search
main
0

​От чтения – к самоопределению в культуре и творчестве

Библиотека – это место циркуляции информации, в которой библиотекарь и читатель соединены в едином коммуникативном пространстве. Это дает возможность создать в библиотеке условия для развития творческих способностей учащихся путем их вовлечения в проектную деятельность.

Творческие способности заложены в каждом ребенке, но это не означает, что они обязательно проявятся. Творческую деятельность следует развивать. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов (потребностей), знаний и умений, определенного темперамента, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Не менее важными условиями развития творческой личности ребенка должны быть умение взаимодействовать в социальной среде, появление коллектива единомышленников, создание таких условий в школе как нельзя лучше возможно в библиотеке. Чтение развивает интересы и творческий потенциал каждой личности, позволяет ориентировать ребенка на самостоятельный выбор жизненного пути, созидательное поведение и труд.Включившись в 2007 году в работу экспериментальной площадки «Библиотека в Школе будущего», творческий коллектив нашей школы выбрал для себя такую тему исследования: «Самоопределение читателя в культуре и творчестве через проектную и исследовательскую деятельность». Мы поставили перед собой цель найти такие темы для проектов, которые были бы напрямую связаны с книгой, воспитали творческого читателя, грамотного и активного пользователя информацией. Проекты ребят, начавшись однажды, не заканчиваются, а переходят на следующий уровень развития, углубляются или расширяются.Новые стандарты образования акцентируют внимание на деятельностном подходе к обучению. Для осуществления этого подхода как нельзя лучше подходит такая форма работы, как проектная деятельность. Проектные технологии позволяют учителю лишь озадачить ребенка, дать ему ориентиры в работе, а всю основную поисковую, исследовательскую, творческую работу ребенок делает сам. Задача учителя в этой ситуации – помогать учащемуся, направлять его и контролировать.Один из проектов, над которым мы работаем уже пятый год, – составление лингвистических словарей («Словарь неологизмов маяковского (Есенина)», «Словарь морфем», «Словарь имен и фамилий (учащихся какого-либо класса)», «Топонимический словарь микрорайона Жулебино»). Работа эта заинтересовывает ребят, они охотно в ней участвуют, ее цель – научить учащихся работать со справочной литературой.Задачи, которые стоят перед учащимися:- развитие языкового чутья;- развитие ассоциативного мышления;- формирование умения отбирать нужную информацию;- развитие умения работать с компьютером;- приобщение к самостоятельной деятельности в определенной образовательной ситуации.Они проходят несколько этапов работы:- поисково-аналитический (определение темы проекта, цели работы, определение творческих заданий);- практический (выполнение творческих заданий);- презентационный (подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение возможностей использования продукта проекта);- контрольный (анализ результатов выполнения проекта).Одним из самых интересных для ребят стал проект «Словарь имен и фамилий нашего класса». Работа над проектом совпадает по времени с изучением темы «Ты и твое имя» в 6-м классе. Библиотекарь предлагает каждому ученику составить одну страничку словаря. На ней ученик пишет свое имя, объясняя его значение и происхождение, указывает возможные версии происхождения своей фамилии. Материал располагают все одинаково (горизонтально или вертикально – по договоренности). В процессе работы дети пользуются словарями и справочниками, например «Словарем русских фамилий» Никонова.Листы собирают, располагают по алфавиту. Руководитель проекта редактирует тексты учащихся, пишет вступительную статью. Техническая группа (3-4 ученика) работает над компьютерной версткой словаря. Презентация проходит в день проектов в школе.Аналогично мы работаем над «Топонимическим словарем микрорайона Жулебино», только теперь каждый ученик готовит страницу об одной улице (проспекте, бульваре).Представляя свои проекты другим учащимся, дети учатся ораторскому искусству. Участниками проекта, таким образом, становятся и авторы, и слушатели, все получают полноценное художественное воспитание, углубляют свою эмоциональную жизнь, воспитывают способность владеть и управлять своими чувствами.Работа по составлению словарей, издание ежегодного школьного литературного альманаха, заседания литературных гостиных превращают библиотеку в центр филологического творчества учащихся. Это усиливает роль библиотеки в школе, привлекает внимание ребят к ней. Анализируя читательские формуляры учащихся, мы отмечаем увеличение книговыдачи, изменение тематики чтения, активное участие детей во всех мероприятиях школьной библиотеки. Дети ждут новых библиотечных уроков и конкурсов, с удовольствием в них участвуют.И.ПОДКОЛЗИНА, заместитель директора по ЭР школы №1738;Е.ДОЛГИХ, заведующая библиотекой школы №1738

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте