search
main
0

​Любовь КОВЕШНИКОВА, директор Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа: Каждый должен профессионально и честно заниматься своим делом

Яркая, стремительная, эффектная, она не вошла – влетела в Камергерский переулок, притягивая к себе взгляды. За два дня ее командировки в Москву успеть надо много, время расписано по минутам. 10.00 – Министерство образования и науки. 12.00 – интервью любимой «Учительской газете». А еще через два часа у моей собеседницы деловая встреча с партнерами, предложившими оценить новые разработки в области информатизации управления.

Для беседы мы выбрали уютную летнюю веранду и заказали по чашечке кофе. …Вдруг поймала себя на мысли, что совсем не могу представить ее требовательной и жесткой, хотя понимаю, что без этого на такой должности просто невозможно. А еще трудно вообразить ее за приготовлением борща или оладьев – как-то уж слишком прозаично… Однако все это и многое другое есть и будет в жизни Любови КОВЕШНИКОВОЙ: директора Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа по должности, педагога по призванию, мамы и жены по социальному статусу, улыбчивой, обаятельной и стильной женщины по внешнему восприятию, бизнес-леди по образу жизни. Что ж, пора познакомиться поближе.- Любовь Николаевна, насколько часто вам приходится задумываться над фразой «Если хочешь, чтобы было хорошо, сделай все сам»?- Уверена, что каждый должен профессионально и честно заниматься своим делом. Не имеет смысла отправляться в большое плавание без сплоченной, дружной, надежной команды. Я в этом смысле счастливый руководитель – ведь она у меня есть!- Женщина-руководитель первого уровня – это…- …это прежде всего общее дело и люди, за которых ты взяла ответственность. Важно понимать и то, что дело наше имеет две важные особенности – им нельзя заниматься без любви и полной отдачи. И нельзя делать ошибки: цена их слишком высока.- Какие качества характера вам помогают в работе?- Женщины на руководящем посту вовсе не обязаны обладать мужским характером и мужским складом ума. У нас есть качества, особенно ценные для работы в системе образования: все мы априори матери – так заложено природой. Женщина интуитивно чувствует, что нужно сделать, чтобы ребенку было хорошо, а это главный смысл нашей деятельности.- Вы кадровое звено самой прочной закалки – два профильных образования, работа в школе пионервожатой, учителем, организатором внешкольной работы, директором… – Я благодарна судьбе за это. Все в жизни лучше познавать с азов. Да и иного пути, чтобы стать профессионалом, чем упорная работа и учеба, вдохновленная радостью познания и потребностью движения вперед, не существует.- С какими вопросами чаще всего люди обращаются в адрес вашего департамента?- Наверное, я дам вам традиционный ответ. Первое место устойчиво держит одна тема: предоставление мест в дошкольные образовательные учреждения.- Готовясь к нашему разговору, я просмотрела статистику и не поверила своим глазам: в 2013 году у вас было 423 запроса на запись в детские сады, а в 2014-м – всего 171.- Да, это так. Количество обращений резко снизилось пропорционально увеличению количества дошкольных учреждений. В 2014 году в регионе построено 22 новых здания детских садов на 4356 мест. В 2015 году планируется построить 35 объектов дошкольного образования на 5032 места. Таких темпов строительства детских садов в Югре не было с 1990 года.- В сфере вашей ответственности молодежная политика целого региона… – Мы видим свою задачу в том, чтобы дать всем детям качественное образование и обеспечить возможность трудоустройства каждого молодого специалиста. Но при этом сегодняшний школьник должен хорошо понимать, какой образовательный и компетентностный уровень необходим для того, чтобы стать успешным: получить хорошую работу и достойную зарплату. В нашем ИРО работает центр мониторинга рынка труда и профориентации детей, который определяет перечень наиболее востребованных профессий и занимается профориентацией исходя из потребностей региона. – А какие летние программы для юных югорчан вы реализуете?- На летний период наши главные темы – организация труда и отдыха студентов и школьников, предоставление им возможности заработать, получая при этом необходимые для жизни навыки и новые знания. Мы находим интересные для молодежи объекты и формируем студенческие отряды – к примеру, на туристических объектах Турции или на студенческой стройке «Космодром «Восточный» в Амурской области; проводниковые отряды на РЖД или педагогические в учреждениях отдыха и оздоровления детей. – Бумажный вал – как на уровне Департамента образования решается эта проблема?- Я не знаю, о чем вы спрашиваете. У нас такой проблемы не существует. Лишних запросов от нас в адрес образовательных учреждений нет, за исключением каких-то форс-мажорных ситуаций в отношении направлений, которые мы не мониторим. Что же касается состояния материально-технической базы, учебного фонда, укомплектованности кадрами, состояния библиотечного фонда и т. д. – все это есть в статистике, которую регулярно заполняет и выкладывает на локальный сервер каждая школа. То есть 80% информации мы имеем всегда.- Значит, можно говорить о том, что в вашем округе создана единая информационная база системы образования?- Да, она начала складываться еще в 2006 году. Тогда было решено сформировать такой информационный ресурс, который бы позволил аккумулировать все необходимые сведения о том, что происходит в школах, дошкольных заведениях и в учреждениях дополнительного образования. Именно тогда появились такие решения, как автоматизированное рабочее место директора школы, заведующего ДОУ, руководителя дополнительного образования, стали внедряться и другие специальные программные продукты. Сегодня мы обладаем единой информационной базой, позволяющей получать необходимые данные в режиме реального времени и оперативно принимать верные административные решения. Тем не менее постоянно работаем над ее оптимизацией и эффективностью.