search
main
0

​Огромный мастер-класс,. или Один супердень из хроники «Воспитателя года России»

Всего пять дней заключительного тура «Воспитателя года России»-2017. Кажется, совсем немного. Но по насыщенности для всех участников этого события – и конкурсантов, и членов жюри, и групп поддержки, и организаторов – каждый день конкурса похож на год интенсивной работы, учебы, общения. Не повторяя хроники этих дней, которую легко можно найти на сайте 2017.vospitatel-goda.ru, остановлюсь на самой, пожалуй, активной дате – 9 ноября. В этот день прошли и главное конкурсное испытание – педагогическое мероприятие с детьми, и конференция по дошкольному образованию, и подведение итогов второго тура.

Здесь нет конкурентовПедагогические мероприятия с детьми состоялись в десяти детских садах города Рязани. Жаль, что физически было невозможно побывать везде. Попала только в один детсад, №119, вместе с конкурсной группой 7, и не пожалела! Атмосфера царила творческая, дружеская, мероприятия были одно другого интереснее, жюри доброжелательное, а сплоченность седьмой группы участников поражала (хотя, подозреваю, в других группах наблюдалось нечто подобное).Мне показалось, что весьма важная часть этого конкурсного испытания – то, что следует в финале, общение экспертов и воспитателей со всей России. Несколько реплик с этой встречи я хочу привести здесь, чтобы вы могли почувствовать эту атмосферу – и те, кто, любопытствуя, наблюдает за конкурсом, и те, кто планирует в нем участвовать.Ольга СОЛОМЕННИКОВА, заведующая кафедрой дошкольного образования Академии социального управления, руководитель группы жюри:- Прежде всего, я бы хотела поблагодарить членов жюри, которые смогли сюда приехать, несмотря на конец года, отчеты… Это специалисты дошкольного образования, которые чувствовали вас, уважаемые участники, старались объективно оценить каждого из вас. Дорогие педагоги, каждый из вас поставил перед нами очень сложную задачу. Кто-то был лучше в чем-то одном, другой в чем-то другом зарекомендовал себя, показал на более высоком уровне. Мы были честны перед собой и вами, когда выставляли баллы. Вы не воспринимайте их на подведении итогов второго тура как обиду, личную претензию. Каждый из вас дал нам возможность задуматься о том или ином аспекте своей работы. Мы очень благодарны вам, потому что увидели новые технологии, увидели талантливых педагогов. Мне показалось, что воспитанники этого детского сада никогда бы не почувствовали, что вы откуда-то приехали, если бы вы им это не сказали. Вы уже стали победителями конкурса в своих регионах, это большой успех, большое достижение. Дальше идет по нарастающей. Требования к конкурсантам каждый год ужесточаются, потому что сам конкурс поднимается на новый уровень. В этом году проводим не только конкурс, но и конференцию по дошкольному образованию…Татьяна МИРОНОВА, воспитатель детского сада №6 города Воткинска Удмуртской Республики:- Спасибо за доброжелательное отношение членов жюри к нам! Если бы не ваша поддержка, мы бы намного некомфортнее себя чувствовали. Мы сюда везли самое лучшее, что есть. Каждый в своем регионе обкатывал мастер-классы. Мы выявляли свои пробелы, учились, прежде чем приехать сюда, интенсивно работали над собой. Я уже не говорю о том уроке, который каждый из нас получил здесь, в том числе уроке стрессоустойчивости.Маргарита ЕЖОВА, инструктор по физической культуре детского сада №57 города Пензы:- Порой сложно понять, что показывать на мастер-классе, ведь еще есть тема педагогического мероприятия с детьми, которую вытягиваем по жребию, стараемся, чтобы мероприятие отражало тему мастер-класса. Надо и технологию показать, и чтобы возраст совпал с технологией… Есть свои подводные камни. Но на то это и конкурс! Мне говорили: «На конкурсе ты о себе узнаешь много нового. В смысле профессионализма, стрессоустойчивости, будут моменты, которых от себя не ожидаешь». И правда, сама не знаешь порой, откуда берешь идеи. Они возникают на конкурсе. И хочу сказать большое спасибо детскому саду, атмосфера здесь очень доброжелательная. Вчера, когда побывали здесь, чтобы проверить оборудование, сразу все успокоилось внутри, захотелось сюда вернуться. И коллегам спасибо – у нас очень дружная группа! Вроде конкуренты, но когда мы дружим, мы объединяемся, здесь нет конкурентов.Реплика из группы участников: «Конкурс – это огромный мастер-класс!»Наталья ТУМАНОВА, воспитатель средней школы №619 Санкт-Петербурга:- Когда я была на городском конкурсе, мне задали вопрос: «Что такое с вашей точки зрения единое образовательное пространство дошкольного образования?» Когда мы вчера были на мастер-классе, я ощущала себя в Санкт-Петербурге. Я даже забыла, что нахожусь в Рязани, такая была чудесная атмосфера. Мы все из разных регионов, работаем по разным методикам и программам, но мы все в одном русле и все понимаем друг друга. И дети понимают нас. Я для себя отметила, что мы работаем в едином образовательном пространстве. Любой педагог из любого региона может работать с ребенком в любом городе России. Границ никаких.