На прошлой неделе прошло заседание рабочей группы по разработке мер по введению в выпускном классе итогового сочинения и учету его результатов при поступлении в образовательные организации высшего образования. В нем приняли участие первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, а также заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павел Сергоманов, директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова, заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев, директор гимназии №1520 имени Капцовых Вита Кириченко, учитель русского языка и литературы Пятьдесят седьмой школы Сергей Волков и другие.
На заседании шла речь о том, чтобы сохранить принятую в 2014 году модель проведения итогового сочинения (изложения) в выпускных классах на 2017-2018 годы, кроме того, участники рабочей группы детально проанализировали результаты итогового сочинения (изложения) в 2015-2016 учебном году. Так, итоговое сочинение прошло в штатном режиме без технологических и организационных сбоев. В сочинении приняли участие около 677000 человек, изложение писали 14000 участников. Не допущены к итоговой аттестации 3 процента участников, писавших итоговое сочинение, и 2 процента тех, кто писал изложение. Были также установлены критерии оценивания итогового сочинения, соответствующего двум требованиям: объему (рекомендуемое количество слов – 350) и самостоятельности написания. Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Причем первый и второй критерии являются основными. Для изложения критерии несколько отличаются, вот они: содержание изложения, логичность изложения, использование элементов исходного текста, качество письменной речи и грамотность. Напомним, что ранее Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки РФ определил пять тематических направлений итоговых сочинений 2015-2016 года. В качестве первых четырех направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо в честь Года литературы. Примечательно, что наиболее популярным в 2015 году стало направление «Любовь», его выбрали более половины выпускников, 16 процентов отдали предпочтение направлению «Путь», 15,5 процента писали о доме, 12,5 процента выбрали «Год литературы», и лишь чуть более 5 процентов выпускников привлекала тематика направления «Время». Были также определены требования к темам для итогового сочинения и к отбору текстов для итогового изложения. Требования к темам для итогового сочинения: – соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения; – соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения); – соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускники будут опираться в своих рассуждениях); – нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); – соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 часа 55 минут); – быть ясными, грамотными, разнообразными по формулировкам. Требования к отбору текстов для итогового сочиненияТекст для итогового изложения должен:- содержать 320-450 слов; – обладать смысловой завершенностью (как правило, это фрагмент литературного произведения, адаптированный под задачу); – быть повествовательным, обладать ярко выраженным сюжетом (ни описание, ни рассуждение не должно доминировать, текст не должен содержать развернутых диалогов, монологов, допускается несколько реплик); – быть понятным для обучающихся с ограниченными возможностями (привычный стиль, отсутствие внутренней ироничности, несложный синтаксис, минимум слов с переносным значением); – соответствовать возрастным особенностям выпускников (текст не должен быть ни слишком сложным, ни слишком примитивным, тексты не должны строиться на сказочных или фантастических сюжетах); – обладать позитивным воспитательным потенциалом; – быть корректным и адекватным ситуации контроля (текст не должен дискриминировать участников с ОВЗ, содержать психологически травмирующие подробности, быть излишне трагичным); – выбираться из произведений отечественных авторов (не из хрестоматий и учебников).
Комментарии