- Не тормозит ли развитие информатизации дефицит финансирования? – На информатизацию мы выделяем более 40 миллионов рублей в год. Эта сумма полностью обеспечивает потребности учебных заведений. – Для вас как руководителя Департамента образования большого региона важно уметь находить правильных партнеров, и прежде всего в вопросах информатизации…- Мы системно работаем в этом направлении совместно с Департаментом информационных технологий и нашими давними надежными партнерами – компанией «Аверс», специалисты которой знают все наши потребности и решают любые возникающие вопросы, обеспечивая интеграцию информации по всем направлениям деятельности системы образования региона. Наши успехи в области информатизации – закономерный результат высокого уровня качества такого партнерства.- Не так давно в Министерстве образования и науки РФ подписан приказ, регламентирующий структуру и содержание сайтов образовательных учреждений. Как вы отреагировали на этот документ?- Начинать надо всегда с себя. Наверное, потому что мы относились к сайту очень прагматично, как к рабочему инструменту, для нас новые условия не были требующей решения задачей. Наш портал не первый год находится в числе пяти лучших региональных сайтов. Конечно, это не самоцель. Мы формулировали разработчикам техническое задание, руководствуясь простыми требованиями: функциональность и удобство. Он получился быстрым, информативным, компактным, с выплывающими окнами, с ним интересно работать. Таким интерфейсом заинтересовались все муниципальные учреждения региона, и мы приняли решение, что все сайты образовательных учреждений должны быть построены на единой основе. Человек, заходя на сайт с целью получения необходимой информации, очень быстро реализует свои потребности, а не изучает его структуру и меню. – Каким образом Департамент образования выстраивает политику информационной доступности?- Судя по росту числа посетителей сайтов нашего департамента и учебных заведений, а также запросов через интернет-приемную, большинство современных родителей готовы получать услуги в электронном виде. Поэтому в наших ближайших планах вывести на сайт каждой школы электронные дневники. Уверены, что это значительно увеличит посещаемость сайтов и будет способствовать вовлечению родителей в жизнь образовательной организации. Ведь, зайдя на портал, чтобы посмотреть дневник своего ребенка, они ознакомятся и с мероприятиями, которые проходят в школе, увидят, кто в них участвует. Родители смогут оценить не только успеваемость, но и общественную активность ребенка. – Любовь Николаевна, хотелось бы услышать ваше мнение на популярную сегодня тему рейтингов. – Начну с того, что в рейтинге Топ-500, проведенном РИА «Новости», наш Югорский физмат-лицей три года подряд занимает первое место. Это очень приятно! Рейтинги, безусловно, эффективный механизм для повышения статуса учебного заведения, но не только. Они помогают структурировать информацию о системе образования и сделать ее более открытой. Мы успешно используем этот механизм для формирования образовательной карты. Интернет-пользователи, войдя на сайт любого муниципалитета, могут увидеть, по каким программам работают и каких успехов достигают образовательные организации региона.- Всероссийский конкурс профессионального педагогического мастерства: какое значение вы ему придаете?- Год назад я приняла решение, что конкурсом будет заниматься не институт повышения квалификации, а наш педагогический университет. Убеждена, что, когда мы выбираем лучших педагогов, а они, получив заслуженные награды, остаются один на один со своим опытом, это неправильно. Потенциал творческих учителей должен привлекаться для подготовки студентов. Необходимо, чтобы процесс профессионального роста был с полноценной обратной связью. Кроме того, если относиться к участию в конкурсе с должной серьезностью, думаю, готовиться к вхождению к нему надо не менее чем за два года и на этом пути постоянно находить новые точки роста. Главным смыслом конкурса мне видится не экзамен на уровень педагогического мастерства, а выявление пробелов в профессиональных компетенциях и возможность обеспечить каждого учителя таким образовательным контентом и ресурсом, который бы позволил ему максимально раскрыть свой потенциал, стать настоящим профессионалом. И педагогический университет должен уметь это делать. – Какие решения вы готовите в связи с введением электронных учебников?- В настоящее время мы продумываем концепцию механизма внедрения этого проекта, чтобы обсудить ее на съезде учителей, который пройдет в Ханты-Мансийске 28 августа. – В этих условиях совершенно меняется роль школьной библиотеки…- Очевидно, что невозможно заполнить библиотечный фонд каждого образовательного учреждения с учетом потребностей всех пользователей. Я мечтаю о том, чтобы можно было, однажды зарегистрировавшись в школьной библиотеке, автоматически стать пользователем любого библиотечного фонда муниципального и федерального уровня, включая электронный депозитарий. Тогда информационное право ребенка будет обеспечено. Эту задачу мы также сейчас прорабатываем с нашими партнерами, которые имеют очень хорошую программу «Аверс: Библиотека», но нам хотелось бы расширить ее диапазон до транспроникающего продукта. Больше того, мы сегодня нацеливаем образовательные организации на то, чтобы читателями наших библиотек были не только ученики, но и их родители, бабушки, дедушки. Если вся семья будет включена в процесс непрерывного образования и просвещения, а школа даст такую возможность, мы получим хороший результат для всей системы образования. – Любовь Николаевна, спасибо за обстоятельный и искренний разговор, за оригинальные и эффективные образовательные решения, за то, что поделились планами и мечтами, и за то, что многие актуальные темы мы еще не успели затронуть. Значит, будет повод для новой встречи!От редакцииЧитайте в №34 от 25 августа специальную региональную вкладку о достижениях и перспективах развития системы образования и молодежной политики Ханты-Мансийского  автономного округа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте