search
main
0

​Образование – приобщение к творчеству

Анна ЛИТВИНЦЕВА, педагог-психолог комплекса «Воробьевы горы»: – 14 лет, c самого начала своей профессиональной деятельности, я работаю в дополнительном образовании. Главная его особенность – добровольность обучения и заинтересованность в результате как детей, так и их родителей.

Это накладывает огромную ответственность на педагога, ведь невозможно удержать ребенка на занятиях, где скучно, где он не чувствует, что может добиться успеха. Это становится головной болью родителей, которым хочется, чтобы ребенок знал и умел как можно больше. Иногда в погоне за результатом упускают важную деталь – каждый ребенок воспринимает, чувствует и делает по-своему. Тем не менее и взрослые, и дети об этом забывают в стремлении соответствовать мифическому идеалу, накапливается усталость, отсутствие явного успеха отбивает у ребенка желание учиться чему-то новому, возникают конфликты…По моему глубокому убеждению, процесс познания начинается с познания самого себя, своих склонностей. С четкого осознания факта, что человек получает новый опыт всю свою жизнь, а значит, умение учиться, усваивать информацию становится главным. С понимания того, что при желании развиваться, двигаться вперед, настроя на успех практически нет границ человеческим возможностям. Я считаю важнейшей просветительской задачей своей профессии донесение этой мысли до ребенка, родителя и педагога.Какая бы ни стояла задача – индивидуальное или групповое занятие, беседа с родителями, психологическая поддержка участников творческого конкурса, консультация педагога по образовательным или личным вопросам, решение конфликтной ситуации, – ее необходимо решать, выбирая самый корректный, глубоко индивидуализированный подход к каждой проблеме, к каждой семье, к каждому человеку. Я, как профессионал, испытываю необходимость постоянно развиваться, изучать и осваивать новые формы и методы работы, расти как личность. На этом пути бесценными становятся поддержка моей семьи, пример моих родителей, бабушек и дедушек.Парадокс: чем тяжелее идти, тем больше я убеждаюсь в том, что выбрала профессию не случайно, что следую своему призванию – оказывать поддержку другим людям в поисках их собственного пути, «открытий чудных».Александр ПШЕНИЧНЕР, педагог-психолог комплекса «Воробьевы горы»:Казалось бы, возможностей все больше! Обилие информации – Интернет, библиотеки, интерактивные музеи, множество детских энциклопедий и научно-популярных журналов. Разные формы и методы образования, возможность выбирать между ними – учреждения дополнительного образования, клубы, частные и общественные образовательные организации, бюро экскурсий, летние познавательные лагеря и экспедиции; для многих семей, особенно обеспеченных, возможность путешествовать и показывать детям мир во всем его многообразии.Однако большую часть времени московские дети все-таки проводят в школе и дома, в том числе за домашними заданиями, или, все чаще, в попытках найти компромисс между требованиями школы и родителей, с одной стороны, и влекущим миром сетевого общения со сверстниками и виртуальных игр – с другой. «Просвещенья дух» ныне имеет очертания фронтального классно-урочного обучения, добровольно-обязательных предметных олимпиад и обязательных для всех тестов ОГЭ и ЕГЭ. Я далек от критики этих атрибутов и инструментов современной школы, видимо, без тех или иных средств массового принуждения к образованию его общий уровень необратимо снизится. А все же жаль, что дух школы не похож на пушкинский дух просвещенья!Дети с дошкольного возраста жаждут открытий – вспомним их неистощимое любопытство, горящие ясные глаза и все эти «Что? Где? Почему?». Но в школе, как правило, открытия не совершают. Детям просто некогда на чем-то остановиться и предпочесть один предмет познания другому. У ребенка нет права, вместо того чтобы изучать то, что изучают все, исследовать то, чего нет в школьной программе. За него почти все выбрали взрослые.«Ошибки трудные» влекут за собой наказания – «два» по предмету, соответствующие высказывания учителей на родительском собрании, домашние беседы после собрания. А тот, кто сразу все сделал верно, априори молодец. Иначе говоря, для большинства школьников вместо вариативного и извилистого поиска истины прочерчена прямая линия, от которой не рекомендуется отклоняться.Пушкин неспроста так сформулировал: «Гений, парадоксов друг». Известна приверженность творческих людей – литераторов, талантливых актеров и режиссеров, ученых, совершивших значительные открытия, изобретателей и инженеров – к нестандартным и неожиданным решениям, кратким и парадоксальным высказываниям и афоризмам, шуткам, переворачивающим все общеизвестное с ног на голову. Такое неудобное поведение, естественно, частенько раздражает окружающих. Массовая школа с ее ориентацией на тестовый контроль и единственно правильные ответы на единственно правильные вопросы, поставленные самими взрослыми, также не способствует развитию склонности к парадоксам.