10 ноября в Москве стартует финал Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2014». Уже в пятый раз лучшие наставники дошколят из разных регионов страны встретятся, чтобы продемонстрировать свое профессиональное мастерство, обменяться опытом и, конечно, вступить в борьбу за звание воспитателя года России. Как известно, серьезная подготовка к конкурсным испытаниям – половина успеха. А помогут в этом советы и рекомендации, которые в помощь участникам юбилейного конкурса подготовили организаторы.
ВведениеВсероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года» – результат серьезной и планомерной работы Общероссийского Профсоюза образования, который проводит системные исследования по определению и прогнозированию ситуации в сфере дошкольного образования в условиях его модернизации и перспектив развития. В качестве приоритетных рассматриваются объекты социально-экономической направленности: условия труда и заработной платы работников дошкольных образовательных организаций, возможности их профессионального и личностного роста, повышения социального статуса, организации оздоровления и санаторно-курортного сопровождения работников детских садов и членов их семей и т. д.Комплексные результаты мониторинга привели к пониманию необходимости привлечения большего внимания власти и общества к проблемам дошкольного образования, их всестороннего экспертного и общественного обсуждения, без которых не представляется возможным качественное изменение сложившейся ситуации.С этой целью, а также в целях формирования позитивного общественного мнения о профессии педагога дошкольной образовательной организации, утверждения приоритетов дошкольного образования в обществе, развития творческой инициативы педагогических работников системы дошкольного образования, повышения их профессионального мастерства, выявления и распространения лучшего педагогического опыта в 2010 году Общероссийским Профсоюзом образования совместно с Министерством образования и науки РФ был учрежден Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года» (далее – Конкурс).Ежегодно в Конкурсе участвуют более 60 субъектов РФ. Конкурс имеет сложнейшую логистику, связанную со спецификой системы дошкольного образования («нежный» возраст детей, строгие санитарно-эпидемиологические требования к ДОО, «наглядность» мышления дошкольников, обуславливающая необходимость создания развивающей предметно-пространственной среды т. п.).Сегодня «Воспитатель года» – это:- дань уважения институту дошкольного детства;- «лакмусовая бумажка», привлекающая внимание общества и государства к нерешенным проблемам дошкольного образования (увидеть и правильно сформулировать проблему – значит наполовину ее решить);- мониторинг состояния и развития системы, и в первую очередь ее главного компонента – кадрового обеспечения, который позволяет получить в буквальном смысле слова живое представление о дошкольном образовании России в целом и каждого региона в отдельности.Конкурс имеет необходимый набор испытаний, которые позволяют достаточно объективно оценить мастерство педагогов-участников и выявить лидеров.Организаторы Конкурса на протяжении всей истории его существования чутко реагировали на изменения, происходящие в системе дошкольного образования: менялись количество конкурсных заданий, их содержание, критерии оценки. В настоящее время можно говорить о сложившемся формате Конкурса, который включает в себя:Заочный тур (для всех участников): Эссе на тему «Моя философия дошкольного образования» (не оценивается членами жюри, но дает организаторам, членам жюри, всем участникам мероприятий Конкурса возможность заочного знакомства с конкурсантом). Интернет-ресурс (оценивается в соответствии с установленными критериями).Очный тур (для всех участников, оценивается в соответствии установленными критериями): Творческая презентация. Педагогическое мероприятие с детьми.По итогам заочного и очного туров, в соответствии с Положением о Конкурсе определяется десятка лауреатов, которая принимает участие в следующих испытаниях, которые также оцениваются в соответствии с установленными критериями: мастер-класс; круглый стол.По итогам последних двух испытаний определяется абсолютный победитель Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года».Следует отметить, что Конкурс является не только инструментом оценки отдельных педагогов и всей системы дошкольного образования в целом, но и мощным фактором повышения профессиональной компетенции педагогического сообщества участников Конкурса, которые несут соответствующие месседжи в свои регионы. Каждый этап Конкурса сопровождается для конкурсанта решением ряда задач, включая следующие: систематизировать материалы о собственном педагогическом опыте; осуществить анализ и педагогическую рефлексию систематизированных материалов; объективно оценить свой профессиональный уровень; отобрать материалы, наиболее полно раскрывающие систему собственной педагогической деятельности; изложить материал доступно, кратко и вместе с тем полно, с учетом современных образовательных тенденций; подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта.В помощь участникам Конкурса организаторы разработали рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям. Их не следует рассматривать как догму, поскольку это лишь общие советы, навигация по «карте» Конкурса. Они ни в коей мере не предполагают унификации представляемого участниками педагогического опыта, «стирания» профессиональной и личностной индивидуальности конкурсанта. Как показывает практика, побеждает тот конкурсант, который работает и передает свой опыт в соответствии с требованиями Конкурса, сохраняя при этом свою индивидуальность, действующий в логике своей педагогической парадигмы.Итак, к каким конкурсным испытаниям следует быть готовым.Эссе на тему «Моя философия дошкольного образования»Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее впечатления и рассуждения автора по конкретному поводу или проблеме и заведомо не претендующее на законченную или исчерпывающую трактовку предмета.Характерные черты эссе: образный, афористичный стиль с установкой на разговорную интонацию и лексику; свободная композиция (однако не предполагающая отсутствия композиции вовсе; присутствуют: вступление, основная часть и заключение).Эссе призвано продемонстрировать речевую и интеллектуальную компетентность участника Конкурса, способность в письменном тексте передать специфику профессиональных будней (систему используемых методов и приемов, взаимодействие с детьми, родителями, социумом; восприятие профессиональных проблем, прогноз развития дошкольного образования в регионе и стране и т. п.).Эссе может также носить характер творческого рассуждения о профессиональном портрете педагога дошкольной образовательной организации, размышления о его роли в развитии и становлении ребенка в современном, высокотехнологичном обществе.Объем эссе – не более 10000 знаков (4-5 страниц), шрифт – Times New Roman, размер – 14, интервал – 1,5.Интернет-ресурсДанное конкурсное испытание – требование времени. Современный педагог дошкольной образовательной организации должен обладать знаниям в области ИКТ и быть готовым к дессиминации своего педагогического опыта.Критерии оценки: тематическая организованность представленной информации; образовательная и методическая ценность размещенных материалов, их соответствие современным требованиям, оригинальность и практическая значимость; возможность использования материалов в семейном воспитании; культура представления информации.Что должно быть на сайте участника: общая информация: ФИО, образование, трудовой и педагогический стаж, сведения о повышении квалификации, наградах (грамотах, благодарственных письмах), достижениях, увлечениях. То есть некое «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в профессиональной и личной жизни конкурсанта; методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно-методической литературы, используемых образовательных технологий; отражение опыта использования ИКТ в обучении; разработки и рекомендации для коллег и возможность их использования в различных образовательных ситуациях; авторские разработки, отражающие опыт образовательной деятельности; рекомендации для родителей; статьи на профессиональную тему; форумы и (или) другие формы обратной связи и их активность; отзывы посетителей сайта.Следует отметить, что в оценке информационного ресурса основное – его контент (содержание), и только во вторую очередь оценивается его концептуальность и эргономичность: соответствие типа ресурса содержанию; позиционность и адресность; доступность и простота использования; обеспечение обратной связи и культура представления информации.Творческая презентацияКритерии оценивания представляемого опыта работы: теоретическая обоснованность; практическая значимость; новизна, отражающая собственный вклад автора, возможность использования другими педагогами; логика представления; соответствие содержания заявленной теме; оригинальность подачи материала; культура общения, речи.Это конкурсное испытание – практически первая очная публичная заявка о себе как о педагоге и личности. Формат выступления (в соответствии с регламентом) конкурсант должен выбрать самостоятельно. Ему необходимо завладеть вниманием аудитории и сделать первый шаг на пути формирования имиджа участника Всероссийского профессионального конкурса.К числу важнейших элементов публичного выступления относятся: правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения. Совершенствование выступления связано с выбором различных средств: слов, крылатых выражений, образов, способов и методов изложения. К числу основных элементов техники речи относятся: интонация, дикция, темпоритм, жесты и мимика.