Мы, учителя начальной школы, – люди творческие и очень активные. Поэтому для нас переход на стандарты второго поколения – это очень трудный, но вполне реализуемый вопрос. Любой творчески работающий учитель сможет перестроиться и работать в нужном направлении.
Первоклассник приходит и вливается в ту систему обучения, которую предлагает учитель. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Новый стандарт нужен прежде всего потому, что изменились все социально-экономические условия, началась компьютеризация, экранная культура сменила книжную. Психологи говорят, что у детей клиповое сознание, поэтому и нужна принципиально иная подача материала, основанная на новых технологиях.Очень важно работать с родителями, а не только с детьми. Я, к примеру, регулярно встречаюсь с мамами и папами моих малышей, ведь, как правило, ребенок в начальной школе готовится к урокам вместе с родителями, и им необходимо знать, какие же требования предъявляет школа их ребенку. Очень хочется создать комфортную обстановку доверия, такую обстановку, чтобы ребенок стремился в школу, чтобы она для него стала вторым домом. Ведь порой и родители не знают, как себя вести с ребенком и как с ним общаться, когда он пошел в школу. У меня, к примеру, учатся дети из разных семей, есть такие, которым родители практически не уделяют внимания, ведь в начальной школе это особенно важно, думаю, этому тоже надо учить.Ребенок может любить школу только в том случае, если школа – это не только русский язык и математика, если в ней есть внеурочная работа, кружки, секции, клубы по интересам. Школа – это комплекс, в котором участвуют учителя, дети и родители. Я считаю, что уроки эстетического воспитания, в том числе уроки музыки, которые предполагают комбинированный и интегрированный подходы, там, где сочетаются не только знания, раскрепощают душу, сознание в самом лучшем смысле этого слова.Прекрасно понимаю, что такой подход многого потребует от учителя – и прежде всего изменения идеологии всей работы. Работать по учебнику или работать на результат? Осваивать ли ИКТ, новые методы работы, обновленное содержание или использовать давно наработанное? Как показывает опыт, при использовании новых технических средств восприятие нового материала детьми ускоряется, внимательность на уроке становится лучше, и как результат – выше успеваемость класса. Скажем, интерактивные доски – удобный и востребованный инструмент учителя, работающего в начальной школе, использование доски делает урок не только насыщенным и эффективным, но и более интересным, позволяя разнообразить работу на уроке.Ведь что такое планируемые результаты образования? Их задача – описать основной круг профессиональной деятельности, основные «предметные» результаты начального образования, основные требования к нему, в первую очередь те предметные универсальные способы действий, которые рассматриваются как основа для развития и формирования способностей учеников и как основа продолжения образования на следующих ступенях обучения. Один из важнейших результатов – воспитание умения учиться. Не менее значимый результат – индивидуальный прогресс ребенка в основных сферах личностного развития. Личностные результаты обучения – уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.К сожалению, мне не всегда хватает времени на подготовку материалов к уроку. Это большая работа, даже если есть наработки, скажем, в PowerPoint, то они лишь облегчают задачу, но не решают ее. Как правило, учителя используют в таких случаях готовые цифровые образовательные ресурсы, либо предназначенные для работы с интерактивными досками, либо обычные, рассчитанные на работу с проектором и экраном. Эти ресурсы нередко не соответствуют моим желаниям, а собственные задумки так и остаются нереализованными. Если бы была возможность использовать готовые ресурсы, которые можно изменять и встраивать в собственную разработку урока, это намного бы облегчило подготовку к уроку.Работа по повышению качества образовательного процесса на основе использования ИКТ ориентирована на создание в учреждении таких условий, которые будут способствовать формированию у детей прочных пользовательских навыков, что позволит активно и дидактически обоснованно систематически использовать ИКТ в учебном процессе. Это значительно повысит качество организации обучения и как следствие качество результатов обучения и воспитания учеников начальных классов. Информатизация начальной школы расширяет дидактические возможности уроков. Каждый урок с применением ИКТ в начальных классах стал интегрированным, поскольку помимо выполнения предметных задач дети обучаются работе с компьютером. Однако важно понимать, что компьютер в начальной школе должен применяться лишь тогда, когда это целесообразно. При этом планирование и осуществление образовательного процесса с применением ИКТ должно строиться на основе знания специфики обучения и воспитания детей.По моим наблюдениям, результаты проведения интегрированных уроков в начальной школе таковы: учебная информация воспринимается всеми обучающимися класса с увлечением, повышается общий уровень их знаний; за счет установления взаимосвязей между изучаемыми объектами и явлениями развивается мыслительная деятельность обучающихся; на основе интегрирования материала разных учебных предметов, средств музыкального, художественного, литературного творчества и ИКТ происходит эмоциональное развитие младших школьников; у детей развивается познавательный интерес, что проявляется в стремлении к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; участие школьников в творческой деятельности, результатом которой являются их рисунки, поделки, сочинения, стихотворения, отражает личностное отношение к изучаемым явлениям и процессам.То есть преподавать надо по-новому: вести с детьми проекты, разрабатывать творческие программы уроков, не «вбивать» знания, а развивать личность ученика. Как педагог и мать, я считаю, что в состав нового стандарта школьного образования должна войти духовно-нравственная культура, включающая учебный предмет по православной культуре, ибо духовность всегда была присуща русскому народу и русскому образованию.
Комментарии