В рамках V съезда Российского психологического общества прошла пресс-конференция на тему «Человек в обществе риска: альтернативы и сценарии развития».
Участники пресс-конференции отметили, что современный человек живет в постоянно ускоряющемся темпе. Все больше и больше развивается телекоммуникационная сеть, усиливается виртуализация общества – все это сказывается на сознании человека, которое вынуждено подстраиваться под новые условия, вырабатывать новые навыки и механизмы защиты. Современный человек уже с раннего детства начинает формироваться совсем по-иному, нежели его родители или даже старшие братья и сестры.- Исследования нашего университета показывают, что дети очень сильно изменились, – отметил ректор МГППУ Виталий Рубцов. – У них совершенно иные формы воли, внимания, памяти. И все это, без сомнения, должно учитываться в образовательном процессе.По словам Виталия Рубцова, этот аспект прежде всего учитывается в новом стандарте образования для начальной школы. Стандарт разработан на базе современной научной психологической теории с опорой на деятельностный подход и культурно-историческую школу. Это означает, что ведущей формой работы с детьми становится активное взаимодействие ребенка с учителем, а также детей между собой. Новый ФГОС предполагает не только получение школьником знаний, но и умение ставить перед собой задачи, решать их, взаимодействовать с другими детьми, понимать их.По мнению участников пресс-конференции, сегодня психология и образование связаны достаточно тесно, однако эта взаимосвязь несколько изменилась. Психолог в школе больше не может оставаться наблюдателем и сопровождающим, он должен быть активным участником образовательного процесса. Должен измениться и сам педагог. Если новый стандарт позволяет выстраивать для каждого ребенка индивидуальную схему обучения, то для правильного выбора этой схемы без знания психологии не обойтись. А это ведет к тому, что нужна коррекция стандарта подготовки педагогов с учетом новых требований психологической подготовки.- Человек с раннего детства может либо двигаться к достижениям, преодолевая препятствия, либо стремиться избежать неудач, занять охранительную позицию, – отметил декан факультета психологии Томского государственного университета Эдуард Галажинский. – Чтобы человек был нацелен на достижения, нужно его мотивировать на их свершение. В психологии даже существует такой термин – «мотивация достижения». К сожалению, до сих пор в нашей стране осознанное формирование таких стратегий не являлось предметом образования и психологии.По словам психологов, мотивировать детей на самые простые достижения можно с самого раннего детства – через сказки.
Комментарии