2012 год по указу Президента РФ Дмитрия Медведева объявлен Годом истории. Что это означает для российской школы? Об этом шел разговор на очередном «Родительском собрании» радиостанции «Эхо Москвы».
Когда я услышал об этом указе президента, то прежде всего обрадовался, потому что благородное дело – дать народу правдивую историю, всеми мерами этому содействовать, скажем, увеличивать количество часов по истории в школе, количество исторических программ на телевидении, радио, в СМИ. Это все прекрасно, если за этим будет действительно обращение народа к правдивой, полнокровной, красивой, драматической и трагической истории народа, это замечательно.Но вместе с тем когда я узнал о том, что будут созданы комитет, рабочая группа, то сразу вспомнил те приемы, которые обычно здесь применяются, для того чтобы продвинуть замечательные идеи: совещания, рекомендации, протоколы, адресованные ведомствам, организациям, логическим заведениям. Я думаю, что за последнее время история и так привлекает огромное внимание. То есть привлекать внимание народа к истории было бы уже чересчур, потому что народ наш действительно в условиях переходного периода, очень сильной идеологизации, различного рода предвыборных кампаний уже стал исторически очень образованным и идеологизированным. Думаю, необходимо просто расставить акценты в отношении истории. История – это ведь очень острое оружие, которое можно использовать и для правды, и для неправды. Думаю, что этот указ говорит о большом идеологическом нетерпении наших руководителей, чиновников, людей от исторического фронта, которые близки к этим структурам.Что хотят сделать эти люди? Взять в свои руки исторический процесс, трактовать его, расставить акценты, показать свою правду так, как они понимают это в условиях современного идеологического мира. Все это крайне опасно. Как историк, как научный сотрудник, я считаю, что историческая правда вырабатывается не директивами, не указами, не различными действиями контрольного директивного порядка, а только путем дискуссий, выработки настоящего научного консенсуса среди ученых, деятелей образования, среди авторов учебников. Процесс этот очень длительный, спокойный, в основе своей научный, аккуратный, далекий от идеологии, вот таким путем и надо идти!Но сегодня уже звучат слова: нужен один учебник истории, пора ввести цензуру. То есть люди начинают проводить свои взгляды, направленные на борьбу с инакомыслием, а этого нельзя допустить. Я думаю, что наш президент, когда подписывал указ, руководствовался самыми благородными мотивами.Преподавание истории в школе, думаю, связано в основном с подготовкой качественных учительских кадров. Мы представляем себе, что все учителя одинаковы, но немало замечательных учителей, людей, у которых есть чему поучиться и ученому, и научному сотруднику, которые знают много, читают много, следят за дискуссиями, прогрессивно мыслят.Что значит прогрессивно мыслить в истории? Для меня прогрессивно мыслить в истории – это понимать историю как развитие личности человека, как развитие качества жизни человека от древности до современности. Я помню, во время беседы с одним из наших руководителей он меня спросил: «Как вы, историк, понимаете прогресс истории?» Я сказал, что прогресс истории – это прогресс личности. Если человек понимает эту историю как прогресс личности, он настоящий историк. Если он не понимает этого и мечется около экономики, около политики, около личности, которые тоже имеют большое значение, это историк неважный. У нас как раз много хороших историков, которые понимают эту проблему, но есть люди, закостенелые в старой системе, особенно люди пожилого возраста, которые в основном руководствуются старыми догмами, не отказываются от них.Недавно в присутствии руководителя страны выступал один учитель из Якутии, заслуженный, очень пожилой человек, и буквально разнес по кусочкам все современные исторические подходы, которые страна, наука вместе с образованием, с издательствами буквально выстрадала. Но мы слушаем слова этого учителя, и возразить трудно, потому что человек так сформировался. Я думаю, дело в кадрах, в обучении учителя, в подтягивании его к таким понятиям, как «прогресс и история», «прогресс и личность», «комфорт жизни» духовный и материальный, который действительно определяет уровень всей исторической тематики. Думаю, что в этом все-таки все дело, если так можно сказать.Я думаю, что патриотизм – понятие многомерное и полное противоречий. Любая правда в истории практически очень патриотична. Вот мы говорим о Минине и Пожарском: замечательные люди, замечательное движение, подняли и сплотили Русскую землю, в Ярославле организовали правительство, взяли Москву, освободили страну от ига иноземцев и прекратили внутреннюю смуту. А что было дальше? Дальше Минин и Пожарский передали власть добровольно в руки синклита, который избрал Михаила Романова, тот утвердил по мере развития сильную тенденцию к абсолютизированной власти, сильную монархическую власть. Я думаю, что рассказывать обо всем этом патриотично, потому что рассказ правдиво показывает многомерность нашей истории: и великий подвиг Минина и Пожарского, и необходимость в тяжелейших условиях новому правительству Романова возрождать страну теми