Марина ЕВДОКИМОВА, учитель-дефектолог детского сада №24 города Воркуты Республики Коми:- Мне говорили: «Когда поедешь на конкурс, не переживай, просто постарайся получить удовольствие». Думаю: как же это так? А я и правда сегодня получила такое удовольствие! Какие замечательные дети! Спасибо огромное детскому саду, добрым, отзывчивым людям, которые работают здесь.Кстати, удивительно, как буквально через два дня слова председателя Общероссийского Профсоюза образования Галины Меркуловой на церемонии закрытия конкурса практически повторили главную мысль воспитателей и экспертов: «Здесь рождается и расширяется профессиональное сообщество. Я думаю, вы обрели много контактов, друзей. Думаю, что мы с вами не потеряем связь».Рязань – душа РоссииКонференция по дошкольному образованию, впервые проведенная в рамках конкурса «Воспитатель года России», началась с доклада министра образования и молодежной политики Рязанской области Ольги Щетинкиной. Доклад Ольги Сергеевны был составлен по всем правилам этого особого искусства. Она говорила о финансировании дошкольного образования, о кадрах и системных вопросах. Вместе с тем министр рассказала о жизни региона, о том, чем гордится дошкольное образование Рязанской области. Вот фрагмент ее выступления:- Рязанская область – это земля, у которой замечательная история, исконно русская земля, именно здесь происходили многие события, которые повлияли на развитие России в целом. История Рязанской земли начинается с XI века, хотя люди здесь жили гораздо раньше. Существует такое выражение: «Рязань – это душа России». Насколько это так, решать вам.Рязанская область – один из хорошо освоенных и плотно заселенных регионов России с общей численностью населения более одного миллиона человек. Наибольший удельный вес в экономике региона составляют промышленность, торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь. В Рязанской области есть предприятия, которые оказывают серьезное влияние на развитие экономики всей РФ. Развитие образования Рязанской области осуществляется с учетом места региона в экономике Центрального федерального округа и Российской Федерации в целом, а также в связи со сложившимися тенденциями социально-экономического развития.Преимущество системы дошкольного образования Рязанской области – развитая инфраструктура. У нас 324 дошкольных образовательных организации, из них 318 – муниципальные и 6 – негосударственные. При этом в 107 общеобразовательных школах существуют дошкольные группы или филиалы детских садов. Общее количество воспитанников системы дошкольного образования превышает 48 тысяч человек. При этом организационно-правовые формы дошкольных образовательных организаций у нас различны. Основную долю составляют бюджетные организации, их 302. 12 автономных и 4 казенных. Во всех образовательных организациях реализуются федеральные государственные образовательные стандарты. Кроме того, детские сады предоставляют дополнительные образовательные, оздоровительные, коррекционные и развивающие услуги.Демографические изменения и миграция населения в нашем регионе, как и в целом в Российской Федерации, приводят к дисбалансам в комплектации дошкольных образовательных организаций. Так, на начало 2017 года средняя наполняемость группы в детском саду составляет 23 человека, в дошкольных группах, работающих при школах, – 14 человек. Хотя вы сами понимаете, что наполняемость групп в городе Рязани и в сельских дошкольных образовательных организациях отличается.Образование – не только важный ресурс экономики, но и средство обеспечения социальной стабильности региона. Поэтому особое внимание уделяется доступности дошкольного образования. В регионе проведена большая работа в рамках федерального проекта по модернизации региональных систем дошкольного образования. За пять лет было построено и реконструировано 27 детских садов. Тем самым мы полностью обеспечили доступность дошкольных организаций для детей от 3 до 7 лет. Вместе с тем анализ демографической ситуации свидетельствует о ежегодном росте числа дошкольников в регионе. И это хорошо! Поэтому работа по созданию мест в детских садах будет продолжена. После завершения проекта в регионе ежегодно сдается по одному детскому саду. Это мало, потребность гораздо больше. Но такой режим позволяет все-таки не стоять на месте, а двигаться вперед.