…сумма не меняется, а вот от перестановки слов зачастую меняется содержание. В этом я в очередной раз убеждаюсь не только как учитель словесности, но и как классный руководитель… Или руководитель класса?
Сегодня уже нельзя отрицать тот факт, что роль классного руководителя в системе образования значительно изменяется. С января прошлого года, когда была создана Ассоциация классных руководителей Москвы, стало понятно, что грядут перемены, на нас теперь возлагается не просто большая ответственность, а во многом иные функции. Нужно быть не просто воспитателем, который помогает ребенку адаптироваться в социуме, а настоящим проводником в будущее. Иными словами, надо не плыть по течению, решая (или не решая) попутно возникающие вопросы, а ставить четкие цели и добиваться конкретных результатов. Задача же у всех нас одна – сделать так, чтобы каждый ребенок в классе стал успешным, смог раскрыть свой потенциал.В последнее время все чаще речь заходит о том, что должность классного руководителя становится управленческой, теперь мы должны стать руководителями класса. В чем разница? Лично я тонко чувствую эту грань. Классный руководитель – это в первую очередь наставник, воспитатель в широком смысле слова, а классный коллектив по-прежнему основное звено в воспитательной системе, это социум ребенка. Руководитель класса же (как я это понимаю) – управленец, менеджер, выполняющий преимущественно административные функции. Классик менеджмента А.Файоль, раскрывая смысл административной деятельности, поясняет: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Это, в моем понимании, тьюторские, кураторские функции. Конечно, применительно к школьной деятельности этим ограничить роль классного руководителя нельзя.Вот что пишут о классном руководстве мои коллеги:«Чем больше я даю, тем больше я имею!»«Огромная ответственность за судьбы детей».«Творческая самореализация».«Тяжелый физический и моральный труд».«Возможность ощутить себя главой огромной семьи, где у каждого свой характер, свои особенности и интересы».«Забота. Стремление открыть детям мир в широком смысле».Из большинства ответов становится понятно, что пока ни о каком менеджменте и управлении речь не идет. Чтобы что-то изменить, мало одних лишь критериев оценки деятельности классного руководителя. Нужен другой статус, вес в педагогическом коллективе, нужны другие установки. При всем этом важно помнить, что классный руководитель – это еще и предметник, у которого порой просто на все не хватает времени и сил. Соответственно, при новых обязанностях, при достойной оплате уменьшать нужно будет почасовую нагрузку.Понятно, что при выработке обновленных документов, регламентирующих деятельность классного руководителя, критериев оценки качества его труда важно учесть все грани его профессиональной деятельности. Ведь подчас это невидимая, но кропотливая, подлинно индивидуальная работа. И важно в попытке оцифровать труд классного руководителя не лишиться самой главной составляющей – неравнодушия учителя к ребенку, воспитанию человека.К чему приведут все эти изменения? Время и результаты покажут. На мой взгляд, необходимо в этих переменах (надеюсь, что к лучшему) не потерять главное – взаимосвязь учителя и ученика. Не хотелось бы, чтобы новый руководитель класса превратился в функционера. Ведь так важно уметь не только дать исчерпывающий ответ на вопрос ребенка, вовремя его проинформировать о чем-либо, построить траекторию его развития, направить и проконтролировать, но и просто иной раз выслушать и поговорить. О жизни, которая дается человеку один раз… И пусть никому не будет мучительно больно.Екатерина КАРАСЕВА, классный руководитель 11-го «Д» класса школы №1502 при МЭИ, член Ассоциации классных руководителей Москвы
Комментарии