«А все-таки у нас с вами самые замечательные профессии, самые нужные!» – говорил герой знаменитого фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» врач Женя Лукашин. На что его собеседница, учитель русского языка и литературы Надя Шевелева, отвечала: «Судя по зарплате – нет».
Этот осторожный намек на то, что труд педагога советское государство явно недооценивает, в последующие десятилетия получил куда более конкретное выражение. Долгие годы все претензии к школе со стороны родительской общественности и проверяющих органов наталкивались на беспроигрышный аргумент: «Как нам платят, так мы и работаем!» Но вот наконец распоряжением Правительства РФ зарплаты были повсеместно увеличены на треть. И что же стало с качеством образования?На самом деле теперь этот вопрос больше всего волнует отнюдь не школу, а именно чиновников. Да, заявляют они, государство готово и впредь повышать зарплаты педагогам, однако оно вправе рассчитывать на взаимность со стороны учителей. Повышение уровня зарплаты на фоне постепенного перехода к новой парадигме образования, прописанной в новых ФГОС, должно стимулировать учителя постоянно повышать свою квалификацию, совершенствоваться, овладевать новыми технологиями и приобретать новые компетенции. А вот с этим, увы, проблемы. Как оказалось, прямой зависимости между уровнем оплаты труда педагога и его желанием профессионально развиваться нет.Во-первых, как свидетельствуют многочисленные социологические опросы, повышение зарплат некоторые учителя воспринимают лишь как возврат государством долга за годы безвозмездного и бескорыстного труда. Во-вторых, инфляция и рост коммунальных платежей фактически сводят на нет весь эффект этого повышения. В-третьих, попутное увеличение количества всевозможных отчетов и планов отнимает кучу времени, а заполнение всей этой никому не нужной документации тоже труд, который необходимо оплачивать. Так, может быть, именно на это и уходят те самые 30%?Выяснилась и еще одна интересная деталь: если плюс ко всему обязать школу ежедневно отслеживать динамику знаний каждого ученика, выяснять, насколько он стал более или менее умным, здоровым, воспитанным, компетентным, это потребует колоссальных трудозатрат. А для их компенсации придется повышать зарплату не на проценты, а в разы. Куда проще свести все к старым и добрым показателям успешности работы педагога, которые основаны на среднем балле ЕГЭ, количестве поступивших в вузы выпускников, победителей олимпиад, наличии у педагога дипломов участника всевозможных конкурсов и т. д. Если все это есть – оправдал повышение зарплаты, а на нет и суда нет. Правда, непонятно, действительно ли это связано с качеством образования или речь идет о чем-то ином. Но, как говорится, это уже другой вопрос, который касается совсем других денег.
Комментарии