Мы расширяем образовательное пространство за счет развития альтернативных форм дошкольного образования. Сегодня в регионе функционирует 150 консультационных пунктов. Их услугами охвачено 8 тысяч родителей. Более 700 детей посещают адаптационные группы кратковременного пребывания, основная идея которых – создать благоприятные психологические условия для адаптации детей к детскому саду. Следует отметить положительную динамику роста дошкольных образовательных услуг для детей с особыми потребностями. Второй год в детских садах региона реализуется государственная программа «Доступная среда». На создание универсальной безбарьерной среды, а также оснащение специализированным оборудованием 29 дошкольных образовательных организаций из федерального и регионального бюджетов за два года было выделено 46 миллионов рублей. В настоящее время в 132 детских садах созданы условия для детей с различными категориями ограничения здоровья, включая наличие адаптированной образовательной среды, специально обученных работников, возможностей беспрепятственного доступа детей в помещения.В большинстве детских садов созданы условия для элементарной исследовательской деятельности, открыты кабинеты ЛЕГО-конструирования, музеи, компьютерные кабинеты и что особенно приятно – мультистудии. Активно используются информационно-коммуникационные технологии, закладываются предпосылки ранней профессиональной ориентации. Активно развивается сетевое взаимодействие детских садов с другими образовательными организациями.Завершая свое выступление, Ольга Сергеевна сказала: «Я надеюсь, что в рамках обсуждений, состоявшихся на секциях, а также на пленарном заседании, вы для себя нашли решение тех проблем, с которыми сталкиваетесь, входя в свои дошкольные организации, приходя к своим детям».Каждый – важныйВсе проблемы решить не удалось, но очень важно, что участники конференции приблизились к пониманию, в каком направлении двигаться. Этому помогли выступления на пленарном заседании рязанского министра, а также заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Светланы Ермаковой и заместителя председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяны Куприяновой, которая и вела заседание.Важной частью конференции стали отчеты модераторов шести секций. Перенести на сцену актового зала рязанской школы №75, где проходила конференция, весь жар дискуссий и озвучить все идеи, прозвучавшие за два часа секционной работы, конечно, было невозможно. Но самое главное донести удалось.Секция «Здоровый дошкольник: роль семьи и воспитателя в оздоровлении ребенка»Юрий АНТОНОВ, доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, президент Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов:- Мы понимаем, что оздоровительная работа оказалась сейчас на периферии, в том числе и во ФГОС. Фраза «физическое развитие» пугает многих. Не физическое воспитание, физическая культура… В этом плане у нас очень важные предложения в проект резолюции. Мы предлагаем доработать и утвердить методические рекомендации по принятию мер, направленных на повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных организациях, в том числе по дифференцированному установлению компенсационных выплат персоналу. То есть мы предлагаем восстановить стимулирование за снижение заболеваемости в дошкольных образовательных организациях. Еще одну важную позицию выносим на обсуждение, она касается трепетного отношения к медицинским работникам дошкольных организаций. Надеемся на сотрудничество Минздрава России и Минобрнауки России. Необходимо восстанавливать медицинский персонал дошкольных образовательных организаций. Следующее важное предложение – восстановление загородных дач.Секция «Профстандарт педагога дошкольного образования»Ирина БУРЛАКОВА, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета:- Наша секция была очень эффективная и продуктивная. Основное содержание, которое мы рассматривали, касалось сложных вопросов: что из себя представляет профессиональный стандарт, каковы его основная его задача, функция. Болезненный вопрос – вопрос применения профстандарта сегодня. Коснусь нескольких предложений в резолюцию. Мы их все обсудили и приняли единодушно. Предлагаем обратиться к профильным министерствам для того, чтобы редакция профессионального стандарта больше соответствовала специфике специальности «Педагог дошкольного образования». Как выяснилось в ходе обсуждения, профессиональный стандарт касается очень многих сторон жизни педагога и в целом системы дошкольного образования, начиная с приема претендентов на ту или иную должность и заканчивая подготовкой и переподготовкой педагогов для системы дошкольного образования.Секция «Системная поддержка традиций и инноваций в дошкольных образовательных организациях»Татьяна ГРИЗИК, главный редактор научно-методического журнала «Дошкольное воспитание», член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию и науке Госдумы РФ:- Для того чтобы была действительно системная поддержка, нужно сделать следующее. Сегодня мы очень внимательно, бережно относимся к инновациям на всех уровнях, начиная с нормативных документов. И я бы сказала, у нас не совсем трепетное отношение к традициям. Я не говорю про народные традиции, говорю про педагогические, профессиональные и так далее. Ни одна инновация не рождается сама по себе. В любом случае мы, как страна с богатыми традициями, должны сохранять их во всех проявлениях, тем более в нашей системе. Суть наших рекомендаций к резолюции в двух словах такова: изучать практики с точки зрения разумного сохранения традиций. И было бы замечательно, если бы качество работы детского сада, педагога оценивалось не с позиций количества нововведений, а с позиций сохранения традиций. Самый лучший вариант – интеграция традиций и инноваций.