Теплый осенний день. Сквозь пожелтевшую листву и призму оконного пространства тонкой полоской пробивается свет, отображается озорным солнечным зайчиком на обложке книги. Мой сын Александр читает «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева. Ребенок выразительно произносит каждое слово, я углубляюсь в смысл произносимого. Как быстро летит время…
Еще совсем недавно я – школьница, затем студентка пензенского педагогического института им. В.Г.Белинского, мечтающая посвятить всю жизнь детям и педагогическому ремеслу. «Творчески учиться и учить» – принцип, которому стараюсь быть верной 11 лет. Моя мечта осуществилась: я воспитатель! Ничто из приобретенного в молодости не прошло бесследно. Навыки в труде помогают мне преодолевать трудности, неудачи вдохновляют, а победы стимулируют для дальнейшего движения вперед. Как важно для человеческого счастья, чтобы работа доставляла радость и удовольствие!«Что главное в жизни?» – часто спрашивают меня в растерянности родители моих воспитанников, не зная, как совместить духовные и материальные ценности современного общества. Я всегда отвечаю: «Приумножать добро вокруг нас». Важно, чтобы добро, которое делает ребенок, стало его внутренней потребностью, шло от сердца, было бескорыстным. Мои размышления прерывают слова Дмитрия Сергеевича, звучащие из уст сына: «Это как круги на воде. Добро, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, а человек, их центр, становится выше и мудрее».Все в детстве ребенка начинается с малого. Глубокое чувство любви к своему дому постепенно расширяется и распространяется на город, страну и по замысловатой драматургии жизни возвращается обратно к человеку. Учить детей видеть большое в малом надо с раннего возраста. Заложить в ребенке основы человеколюбия, дружбы, взаимопонимания в современном мире непросто. Мое твердое убеждение: помочь современному ребенку в этом может литература! Она дает нам обширный и глубокий опыт жизни. Делает человека интеллигентным, развивает в нем чувство красоты, понимание жизни, дает мудрость.Дошкольное детство является важным этапом в воспитании будущего читателя. Именно родители выступают первыми и главными посредниками между книгой и маленьким человеком. На важность приобщения детей дошкольного возраста к книге, чтению, красоте родного языка, развития культуры речи указывали отечественные педагоги и психологи: К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Е.И.Тихеева. Великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».Мы живем в информационном обществе, это данность времени, и одна из главных педагогических задач, которую необходимо решать воспитателям, учителям и родителям, – приобщение ребенка к информационной культуре.Нужно ли противопоставлять книге компьютер? Как найти компромисс между веяниями информационного общества и книгой – великим учителем и другом, без которого немыслимо гармоничное развитие человека? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Растерянность от кризисных явлений в детском чтении проходит тогда, когда к педагогу приходит понимание и осознание того, что именно он может влиять на ситуацию и переломить ее. Занимаясь проблемой детского чтения третий год, ощущаю себя путеводителем в мире книг для своих воспитанников и их родителей, понимаю всю свою ответственность на этом пути. Талантливым читателем человек не рождается, он им становится. Я уверена, что читательский талант, культура чтения воспитываются!Я не случайно взяла слова С. Джобса в качестве эпиграфа: «Безумцы, уверенные, что способны переделать мир, на самом деле его меняют». Чтобы общение с книгой для ребенка стало ежедневной потребностью, педагогу необходимы творчество и воображение, изобретательность и креативность, смелость думать иначе, предлагать новые пути решения проблем, не останавливаться в педагогическом поиске. Педагог XXI века – это человек, который будет решать задачи на пересечении гуманитарных и точных дисциплин. «Сегодня спрос на людей, которые решают творческие задачи – задачи с неопределенностью, изменчивостью, как никогда велик», – отмечает академик А.Г.Асмолов. Способность творить – основной показатель высокоразвитой личности, вершина ее развития. Интеллектуальный и эмоциональный факторы в равной мере важны для творчества. Смысл творческого восприятия ведет через книжные образы к душе ребенка. Эмоции, которые мы впитываем со страниц книги, совершенно реальны и переживаются нами по-настоящему серьезно и глубоко. В литературе знание о других одновременно выступает как знание ребенка о самом себе. Переживать – значит изменяться, становиться другим. Только в совместном чтении и обсуждении прочитанного закладывается фундамент будущей творческой личности.«Читают родители – читает ребенок» – эту аксиому знают все. Важен процесс совместного чтения, переживания, обсуждения прочитанного. В ходе него формируются и крепнут общесемейные ценности, создается возможность для понимания другого члена семьи. Приобретение знаний и навыков ребенком, тем более выстроенных в понятную для него систему, – это тяжелый труд тех, кто рядом с ним. Моя задача – популяризировать и искать новые формы семейного чтения.В моих размышлениях ход времени остановился. Шустрого солнечного зайчика поглотила пелена сумерек. Было приятно от внезапно нахлынувших воспоминаний, образов, эмоций. Я зажгла настольную лампу. Осенний лист, закладка, аккуратно вложен сыном в книгу Дмитрия Лихачева. Из любопытства я приоткрыла страницу и прочла: «Письмо №22. Любите читать!».Нина ДЕРКАЧЕНКО, воспитатель центра развития ребенка – детского сада №1 «Журавушка» Королев, Московская область
Комментарии