Сложность для конкурсанта составляет, скорее всего, не столько формат выступления, сколько структура содержания, ведь за короткий срок необходимо донести до аудитории следующую информацию: личный профессиональный педагогический опыт, сформировавшийся при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса; цели и задачи реализации образовательной программы (программ), используемой участником; конкретное описание реализуемых технологий, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; анализ личных профессиональных компетенций и возможностей и как следствие достижения воспитанников; вклад участника конкурса в организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОО.Педагогическое мероприятие с детьмиКритерии оценки: методическая компетентность (соответствие формы, содержания, методов и приемов возрасту детей); умение заинтересовать группу детей выбранным содержанием и видом деятельности и удерживать интерес воспитанников в течение всей организованной деятельности; творчество педагога; организация взаимодействия/сотрудничества детей группы; учет и поддержка их активности и инициативности; общая культура (культура общения); соответствие открытого педагогического мероприятия и творческой презентации.Педагогическое мероприятие с детьми – фрагмент профессионального опыта, наглядная демонстрация тех профессиональных компетенций, которые были представлены участником в творческой презентации. Оно предполагает разумное сочетание репродуктивного, поискового и творческого компонентов.При подготовке к этому испытанию конкурсанту необходимо продумать, каким способом он сможет представить структурные компоненты занятия (общую цель, конкретные задачи, содержание, методы и средства воспитания и обучения).Для полного понимания структуры педагогического мероприятия желательно мысленно представить себе предполагаемое пространство его проведения и ход, включая начало и окончание. Немаловажное значение имеет внешний вид участника, умение четко выражать свои мысли, владеть голосом, занимать правильное расположение по отношению к воспитанникам и т. п.Некоторые требования к технике проведения педагогического мероприятия: Занятие должно быть релевантным теме творческой презентации, эмоциональным, вызывать интерес к познанию и открытию мира. Темп и ритм занятия должны быть оптимальными, действия педагога и детей завершенными. Необходим полный контакт во взаимодействии педагога и воспитанников с соблюдением педагогического такта и проявлением педагогического оптимизма. Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активной творческой деятельности. По возможности следует менять виды деятельности детей, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения. Педагог должен обеспечить активное участие каждого ребенка в образовательной деятельности.При подготовке педагогического мероприятия следует:1) продумать: средства обучения, наполняемость предметно-пространственной образовательной среды; методы, способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия и созданию общей атмосферы заинтересованности;2) учесть: требования ФГОС и СанПиН; классические дидактические принципы и новейшие достижений науки и практики;3) обеспечить: интегративные связи (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания); мотивацию и активизацию познавательной деятельности детей; эмоциональную составляющую мероприятия; связь содержания мероприятия с жизнью и личным опытом каждого ребенка.Мастер-классКритерии оценивания: глубина и оригинальность содержания; методическая и практическая ценность для дошкольного образования; общая культура; умение взаимодействовать с широкой аудиторией.Цель данного испытания – представление и распространение результатов образовательной деятельности лучших работников дошкольных образовательных учреждений, отражающих современные направления развития и позитивные изменения в практике дошкольного образования, направленные на решение проблемных вопросов образования детей дошкольного возраста.Выбор такого формата конкурсного задания не случаен: проведение мастер-класса – показатель зрелости педагога, демонстрация высокого уровня его профессионального мастерства.Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытое занятие (мероприятие) или презентацию достижений педагога. Однако его смысл, несомненно, глубже. По образному выражению М.Поташника, мастер-класс – это ярко выраженная форма ученичества у мастера. Мастер передает ученикам свое педагогическое мастерство, особенностью которого является искусство решения педагогических проблем.Тему и формат проведения мастер-класса участник выбирает самостоятельно, с учетом того, чтобы мастер-класс не копировал творческую презентацию Конкурса.