Очень важная проблема, волнующая учеников, их родителей, конечно, должна волновать педагогов. Вопросов много: нужны ли домашние задания? Если да, то в какой форме? Есть ли в них смысл? Необходимость это или привычка? Однозначный ответ: да, нужны.
Проблема повышения эффективности обучения успешнее решается хорошо организованной домашней работой учащихся.Домашние задания:- стимулируют познавательный интерес;- развивают самостоятельность;- помогают рассуждать;- учат распределять время;- закрепляют знания.Но это хорошо организованная домашняя работа. Так ли все происходит на самом деле?Во-первых, часто нарушаются санитарные нормы для школ: от 1 часа в 1-м классе до 4 часов в 11-м классе. Но для того чтобы не перегружать ребят домашними заданиями, надо умело организовать работу в классе, а исходя из объема выполненной работы в классе, дозировать домашнюю работу. Конечно, учителю математики в старших классах, который на уроке исследует функцию с помощью производной и строит графики этой функции, невозможно выполнить большое количество заданий, хотя по объему работа выполняется огромная. Значит, нужны дифференцированный подход, индивидуальные задания для тех, кто готовится к ЕГЭ по профильной математике, а не давать 12-15 заданий на дом всему классу. В лучшем случае дети спишут у тех, кто решил, или из решебника. А нужно ли им продумывать и планировать организацию домашней работы? Нужно тщательно продумывать и планировать организацию домашней работы.В старших классах по русскому языку встречаются такие задания: из произведений Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого выпишите 10 сложных бессоюзных предложений. Может быть, автор – составитель учебника считает, что в процессе этой работы ученик вникнет в смысл романов «Преступление и наказание» или «Война и мир»? Отнюдь. Ребенок лихорадочно листает великие творения классиков, не вникая в содержание. Совершенно бессмысленная трата времени.Еще надо отметить: из-за огромного объема работ забыли о такой важной форме деятельности, как работа над ошибками. Считаем, что это должны делать учащиеся до самого выпуска из школы – знать свои ошибки, прорабатывать их.В начальной школе, в 4-5-х классах больше давать творческие задания, связанные с базовыми знаниями: составить кроссворд, придумать небольшую сказку, басню. Это должно стимулировать, а не гасить интерес к учебе уже в первые годы обучения.Иногда, если урок прошел эффективно, можно вообще обойтись без домашнего задания.Некоторые учителя пишут перед уроком (или сообщают устно), какой объем работы будет выполнен в классе на уроке и какое домашнее задание планируется. Если урок хорошо организован, часть домашнего задания может быть самостоятельно выполнена в классе. Но если план урока в классе не выполнен, ни в коем случае не наказывать детей добавочным домашним заданием.Домашняя работа не должна отбивать у школьника желание учиться. Она заставляет думать, осмысливать, принимать решение. Только нужно хорошо ее продумывать. Конечно, это дополнительная нагрузка на учителя – хорошая организация домашней работы с последующей проверкой, но это надо делать, если хочешь эффективности от выполнения предложенного задания.Методическое объединение учителей гуманитарного цикла школы №939
Комментарии