средствами, которые были под его рукой. Других методов не было, но это тяжелейшие налоги, жесточайшие репрессии по отношению к недовольным, подавление вольнолюбивых тенденций прежнего времени, периода смуты, тяга к избранию монархов, к земскому собранию были задавлены, но благодаря этому страна поднималась, возрождалась, победила Польшу, в конце концов она подошла к эпохе Петра Великого. Я думаю, что рассказ об этом патриотичен, потому что это показывает историю величайшей страны! То же самое знаменитая эпоха 1812 года: с одной стороны, патриотизм, подъем, с другой – масса явлений, которые высвечивали негативные явления нашей истории, закончившиеся в конце концов тем, что Александр I прошел по мосту Аустерлица в Париже. Все это боль, горечь, но гордость за страну. Все это не противоречит патриотизму, это чувство патриотическое! Это чувство, которое вело вперед Пушкина, Чаадаева, Горького. Бунин в одном из своих писем писал: «Я много люблю в России, но я много в ней и ненавижу, я много в ней, в этом народе не люблю». А Бунин был замечательным человеком, патриотом России! Он любил действительно народ в большом, многомерном понимании этого слова. Вот это патриотизм! Я понимаю патриотизм как понятие очень сложное, интересное, глубоко историческое. Если мы будем воспитывать на элементарных вещах, на каких-то догмах, скрывая другие вещи, это будет не патриотизм, а неизвестно что.Когда Карамзин закончил свой 9-й том, посвященный опричнине Ивана Грозного, показал всем мерзость опричнины, мерзости Ивана Грозного в последние годы его жизни, он положил этот том своему цензору – Александру I – на стол. В это время уже отдельные главы были зачитаны, все ортодоксы, все патриоты поднялись против: как это можно – так показать историю своего Отечества, так рассказывать об опричнине. Александр I все прочитал, был не в восторге от того, как Карамзин показал Ивана Грозного и опричнину, но сказал: «Печатать!» Я думаю, что это замечательный пример патриотизма. Когда сегодня мы смотрим историю Карамзина и читаем 9-й том, мы в целом оцениваем эту работу как глубоко патриотичную и правдивую. Я думаю, что это был замечательный пример контроля в эпоху самодержавия, когда человек был против этого в душе, но сказал: «Печатать!»Развитие сознания народа, в том числе исторического, – вопрос времени, а не вопрос, связанный с указом или комиссией.Я убежден, что учитель должен на уроках в школе учить правдивой истории России.Представить себе, что трактование истории может отталкиваться от каких-то изменений, происходящих каждый год или каждые 5 лет, в какой-то промежуток времени, невозможно. Это нереально, потому что даже внедрение любого нового учебного комплекта потребует времени. Если мы будем еще исходить из представления о том, что существует какая-то высшая инстанция, которая может определить, правильный учебник или неправильный, то можно поставить крест на историческом образовании, ибо это невозможно.При всем при этом в существующем ныне пространстве учебной исторической литературы для специалиста существует относительно очевидный список учебников, заслуживающих доверия, это связано и с профессионалами, которые учебники создают, и с именами, которые стоят за этими учебниками, в том числе и с грифами, которые на них стоят. При этом существует огромное количество разного рода пособий, которые весьма сомнительны с точки зрения их пользы и качества. Сегодня говорят, что нужен один учебник истории, но я категорически против такого подхода. Я понимаю, чем руководствуются сторонники единого учебника: существует огромное количество мишуры, от которой хотелось бы отказаться, и самый простой путь – выбрать что-то одно. Но во-первых, нынче это невозможно, хотя можно вспомнить советские времена, когда все было просто, понятно и существовал единый комплект учебников, и работать было легче: все стройно, системно, из года в год оттачиваешь мастерство, все замечательно, но крайне далеко это от исторической науки. Во-вторых, для тех учителей, которые вкусили преподавание в хорошем смысле слова – свободное, далекое от серьезного давления извне, в предшествующие, пусть и полные неразберихи годы, единый учебник – крайне печальный вариант развития событий. Конечно, должна существовать некая экспертная комиссия, некое профессиональное сообщество тех людей, которые были бы способны оценить и дать некую рекомендацию по использованию литературы или по ее неиспользованию.Министерство образования и науки РФ нынче дает свой гриф учебникам, однако я не убежден, что это единственный возможный путь, хотя и на него можно опираться, ведь все равно существует выбор из достаточно широкого списка учебников. Наше представление о том, что было до нас, типично российское представление, но, я думаю, патриотизм – умение говорить правду в лицо своему Отчеству, но принимать его в том виде, в котором оно существовало и существует. Тут не страшно соединить стыд с гордостью и обожанием, более того, гордость и обожание истории в некоторых моментах просто переплетаются. Этим летом мы были с ребятами в походе в Крыму, была экскурсия по Севастополю, я думаю, было глубоко патриотично то, что ребята испытывали, когда мы все это обсуждали, те мысли, которые они вслух высказывали.
Комментарии