Предмет «Социальная психология». Раздел II. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людейТип урока: комбинированный.Возраст детей: урок рассчитан на студентов III – IV курсов образовательного учреждения среднего профессионального образования 16-18 лет.
ЗадачиОбучающие: изучить особенности современной модели общения, его уровней, структуры; научить применять полученные знания в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.Развивающие: способствовать развитию навыков работы в малых группах, самоконтроля, взаимоконтроля.Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, дисциплинированности, развивать коммуникативные навыки.Методы: методический прием «зигзаг», словесные, наглядные, практические.Оборудование: экран, проектор, компьютер.Материалы: задания для работы в группах, учебные тексты, маркеры, фломастеры, магниты, листы формата А3, цветные жетоны. Оформление: на экране презентация; пространство: столы расставлены для работы в группах.Ход урока1. Организационный момент Метод обучения: словесный.Форма обучения: коллективная.Деятельность преподавателя: приветствие, разделение студентов на рабочие группы, проверка готовности к уроку.Деятельность студентов: приветствуют преподавателя, рассаживаются по группам.2. Актуализация знаний Метод обучения: словесный.Формы обучения: индивидуальная, коллективная.Деятельность преподавателя: способствует актуализации знаний, полученных на прошлом уроке, предлагает группе ответить на вопросы:1. Что такое общение с точки зрения социальной психологии?2. Какие виды общения вы знаете?3. Какие существуют средства общения?Сообщение темы и цели урока. Деятельность студентов: отвечают на вопросы преподавателя. 3. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знанийМетод обучения: словесный.Формы обучения: индивидуальная, коллективная.Деятельность преподавателя: мотивирует студентов на дальнейшую работу, сообщает тему, эпиграф, вместе со студентами формулирует цель урока, ориентирует их в предлагаемом к изучению материале, знакомя с планом урока; озвучивает систему оценивания.Деятельность студентов: записывают тему, вместе с преподавателем формулируют цель урока, записывают план. 4. Изучение нового материала Методы обучения: методический прием «зигзаг», наглядно-демонстрационный.Формы обучения: индивидуальная, групповая.Деятельность преподавателя: раздает студентам жетоны пяти цветов и предлагает разойтись в пять экспертных групп по цвету жетона, каждой группе выдает учебный текст, листы формата А3 и фломастеры.1-я группа: цвет оранжевый, текст «Особенности общения в современном мире» (приложение 1).2-я группа: цвет желтый, текст «Уровни общения» (приложение 2).3-я группа: цвет зеленый, текст «Перцептивная сторона общения» (приложение 3).4-я группа: цвет голубой, текст «Коммуникативная сторона общения» (приложение 4).5-я группа: цвет розовый, текст «Интерактивная сторона общения» (приложение 5).Преподаватель сообщает задание экспертным группам: «Ознакомьтесь с текстом, обсудите его и разработайте алгоритм предъявления для членов рабочей группы. Для этого используйте предложенные листы формата А3 и фломастеры. Время работы в группах – 15 минут». Во время работы студентов преподаватель подходит к каждой группе, контролирует ход работы, отвечает на вопросы, уточняет и поясняет задание. Деятельность студентов: расходятся в экспертные группы, работают с текстами, воспринимают, осмысливают новый материал и создают алгоритм его предъявления. Деятельность преподавателя: по истечении 15 минут преподаватель предлагает студентам вернуться в рабочие группы и объяснить полученную информацию остальным членам группы; составить плакат «Особенности современного общения» для предъявления всей полученной информации остальным группам. Время работы в рабочих группах – 10 мин. Мотивирует студентов на качественное предъявление и активное восприятие всей информации. Акцентирует их внимание на том, что оценка за урок будет выставляться не всей группе, а по результатам индивидуальной работы в ходе последующего выполнения практических заданий. Деятельность студентов: возвращаются в рабочие группы; каждый студент предъявляет полученную в экспертной группе информацию членам рабочей группы, воспринимает и осмысливает информацию, полученную от других членов группы. По истечении отведенного времени на доске при помощи магнитов прикрепляются составленные группами плакаты.Деятельность преподавателя: контролирует, все ли важные для последующей работы понятия отражены в плакате. В случае необходимости корректирует.Деятельность студентов: корректируют воспринятые и осмысленные знания.5. Закрепление полученных знанийМетоды обучения: практический, наглядно-демонстрационный.Форма обучения: индивидуальная.Выполнение практических заданий.Деятельность преподавателя: поясняет студентам дальнейший ход работы (решение практических заданий, предъявляемых на слайдах). Сообщает систему оценивания: за каждый правильный ответ студент получает жетон того цвета, который соответствует изученному блоку информации. Набравшие жетоны всех пяти цветов получают оценку «5» («отлично»), так как усвоен весь предлагаемый к изучению материал; жетоны четырех цветов – «4» («хорошо»), так как какой-то блок информации (тот, цвет которого не получил студент) остался не до конца осмысленным; оценки ниже «4» не ставятся, так как данный материал новый и, возможно, кому-то требуется больше времени для усвоения новых знаний.