Секция «Ребенок и воспитатель в высокотехнологичном обществе»Ольга СОЛОМЕННИКОВА, заведующий кафедрой дошкольного образования Академии социального управления:- В процессе дискуссии мы пришли к выводу, что целесообразно говорить о профессиональном ориентировании детей и ознакомлении их с новыми профессиями. Наша секция могла объединить в себе все другие секции, потому что ребенок и воспитатель в высокотехнологичном мире развиваются совместно, и мы не можем уже сейчас отставать от наших детей. Наши предложения: продолжить изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по проблемам развития педагогов и детей в условиях высокотехнологичного общества, использовать сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций с профессиональными ассоциациями по распространению и обобщению данного опыта, а также с вузами и системой повышения квалификации и переподготовки для организации научно-исследовательской работы по данному направлению. Хотелось бы, чтобы на следующих конференциях данная секция продолжалась, потому что многие вопросы остались открытыми.Секция «Современные образовательные технологии»Нина ФЕДИНА, и.о. ректора Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского:- На нашей секции мы обсуждали очень непростую тему. Мы отвечали на вопрос: возможно и необходимо ли внедрение дистанционных образовательных технологий в сфере дошкольного образования? Вы, наверное, удивитесь, но мы ответили на оба вопроса положительно. Есть два процента детей от 3 до 7 лет, не попавших в наши дошкольные образовательные организации, причем не по состоянию здоровья, а по другим причинам, в том числе территориальным. Это не вина Минобрнауки России, а уж тем более региональных министерств… Для нас каждый – важный! И дистанционные образовательные технологии в этом смысле могут помочь нам повысить доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7, и даже малышей до трех лет. Вторая тема: возможно ли внедрение дистанционных образовательных технологий? Возможно, при наличии определенных условий. Нормативно-правовые: пока профстандарт не введен, мы руководствуемся единым квалификационным справочником. В справочнике вы не найдете ни одной формулировки по должности, включая должность старшего воспитателя, связанной с ИКТ и уж тем более с дистанционными образовательными технологиями. От того, что этого нет даже в описании должности, нет и достаточных кадровых условий. Сегодня все на секции говорили, что никто не проходил специальные курсы, но все ИКТ и дистанционными образовательными технологиями в той или иной степени занимаются. И занимаются, увы, не всегда профессионально. Есть препятствия в виде материально-технических условий. Тот Интернет, который есть у «дошкольников», обслуживает администрирование и бюджетирование, однако для того чтобы работать с детьми в дистанционном режиме, нужны совершенно другие возможности.Секция «Развивающая предметно-пространственная среда»Наталья РЫЖОВА, профессор Института психологии и педагогики образования Московского городского педагогического университета:- Наши рекомендации по инклюзивному образованию: ввести спецификацию полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды, ввести экспертизу инклюзивной среды и спецкоэффициент для ее финансирования, не только через программу «Доступная среда», но и через надбавки воспитателям и старшим воспитателям. У нас есть предложения, связанные с указом Президента России об объявлении Года экологии. Предполагается ввести экологическую тематику во ФГОСы всех уровней. Для дошкольного образования это особенно важно, потому что у нас экологического образования нет, хотя практически все этим занимаются. Мы сформулировали предложения по обогащению развивающей предметно-пространственной среды природными объектами и созданию условий для общения детей с природой. Современные СанПиНы не дают возможность организовать общение детей с природой. Мы вносим предложение проанализировать некоторые положения СанПиНов и пересмотреть их. Мы хотели бы внести во ФГОС такое понятие, как «зеленый детский сад», это международная тенденция. Жаль, что у нас его нет, хотя уровень наработок в этой сфере у нас выше, чем во многих других странах.Татьяна Куприянова, завершая конференцию, сказала: «Работа продолжается. Надеемся, подобная конференция состоится и через год, чтобы мы могли с гордостью рассказать, что сделали для решения поднятых здесь вопросов».Эксклюзивное интервью с победительницей конкурса «Воспитатель года России»-2017 Дарьей Курасовой читайте в следующих номерах «МП»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте