Как давно ваш ребенок говорил вам: «Давай сходим в музей»? А насколько часто вы слышите от него унылое «опять с классом в музей надо идти»? Как-то незаметно сформировалось у школьников представление о музейной экскурсии как о чем-то тоскливом, скучном, ненужном. Причин этому множество: от семейного воспитания до, что скрывать, далеко не всегда добросовестных работников музеев. Подчас и взрослому человеку, пришедшему в музей по зову сердца, становится невыносимо скучно от невыразительного и невнятного вещания экскурсовода, а уж что говорить о детях.
Современный ребенок, действительно, с трудом концентрируется, удерживает внимание на одном объекте: слишком много информации он получает из окружающего мира, а вот фильтровать ее, отбирать главное, сосредотачиваться он еще не умеет. Кроме того, зачастую у школьника не сформирована потребность в приобщении к культурно-историческим ценностям. И все же сегодня музеи не пустуют: на сайте любого московского музея вы увидите наряду с традиционными экскурсиями предложения провести с детьми квест, интерактивную экскурсию, игру, мастер-класс, лабораторные занятия. И все это, несомненно, привлекает внимание, заинтересовывает, но вот что остается в памяти? Театральный костюм экскурсовода, игры? Какие знания и навыки получают школьники во время таких экскурсий? И пойдет ли ребенок в музей, в котором не будет развлечений? Вопросов возникает множество. Один из ответов – проект «Урок в музее», который был запущен в 2014 году Департаментом культуры и Департаментом образования города Москвы в рамках Года культуры в РФ. Согласно проекту уроки строятся на основе музейных коллекций и призваны дополнить и разнообразить учебные программы по разным школьным предметам. Такой урок или цикл уроков связан с конкретными разделами, темами и предполагает задания самого разного уровня: от воспроизведения материала до исследовательского и творческого компонента. Авторами таких уроков стали сотрудники музеев, но постепенно сами учителя начали разрабатывать сценарии музейных уроков, исходя из специфики классов, профилей и интересов своих учеников.Проект «Урок в музее» успешно реализуется в школе №46. Первоначально поход в музей представлял собой лишь закрепление материала, но таким образом не использовались все ресурсы музея. В связи с этим постепенно стал создаваться банк заданий, ориентированных на поиск, анализ, сопоставление. В качестве примера можно привести серию уроков в Третьяковской галерее, посвященную отечественной исторической и бытовой живописи. Цикл занятий проводился в рамках уроков истории, литературы и МХК. Сравнить восприятие человека художниками разных стилевых направлений и объяснить это историческими реалиями, найти исторические неточности и понять их причины, подобрать «иллюстрации» к изученным литературным произведениям – задания разнообразные, разноуровневые и творческие. Да, разумеется, все это можно проделать и с помощью книг, открыток, Интернета, не выходя из класса, но особая музейная атмосфера, живое общение с экспонатами ничем не заменить. И если подобные задания, выполняемые на уроке или дома, вызывают у школьников недовольство, то, придя в музей, они с удовольствием справляются с поставленными задачами, даже не подозревая, что таким образом развивают метапредметные навыки и закрепляют изученный материал. К 10-11-му классу это становится осознанной необходимостью, и тогда мы уже имеем дело с совершенно другим уровнем мотивации. Аналогичную цель учителя преследуют, организовывая участие школьников в метапредметной олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Организаторы олимпиады, несомненно, хотели привлечь насколько возможно большее число школьников к посещению московских музеев, и своей цели они достигли. К сожалению, зачастую посещение музея в рамках олимпиады сводится к тому, что команда или индивидуальный участник стараются как можно быстрее найти ответы на вопросы, проходя (пробегая) по залам музея, не задерживаясь у витрин и экспонатов, которые «не задействованы» в олимпиадных заданиях. А ведь какая это замечательная возможность воспитать у ребят культуру посещения музея, научить внимательно рассматривать экспонаты и, что немаловажно, читать их описание. Поэтому сложилась традиция посещать музеи разновозрастной группой. Выполнил свои задания? Помоги другим. Увидел экспонат или информацию, по которым нет вопроса у тебя, но они нужны другой команде? Подскажи, где ты это видел. Да, начиналось все не так радужно: ребята просто стояли с вопросами посреди зала, не понимая, где, что и как искать. Зато теперь они сами могут проводить маленькие экскурсии по музеям. Пусть запоминается не все, но о нескольких экспонатах они расскажут подробно и красочно. Своим опытом и эмоциями поделились ученики 7-8-х классов:- Участвуя в олимпиаде, мы ставим и свои цели: узнать побольше о Москве и ее культуре, освоить новые для многих районы города, особенно центральные, научиться самостоятельно искать информацию и многое другое, что может пригодиться в жизни. Мы не просто идем в музей выполнять задания – мы изучаем на карте место, куда отправляемся, прокладываем маршрут от школы, по дороге слушаем рассказ учителя о музее, об известных людях. Так мы знаем теперь о загадочном Вильяме Брюсе, о великой любви графа Шереметьева, о жизненном подвиге Николая Островского, о том, как упорно шла к своей мечте Мария Ермолова.Олимпиада не только возможность открыть для себя новые музеи, узнать, увидеть что-то новое – это прогулки по историческому центру Москвы, это возможность подурачиться с огромными сосульками, прокатиться с горки на бульваре, полюбоваться старинными домиками – а их сохранилось так мало! Это время, проведенное вместе, и не важно, в каком ты классе – в 5-м или в 8-м. У нас общее дело и общие интересы! Можно ставить любые цели и не достичь их. Можно только предполагать результаты и неожиданно для себя обнаружить, что цель достигнута. Ребятам нравится ходить по музеям – не с экскурсоводом, который зачастую не обращает внимания на то, что заинтересовало детей. А именно так: в поиске, когда можно задержаться у полюбившегося экспоната, задать любой вопрос и самому же на него ответить, радуясь собственной сообразительности и внимательности. Знаете, что изменилось в ребятах? Они научились ходить по музейным залам. Вдумчиво. Внимательно. Самостоятельно. Не бежать вперед в поисках ответов, а смотреть и рассматривать, искать, размышлять, удивляться и радоваться знакомым предметам. Каждое посещение музея – маленькое открытие. Не только экспозиции, но и себя самого. И неудивительно, если в результате ваш ребенок скажет: «Давай пойдем в музей!» Татьяна ГЕРАСИМОВА,заместитель директора по управлению качеством образования школы №46
Комментарии