Деятельность студентов: выполняют задания, получают жетоны, осмысливают и корректируют усвоенную на уроке информацию.Деятельность преподавателя: контролирует выполнение студентами заданий. 8. Подведение итогов урокаМетод обучения: словесный.Формы обучения: индивидуальная, коллективная.Деятельность преподавателя: предлагает группе ответить на вопросы, выставляет, обосновывая, оценки студентам, подводит итог урока. Обобщает и разъясняет неясные моменты.1. Какова тема сегодняшнего урока?2. Что выделяется в качестве особенностей современного общения?3. Какие выделяют уровни общения?4. Какие стороны выделяют в структуре общения?Деятельность студентов: отвечают на вопросы преподавателя, делают вывод о необходимости знаний по этой теме в жизни и в будущей профессии.9. Домашнее задание, рефлексияМетод обучения: словесный.Форма обучения: фронтальная.Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Общение как социально-психологический феномен». Требования к выполнению: кроссворд должен содержать не менее 15 терминов; должны быть использованы термины, с которыми ознакомились в ходе изучения темы «Общение»; оформление: в тетрадях для практических и самостоятельных работ.Преподаватель проводит рефлексию. ПРИЛОЖЕНИЕ 1Особенности общения в современном миреОсобенности современного общения связаны и с ценностями, которые вносит в жизнь каждого социальный контроль, и с изменением образа жизни и его относительной стандартизацией в связи с развитием массовой культуры. В частности, последнее время для взаимодействия между людьми характерно преобладание массового и опосредованного общения над непосредственным. Если несколько веков назад между людьми преобладало непосредственное общение, то в последнем столетии доминирующими стали массовое и опосредованное общение. Что касается непосредственного взаимодействия, то следует отметить, что увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Особенно это заметно в больших городах, где сам образ жизни определяет неизбежность контактов совершенно незнакомых людей друг с другом. Например: поездка на работу в общественном транспорте, покупки в магазине, просмотр спектаклей – способы времяпрепровождения, связанные с многочисленными контактами. Особенностями таких контактов является то, что они многочисленны и поверхностны. Таким образом, назвать это общение качественным мы не можем. Популярность обучающих технологий общения связана именно с осознанием многими людьми своего неумения общаться. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразие каналов информации, приводит к противоречию между формой и средствами общения, с одной стороны, и его содержанием, глубиной – с другой. С одной стороны, есть возможность без труда установить контакт даже с теми, кто далеко. С другой – совершенствование средств связи не обеспечивает качество, глубину общения (существует так называемый феномен «одиночество в толпе»).Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения, что способствует увеличению доли квазиобщения в современном мире. Квазиобщение (от лат. quasi – приставка, обозначающая сомнительность, мнимость явления) – мнимое, воображаемое общение. Например, у индивида, просматривающего систематически какую-либо передачу, создается иллюзия знакомства с ведущими, ощущение, что он их хорошо знает, хотя на самом деле у него всего лишь определенное представление о телевизионном образе ведущего. Все перечисленные особенности современного общения снижают его качество повсеместно. Чем же определяется качество общения? 1) Уровнем, на котором происходит взаимодействие (фатический, информационный и личностный).2) Количеством потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения.3) Возможностями саморазвития личности.Задание: ознакомившись с материалом, составьте краткий план-конспект об особенностях современного общения. И ответьте на вопрос: как, по-вашему, можно преодолеть негативное влияние данных особенностей на качество общения?ПРИЛОЖЕНИЕ 2Уровни общенияОбщение может происходить на разных уровнях. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными, личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями и др.Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит характер автоматизма и ограниченности. Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания. Иногда этот уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – соглашение). Если слово «фатический» указывает на его пустоту, то слово «конвенциональный» определяет его стандартизацию. Стандартизация общения происходит в таких ситуациях, которые являются обычными, хорошо знакомыми индивидам, и поэтому взаимодействие происходит на уровне простой привычки. Такое общение не требует осмысления, не содержит в себе позитивных или негативных моментов, оно не является источником активности человека. В то же время не следует его недооценивать. Фатическое общение необходимо в стандартизированных ситуациях. Если оно неадекватно ситуации, то человек может столкнуться с определенными социальными санкциями. Часто данный уровень общения определяется этикетными нормами того социального слоя, представителями которого являются общающиеся. Особенность данного уровня общения заключается также и в том, что субъект не получает никакой новой информации. Следующий уровень – информационный. На этом уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, поведенческой, эмоциональной). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер. Информационный уровень не связан только с содержанием разговора, это может быть также информация паралингвистического, контекстного плана. В любом случае данный уровень способствует включению человека в процесс коммуникации. Часто уровни общения меняются в процессе одного разговора. Например, диалог начинается как информационный, но постепенно переходит к фатическому уровню, и наоборот. Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Данный уровень общения возникает в особых ситуациях и при определенных условиях, когда у человека появляются вдохновение, чувство любви, ощущение счастья, озарение, ощущение единения с миром и т. д. Это особые ситуации духовного подъема и развития личности, поэтому такой уровень может быть еще определен как духовный. Личностный уровень является глубоко нравственным: он снимает всякие ограничения при взаимодействии именно потому, что они становятся излишними. Он определяется сходством ценностных ориентаций взаимодействующих субъектов и их возможностями постигать суть явлений окружающего мира посредством озарения в процессе взаимодействия. Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое направлено на активацию позитивного отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому личностный уровень является просоциальным, то есть полезным для общества, так как побочным эффектом такого общения выступает нравственное совершенствование людей. Что касается фатического и информационного уровней, то они могут иметь социально-положительный (просоциальный) и социально-отрицательный характер. Так, фатический уровень может осуществляться при этикетных (просоциальный) или, напротив, вульгарных (антисоциальный) нормах. То же самое можно сказать и об информационном уровне. Кроме того, информационный уровень бывает либо деловым, либо эмоциональным, либо эмоционально-деловым. При этом каждый из трех подвидов данного уровня может быть как про-, так и антисоциальным. Уникальным феноменом социальности человека является его общение с самим собой. Оно проявляется в функции самосознания: пока человек сознает себя, он способен к самоизменению. Человек как бы выходит за пределы себя самого и смотрит на себя со стороны – с точки зрения своего идеального «я». При этом реальное «я» и идеальное «я» взаимодействуют на равноправных позициях. Задание: ознакомившись с материалом, заполните предложенную таблицу.ПРИЛОЖЕНИЕ 3Основные стороны процесса общения и их характеристикаУчитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Можно характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения – общение как обмен информацией.Интерактивная сторона общения – общение как взаимодействие. Перцептивная сторона общения – общение как восприятие и познание людьми друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.Естественно, все эти термины весьма условны. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, их выделение возможно лишь для анализа.Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.Дон АспромонтеВ процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том и в другом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Восприятие человека человеком относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Межличностное восприятие, или социальная перцепция, – это процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение с личностными характеристиками и интерпретация на этой основе поступков и поведения.К механизмам межличностного восприятия относятся способы, посредством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека.Идентификация – это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению, происходит как бы отождествление себя с другим.Рефлексия – это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Аттракция (привлечение) – форма познания другого человека на основе формирования к нему устойчивого положительного чувства.Эмпатия – эмоциональное вчувствование, сопереживание другому.Каузальная атрибуция – механизм интерпретации мотивов и поступков другого человека. Выделяют такие типы каузальной атрибуции:a. Личностная каузальная атрибуция – причина приписывается личности того, кто совершает поступок.b. Объективная – причина приписывается объекту, на который направлено действие.c. Обстоятельственная – причина приписывается внешним обстоятельствам.В процессе восприятия возможны также искажения образа, которые обусловлены не только субъективными интерпретациями, но и некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия.Олеся БРИЧКОВСКАЯ, педагог-психолог Сургутского профессионального колледжа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, фото из архива автора
Комментарии