В отведенное по условиям Конкурса время каждый педагог-мастер проходит вместе со своими учениками шаг за шагом следующий путь: обоснование выбора актуальной (проблемной) темы мастер-класса; поиск оригинальных и эффективных способов ее решения; осмысление полученного результата; аргументация возможности широкого применения предложенных образовательных средств, воспроизводимости представленного опыта.По форме мастер-класс может быть лекцией, практическим занятием, интегрированной (лекционно-практической) деятельностью с использованием методов прямого и комментированного показа и др. Главное – он должен проходить в активном или интерактивном (с наличием обратной связи) режиме. Ведь педагогу-мастеру необходимо уметь представлять свой опыт как профессиональному сообществу, так и широкой общественности.Выбирая форму проведения мастер-класса, важно помнить о том, что конкурсанту предстоит наиболее полно раскрыть его умение владеть аудиторией, образно, наглядно и аргументированно представлять свое педагогическое мастерство. Не случайно в критерии оценки этого конкурсного задания включены такие показатели, как общая культура и умение взаимодействовать с аудиторией.По содержанию мастер-класс демонстрирует в широком смысле слова авторство участников. Например, собственные образовательные программы, технологии, методики или отдельные формы, методы, приемы – словом, педагогические «находки».С учетом вышесказанного при подготовке и проведении мастер-класса участникам следует помнить о таких важных составляющих, как: речь (тон, сила, выразительность, дикция, техника речи) и параречевые средства (интонация, мимика, жест, пантомимика, в том числе осанка, умение стоять, сидеть, отсутствие скованности и т. п.); умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой; искусство общения и взаимодействия (умение приветствовать, обращаться к аудитории в целом и отдельным ученикам, аргументировать свою точку зрения, вести диалог, дискуссию и т. п.); педагогическая импровизация (умение работать по плану в голове, управлять незапланированными ситуациями); психологическая зоркость (умение видеть и учитывать индивидуальные особенности учеников, вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»); чувство времени.Круглый столКритерии оценивания: наличие собственной позиции по теме; содержательность и аргументированность каждого выступления в ходе обсуждения; умение вести профессиональный диалог (удерживать тему, продолжать и развивать высказанную мысль, обосновать заявленную позицию дополнительными аргументами; корректно возражать другому участнику при несовпадении позиций).В данном конкурсном испытании, как и в предыдущем, участвуют лауреаты Конкурса. Тема, которая предлагается к обсуждению, объявляется накануне испытания, которое предполагает публичное обсуждение какого-либо вопроса, связанного с образованием. Формат испытания – дискуссия.Правила ведения дискуссии:1) всегда помните о цели дискуссии – найти истину, решение, выход;2) с уважением относитесь к мнению другого человека;3) любое высказываемое мнение должно быть аргументировано;4) придерживайтесь дружелюбного тона;5) не спорьте ради спора!6) в дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению!Какова бы ни была тема дискуссии, оценивается общая эрудиция конкурсанта, его знание современных образовательных тенденций, коммуникационная культура.Дискуссия предполагает вступительное слово ведущего и приглашение к обмену мнениями по сформулированной проблеме.Несколько дополнительных советов, которые позволят добиться успеха в дискуссии: высказывайте свое мнение четко, аргументированно, не упускайте случая блеснуть эрудицией, но не будьте излишне эмоциональны; не «растекайтесь мыслью по древу», а строго придерживайтесь темы беседы; приветствуется чувство юмора; желательно, чтобы заключительное слово участника дискуссии было кратким, ярким и убедительным, указывало на решение поставленной проблемы, опиралось на более удачные и интересные выступления участников диспута, открывало пути развития обсуждаемой темы, вызывало интерес.Вместо послесловияДанные рекомендации не претендуют на научность и не являются обязательными при подготовке конкурсантов. Но, надеемся, они помогут ответить на вопрос участников Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года»: «Что и как я должен делать на конкурсе?», не ограничивая при этом их воображение, творчество и собственное представление о каждой форме состязания.Желаем удачи в профессиональной деятельности и в дни конкурсных испытаний!Елена ЕЛШИНА, заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования, член оргкомитета Конкурса;Нина ФЕДИНА, проректор по научной работе Елецкого государственного университета имени И.А.Бунина, член оргкомитета и жюри Конкурса
Комментарии