Даже у взрослых ученых в «плановой» науке принято, чтобы подтверждалась исходная гипотеза, ну в крайнем случае – альтернативная ей. И тем более нехорошо, если получаются результаты, вовсе не относящиеся к исследуемой теме. Но «случай, бог изобретатель» часто помогает как раз тому, кто способен оглядываться по сторонам, видеть побочные и случайные результаты своей работы. В школьных же традициях – получать то, что задано.«Ах, Александр Сергеевич! Нам не до открытий чудных», – с весомыми на то основаниями могут сказать учителя большинства современных школ. И лишь так называемое дополнительное образование позволяет себе роскошь предоставить детям возможность совершать открытия. Именно к этому я стремлюсь в своей работе с детьми, играя с ними, выезжая на экскурсии с весьма приблизительно сформулированными целями и задачами, проводя тренинги и консультации, в которых иду за детьми, а не веду их за собой. Будучи педагогом и психологом Центра экологического образования, стараюсь, чтобы дети смогли получить опыт естественных ошибок, за которые не наказывают, а исправление их посильно детям, возможность самим столкнуться с парадоксами и соприкоснуться с парадоксальным мышлением гениев прошлого, возможность свернуть в сторону от запланированного пути и изобрести, пусть и «велосипед», зато свой.Ксения ПРЯНИШНИКОВА, педагог дополнительного образования комплекса «Воробьевы горы»:- 2003 год. Солнечный день, впереди большая профессиональная жизнь, позади Академия им. Плеханова, красный диплом по специальности «товароведение и экспертиза товаров». Надо определяться с работой, сделать выбор. Понять, без чего я не могу представить свою жизнь.Я делаю чудесное открытие. И школа, и студенчество, и детство, и юность – это все для меня невозможно представить без Вихрастика и Дракона, Али-Бабы и Медвежонка Тимофея – героев спектаклей студии театра кукол. Без первой сделанной своими руками куклы, ребят и педагогов, которые все это время были рядом со мной… Мы играли и фантазировали, узнавали и создавали, дружили и ссорились и встречались потом на общих спектаклях уже через годы после окончания школы, во взрослой жизни. В театр кукол я бежала после школы, и в театре кукол была первая моя работа в студенческие годы. Куда мне идти теперь с красным дипломом? Где я буду счастливее всего как специалист, как гражданин, как женщина, как мама? Оказалось, театр кукол Дворца пионеров на Воробьевых горах – такая же часть меня, как когда-то мои детство и школа, экономические науки в академии и студенческие годы и настоящая дружба… Моему сыну предстоит жить в будущей России, среди будущих экономистов и политиков, художников и артистов, в пространстве новых технологий и культуры. Среди людей. А какими станут эти люди – вот смысл долгого и трудного открытия – зависит и от меня.Я решила, что буду учиться дальше. Учиться искусству. Учиться быть педагогом и художником. И училась я в Академии переподготовки искусства и туризма у замечательного педагога Ильи Рутберга. Во время учебы я окончательно поняла, что буду работать с детьми. В моем любимом театре кукол. Это Мое открытие стало Моей энергией и счастьем на долгие годы. А может, и на всю жизнь. И как экономист, я сумею разобраться в том, как обустроить Мой театр, и Мои экспедиции, и Мои спектакли. И как художник, я сумею сделать так, что никто свысока не посмотрит на Наше искусство. И, самое главное, как педагог, я принесу детям чудесные открытия. Ведь сколько открытий делала я для себя во Дворце на Воробьевых горах! Это была и танцевальная студия дворца, куда меня еще совсем маленькой привела бабушка, и театр кукол, который стал моим вторым домом на долгие годы. Актерское мастерство и сценическое движение, музыка и изготовление всех возможных в нашем искусстве видов кукол, выступления в детских больницах и детских домах, обсуждение взрослых спектаклей и изготовление декораций, экспедиции и проекты – все это даже не укладывается в какой-то один учебный предмет.Хочется это совместить, объединить. Я пробую. Пытаюсь. Я узнала, что в педагогике это называется метапредметной деятельностью. Я очень хочу вписать свою страничку в историю нашего театра кукол. А она прекрасна! Это целая жизнь. Это опыт: пробы и ошибки, радость и успех, сочувствие и сострадание… Это привычка не останавливаться на достигнутом, привычка хорошо запоминать и внимательно вчитываться, быть Читателем и Артистом, Художником и Зрителем. Жить и радоваться. Творить, дарить и дорожить. Все время учиться. Детскому творчеству, в том числе театру кукол, никуда без методики и психологии. Да и без экономики тоже. Потому что, опираясь на них, можно совершить свое персональное, личностное Чудо. Это Чудо открытия самого себя, Чудо открытия своего зрителя. Чудо открытия своего товарища по театру, Чудо создания Образа. Чудо – подарить этот образ людям, чтобы запомнили, чтобы все Было.