задачи вузов по обновлению содержания образования.В заседании участвовали представители Министерства образования и науки РФ, члены Координационного совета по области «Образование и педагогические науки», представители вузов – участников проекта модернизации педагогического образования и вузы – участники учебно-методических объединений.С 15 июня по 3 июля 2015 года в 38 вузах – исполнителях и соисполнителях проекта модернизации педагогического образования прошла апробация независимой оценки сформированности профессиональных компетенций студентов (выпускников), обучающихся по модернизированным основным профессиональным образовательным программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки: психолого-педагогическое образование, педагогическое образование и специальное (дефектологическое) образование. Профили подготовки, по которым проводится апробация инструментария оценки: воспитатель, учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель основного общего образования, учитель среднего общего образования, педагог-психолог.В проекте модернизации педагогического образования определены:I. Результаты и эффекты: разработаны и апробированы программы подготовки педагогических кадров по основным направлениям образовательной области «Образование и педагогические науки» для всех категорий педагогических работников (педагогов дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов), соответствующие требованиям профессиональных стандартов и ФГОС общего образования; подготовлены предложения к актуализации (разработке) ФГОС следующего поколения (новые требования к образовательным результатам, структуре программ, условиям их реализации); библиотека модулей ОПОП, размещенная на общероссийском портале педагогическоеобразование.рф, доступная для вузов, реализующих программы подготовки педагогических кадров; независимая оценка сформированности профессиональных компетенций выпускников программ подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога; новые технологии подготовки педагогов, реализующие принципы деятельностного подхода и углубленной практической подготовки; профессорско-преподавательский состав вузов – участников проекта, прошедший повышение квалификации, обеспечивающее переход на новые принципы проектирования программ; широкое сетевое взаимодействие и кооперация вузов между собой (создание тематических кластеров по подготовке определенных категорий педагогических кадров); новые модели совместной разработки примерных основных профессиональных образовательных программ.II. Задачи дальнейшего развития:- расширение списка участников проекта;- профессиональная ориентация абитуриентов педагогических программ;- программы введения в профессиональную деятельность;- программы дополнительного профессионального образования.В октябре 2015 года пройдет Всероссийская конференция по обсуждению результатов проекта модернизации педагогического образования.В связи с этим руководителям межрегиональных и региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования (Архангельской области, Республики Башкортостан, Республики Бурятия, Волгоградской области, Забайкальского края, Калининградской, Калужской, Кировской областей, Республики Коми, Липецкой области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Республики Мордовия, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской областей, Пермского края, Ростовской, Самарской, Свердловской областей, Ставропольского края, Республики Татарстан, Томской, Тульской, Тюменской областей, Республики Удмуртия, Ульяновской, Челябинской областей, Чеченской Республики, Чувашской Республики и Ярославской области) как представителям профессионального сообщества необходимо обратить внимание на складывающуюся практику и проблемы сетевого взаимодействия организаций высшего образования и общеобразовательных организаций по реализации проекта модернизации педагогического образования, подготовки будущих педагогов.Информация субъектов Российской Федерации о мероприятиях по внедрению механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками размещена на сайте Минобрнауки России по адресу: http://минобрнауки.рф/документы/5933.Продолжение следует
Комментарии