В статье «Жизнь как успех» Валерия Леонидовича Хайкина есть замечательные строки: «Идти дальше, чтобы познавать мир во всем его многообразии! Наблюдать за полетом птиц и облаков, радоваться дождю, снегу и озорному солнечному лучу… Идти навстречу своей мечте, навстречу новому дню… Идти, чтобы Быть! Идти, чтобы Жить! Идти и наслаждаться этим бесконечным движением… Чувствовать! Мыслить! Сопереживать! Желать! Действовать!»Я хочу продолжить свой поиск открытий на профессиональном пути, по которому и дальше буду идти как Ученица, Педагог, Художник, Артист вместе со своей Семьей, со своими Друзьями и Коллегами, и, что особенно важно, с моими будущими яркими Личностями, держат ли они сейчас в руках театральных кукол, выступают ли на сцене, аплодируют ли в партере или на галерке… Наш театр, несомненно, поможет им в жизни совершать свои открытия.Алексей КУЗНЕЦОВ, педагог дополнительного образования комплекса «Воробьевы горы»:В одном из словарей я нашел особенное толкование слова «просвещение»: «Просвещение – средство осуществления преемственности культуры; сообщение знаний людям; распространение знаний с помощью системы воспитательно-образовательных учреждений и мероприятий» (Идеографический словарь русского языка). Удивительным образом это определение совпало с моим пониманием того, чем я занимаюсь в жизни. Профессия педагога музыкального театра-студии помогла понять очень важную для меня мысль: обучение и воспитание происходят не менее продуктивно (а может, и более!) за пределами школы с ее скучной навязчивостью, отсутствием творческой свободы и возможности выбора.В отличие от обязательности школьных занятий обучение в учреждениях дополнительного образования всегда строили на принципах добровольности. Посещение, а следовательно, и результаты обучения напрямую зависят от того, насколько педагог заинтересует, мотивирует, заразит своим предметом.Учреждения дополнительного образования имеют плюсы: вариативность форм и методов обучения и воспитания, своеобразие режима и периодичности занятий, яркая личность педагога, который кроме владения педагогическим мастерством непременно должен быть сам примером – успешным «исполнителем» своего дела, иметь значительные результаты собственной деятельности (в науках это открытия, в технике – изобретения, в искусстве – созидание и исполнение).Я считаю, что в нашем коллективе – музыкальном театре-студии «Галерка» – интерес детей к обучению достаточно велик. Об этом свидетельствуют высокая посещаемость, постоянно растущий уровень учебно-сценических работ. Мальчики и девочки ищут, а порой и сами придумывают способы и поводы показать людям свое творчество, что олицетворяет осознанное желание применения в жизни полученных знаний и умений. Самое интересное и важное то, что музыкально-театральная деятельность детей не ограничивается обучением и образованием в области специальных знаний и умений. Благодаря огромному педагогическому потенциалу музыкальных, театральных и музыкально-театральных занятий, определенному педагогическому подходу и методам в обучении наши студийцы очень активно развивают в себе навыки социальной адаптации, а такие навыки формируются благодаря развитию вербальных и невербальных коммуникативных качеств, адекватной ролевой позиции, конструктивности поведения, эмпатии, открытости, ответственности, организованности и коллективизма.Сначала дети начинают применять эти умения инстинктивно. Но позже осознают, что способны делать успешно очень многое в жизни. На первый взгляд может показаться странным, но после года-двух обучения в нашем коллективе у детей появляется много друзей (совсем не только из своих учебных групп), значительно повышается успеваемость в школе, улучшается и/или укрепляется позитивный настрой общения внутри их семей, а главное – появляется желание к познанию и учению чего-то нового как в сфере нашей (музыкально-театральной) деятельности, в школьных дисциплинах, так и во многом другом.Цель моей педагогической деятельности не воспитание из всех учеников профессиональных артистов. Хотя некоторые из моих выпускников поступают учиться в творческие вузы. Цель – воспитание по-настоящему хорошего человека, то есть от умеющего общаться с людьми и стремящегося к познанию мира, до того, который сумеет в будущем построить счастливую семью и сможет выбрать профессию, отучиться на нее и работать на любимой работе.В словосочетании «дух просвещения», на мой взгляд, прослеживается четкое содержание: «просвещение» – это процесс овладения знаниями и умениями, а «дух просвещения» – это, с одной стороны, мотивация к процессу познания в самом широчайшем смысле, с другой – стремление к применению полученных знаний в жизни. Дополнительное образование и особенно обучение искусству, в том числе музыкально-театральному, как никакое другое, может зародить и развивать в ребенке этот «дух», что делает из него в будущем настоящего Человека.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте